Общество

Законы есть, порядка нет

04 апреля

Почему суровость российских законов по-прежнему компенсируется необязательностью их исполнения

Торговля в «неустановленных местах» карается в Петербурге штрафом до 5 тысяч рублей. Но нарушителей от этого меньше не становится


К законам, как и к тем, кто их пишет, отношение в российском обществе, мягко говоря, нелестное. При ответе на вопрос, кто виноват в том, что правовые нормы в нашей стране зачастую остаются лишь текстом на бумаге, многие граждане кивают на законодателей. Мол, это они пишут всякий бред, который невозможно исполнить. Не случайно лишь 16 процентов респондентов, согласно опросу «Левада-центра», положительно оценивают деятельность нынешних депутатов Госдумы. Но при этом почти три четверти граждан, согласно тому же опросу, имеют слабое представление о принимаемых парламентом законах.


Хождение по замкнутому кругу

Законодатели нередко кивают на исполнителей и те же правоохранительные органы. Мол, что толку в законах с самым строгим наказанием, если их нарушителей никто не торопится карать? Вот, например, распитие спиртных напитков в общественных местах карается штрафом в полторы тысячи рублей. Не копейки, в общем-то. Некоторые штрафы за нарушение ПДД у нас почти такие же, как в Европе. Но разве при этом на наших улицах стало мало распивающих или же все газоны освободились от припаркованных на них автомобилей?

Чиновники тоже не демонстрируют особого рвения, когда речь заходит о контроле за отведённой им сферой. Взять хотя бы несанкционированную торговлю. Например, на протяжении многих месяцев у станции метро «Нарвская» идёт активная продажа всякого барахла с установленных на тротуаре столов и ящиков. За несколько лет корреспондент «НВ» лишь дважды наблюдала, как чиновники разгоняли торговцев-нелегалов. И каждый раз это было накануне международных саммитов. При этом никто этих торгашей не штрафовал. Сейчас к торговцам добавились продавцы селёдки неизвестного происхождения, которую продают у проезжей части, выуживая рыбин из грязных бочек. Районная администрация и районное же управление внутренних дел находятся в одной остановке от этого места, и наверняка многие сотрудники этих учреждений как минимум дважды в день пользуются станцией метро.

– Дело не в размерах штрафа, не в тяжести наказания, а в его неотвратимости, – уверен депутат Госдумы Юрий Синельщиков. – Когда человек будет знать, что пусть даже штраф небольшой, но он обязательно нарушителя «настигнет», человек уже вряд ли станет нарушать закон.

Правоохранители же, в свою очередь, нередко отсылают к самим законодателям (мол, не пугает граждан такая мера ответственности, которую вы прописываете), а также кивают на самих граждан: мол, правовой нигилизм охватил общество.

– И что, я должен за каждой собакой или каждым алкашом ходить? – развёл руками сержант полиции Евгений, попросивший не называть его фамилии. Корреспондент «НВ», увидев, что тот равнодушно взирает на парочку, пьющую на автобусной остановке пиво, спросил, почему страж порядка не реагирует на нарушение закона. – Ведь на каждого нарушителя протокол надо составлять. А с настоящими преступниками кто будет бороться, если все полицейские начнут за собачьими кучками и курящими в неположенных местах следить, вы об этом не подумали? Тут самих граждан надо воспитывать, и желательно ещё с пелёнок. Тогда и нарушителей будет меньше. Сами граждане должны стать законопослушными.

Ну а граждане… Смотри выше. В общем, круг замкнулся. И когда он разорвётся, совершенно непонятно.


«Закон не работает, потому что он ни о чём»

В этом споре отчасти правы все стороны. Далеко не все российские законы отличаются понятностью, прозрачностью, содержат адекватные нарушению санкции и механизм исполнения. Неслучайно и сами законодатели в процессе обсуждения некоторых законопроектов предупреждают их авторов, что нормы на практике окажутся неработающими.

– Иногда закон не работает, потому что он изначально ни о чём, – поясняет «НВ» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – И чем более он запутанный, наукообразный, тем в большей степени он является профанацией. Как правило, неработающие или плохо работающие нормы видны уже на стадии принятия. Возьмите хотя бы закон о национальной платёжной системе, который был принят Госдумой в 2011 году, – огромный сложный текст, который, по сути, ничего не регулирует и формирования национальной платёжной системы на деле не предполагает. Ещё один пример законов, которые не могут действовать, поскольку они очень запутанны и сложны, – это закон о госзакупках и пришедший ему на смену закон о федеральной контрактной системе. Иногда такие законы специально делают запутанными, и здесь проявляется косвенная форма лоббизма. А порой никто ничего не лоббирует, а вся непродуманность закона является следствием абсолютной бездарности его разработчиков. Потому на выходе мы имеем абсолютный законодательный брак.


К каждому полицейского не приставишь

С немалым количеством доводов правоохранителей о том, почему они оставляют без внимания те же административные правонарушения, с которыми мы сталкиваемся по многу раз на дню, тоже можно согласиться.

– Подавляющую часть работы в рассматриваемой сфере выполняют участковые уполномоченные полиции, – говорит глава МВД Владимир Колокольцев. – Зачастую к ним предъявляется немало претензий. Наши сограждане нередко вспоминают всенародно известного по советским фильмам участкового Анискина, однако не будем забывать, что он обслуживал всего несколько сотен относительно законопослушных граждан. Сейчас же в среднем по стране на одного участкового в городе приходится около 3000 человек, а в Москве – от 5000 и более. При этом независимое исследование, проведённое социологами в 2012 году в Москве, показало, что исходя из объёма полномочий, законодательно возложенных на участкового, ему для исполнения обязанностей, по самым минимальным оценкам, необходимо 16 часов в сутки, не считая времени, затраченного на прибытие к месту несения службы и убытие.

И то правда, к каждому гражданину полицейского не приставишь. В то же время в России количество стражей порядка на тысячу граждан выше, чем во многих странах с низким уровнем правонарушений, но вот «выхлоп» от их работы заметно ниже. Да и к судебной системе есть претензии.

– Даже у меня лично сформировался полный правовой нигилизм после общения с нашими судами по поводу нарушений на выборах, – признаётся Оксана Дмитриева. – Мы обратились в суд, представили все необходимые доказательства, но в итоге суд на белое сказал, что это чёрное, и наоборот.

– Есть законы, которые создаёт большое общество, и есть законы криминального мира, – говорит известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов. – Так вот, криминальные законы наши господа бандиты соблюдают безукоризненно, поскольку за неисполнение их очень быстро и крайне сурово наказывают. А наше «большое общество» пронизано желанием законы нарушать. Но справедливости ради люди не соблюдают законы не только в нашей стране. Однако у нас, что самое страшное, правоохранительная и судебная системы не торопятся препятствовать, а то и откровенно способствуют нарушению закона на всех уровнях.

Ответ на вопрос, что делать, вообще-то очевиден. Раз проблема комплексная, решать её тоже нужно комплексно. Должна быть внутренняя логика и понятность законов, неотвратимость наказания за их нарушение, да и само общество должно быть нетерпимо к нарушению законов. Без этого наши мечты жить как в Европе так и останутся мечтами…

 


За подобные объявления можно снять сразу два штрафа – 1000 рублей за распространение информации о сексуальных услугах и 5000 рублей за размещение объявлений вне специально отведённых мест



Статья 32 закона Санкт¬Петербурга «Об административных правонарушениях» гласит: за стоянку автомобилей на газонах – штраф до 5000 рублей
Анна Кострова. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+2
Облачно