Город

Встреча через 300 лет

25 май

 

На днях в Русском музее состоится финальный экспертный совет, который подведет итоги реставрации скульптуры Летнего сада. Один из самых важных этапов реконструкции-реставрации этого сложного и разнопланового объекта, каким является Летний сад, подходит к финалу. По мнению специалистов, масштаб и качество исполнения работ по реставрации и копированию мраморной скульптуры не имеют аналогов в мировой практике.


Окно в будущее

– Вот через это окно вся скульптура попала в мастерские, – Павел Лазарев, художник-реставратор ООО «Ху­дожественно-рестав­ра­ци­он­ная группа «Арт-студия», показывает на небольшое окно, почти на уровне земли. – Машины подъезжали к замку вплотную к окну, а мы изнутри, используя особый механизм, принимали статуи, укутанные в покрывала.

Два года назад все участники этого уникального проекта почти не верили, что им удастся за такой короткий срок не только отреставрировать свыше 200 предметов – статуй, скульптурных групп, бюстов, постаментов, – но и сделать с них точные копии. Учитывая, что практически все произведения из мрамора были в тяжелейшем состоянии: отбитые носы и пальцы, трещины, слои копоти от машинных выхлопов, липкая грязь – смесь песка, земли и липового цвета – проникала во все поры мраморных фигур, давно утративших первоначальный блеск и полированную поверхность…

– Вместе со специалистами из сектора химико-биологических исследований мы брали пробы с поверхности статуй, – рассказывает Анна Казанова, художник-реставратор «Арт-студии». – Оказалось, что в порах мрамора за один сезон поселяется почти 20 видов различных микроорганизмов! Они буквально проедали мрамор, разрушая его структуру.

Доставали весь этот «зверинец» из мраморных тел буквально миллиметр за миллиметром, неделю за неделей. Внешне вроде бы неплохо сохранившаяся статуя «Слава» преподнесла мастерам неожиданный «сюрприз»: грибки и прочие микроорганизмы так глубоко въелись в мраморное тело, что пришлось месяцами держать скульптуру закутанной с ног до головы в разные компрессы – они медленно растворяли и вытягивали из мрамора всю «нечисть». Возможно, статуя дошла до такого плачевного состояния из-за того, что в 1980-е годы провели эксперимент: на одну зиму закрыли скульптуру Летнего сада стеклянными колпаками. А ведь мрамор дышит! Под колпаком оказалось тепло и влажно, грибки и микроорганизмы отлично перезимовали, а в результате статуя покрылась черной несмываемой коркой. Теперь очищенная «Слава» отдыхает, перед тем как отправиться на копирование, – делать копию можно только с отреставрированной скульптуры.

 

Мраморные кожа и кости

Тяжело проходила и реставрация «Юности», она до сих пор остается в мастерской. Ей тоже сильно досталось в Летнем саду от ветров с Невы, которые несут пыль и выхлопные газы с набережной, мелкие камни с дорожек сада – эта смесь, как наждак, многие десятилетия буквально снимала со скульптуры ее «мраморную кожу». А за неровную поверхность проще уцепиться всяким грибкам и бактериям – полировка же не только придает статуе блеск, она еще и защищает ее от агрессивной внешней среды. Сейчас многие скульптуры похожи на людей без кожи: на руках и спинах проступают набухшие «вены» – это сохранившиеся фрагменты мрамора с поверхности, в промежутках его уже нет. Вот и возникает впечатление «обнаженных нервов».

– Зато мы теперь точно видим, какой слой камня утрачен за эти столетия, – говорит Павел Лазарев. – Первоначально статуи, конечно, были полированными, но в конце XVIII – в XIX веке их чистили, шлифуя поверхность пемзой и обрабатывая щелоком, – это настоящее варварство по отношению к мрамору, но тогда считали это нормальным.


Не ломайте копий

– А вот в копиях такого не будет – там нет питательной среды для микроорганизмов, новый материал очень плотный по структуре, – уверена Анна Казанова. – И заменить какие-то утраты будет намного легче.

Если проект реконструкции самого сада вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные оценки у различных специалистов и градозащитников, то на вопрос, делать копии скульптуры или не делать, все отвечали утвердительно: конечно делать. Вопрос был только в технологии и средствах. Первые копии скульптуры Летнего сада были сделаны еще в 1986 году из искусственного мрамора – порландцемента. Очень быстро стало понятно, что этот материал не подходит, он темнеет, разрушается под воздействием окружающей среды. Логичнее было бы делать копии из цельного мрамора, но это чрезвычайно дорогая и очень долгая затея: такие копии с использованием объемного сканирования на родине статуй из Летнего сада, в Италии, делают годами, стоимость одной крупной фигуры может достигать сотен тысяч долларов. В этом случае сад становится буквально золотым, а копирование затягивается на несколько десятков лет.

– Сейчас используются новые материалы – мраморная крошка и специальные полиэфирные смолы, в которые добавляют вещества, блокирующие разрушительное действие солнечного света, – рассказывает Павел Лазарев. – Опытные копии из этого материала уже с 1989 года стоят в Верхнем парке Петергофа. Их моют, на зиму закрывают. На скульптуре нет ни трещин, ни желтизны.

Перед тем как нанести на скульптуру слои силикона для создания формы, фигуру покрывают специальным составом наподобие мыла, который, высыхая, создает тончайший защитный слой между мрамором и силиконом. Силикон накладывают в несколько слоев, когда он застывает, форму снимают – получается нечто вроде скорлупы грецкого ореха, разделенной на две половинки, внутри которой сохраняется идеальный оттиск со скульптуры. На заводе эти «половинки ореха» плотно соединяют, внутрь заливают смесь смолы и мраморной крошки. Мраморная крошка, которая идет на копии, – родная, итальянская. Ее просеивают специальным магнитом, который убирает вкрапления железа, – гарантия, что копии потом не пожелтеют. На экспертном совете отдельно обсуждался цвет будущей скульптуры – подрядчики представляли образцы, искусствоведы и реставраторы выбрали эталонный цвет.

Сейчас в мастерских Русского музея остается буквально несколько скульптур, с которых скоро закончат снимать формы для копий. Потом эти формы отправят в производственные цеха ООО «Петербургская скульптура»: оригиналы не могут покидать территорию музея, а в замке невозможно открыть производство – смола, пока она не засохнет, выделяет удушающий запах. Засохнув, эта смесь становится абсолютно нейтральной.

Скульптуры должны вернуться в Летний сад уже осенью: как только там завершится реконструкция дорожек, специалисты начнут устанавливать постаменты под статуи и бюсты.


справка «нв»

По плану работ по реставрации и копированию коллекции мраморной скульптуры Летнего сада с лета 2009 года по осень 2011-го предполагалось провести реставрацию 201 музейного предмета: 84 скульптур (статуй, бюстов, скульптурных групп), 117 мраморных и гранитных пьедесталов и подставок под бюсты. Со всех них сняты копии. За единственным исключением: скульптурная группа «Ништадтский мир. Мир и изобилие», которая стоит между Летним дворцом Петра I и Невой, будет отреставрирована на месте и там же останется, копию с нее делать не будут. Во всяком случае, пока.

Наталья Шкуренок, Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь