Город

Всё в стекле и каналах

15 октября

«НВ» продолжает знакомить читателей с предложениями архитекторов по застройке квартала «Набережная Европы» и рассматривает в деталях концепцию, предложенную «Студией 44» известного петербургского архитектора Никиты Явейна

На участке, ограниченном Малой Невой, переулком Талалихина и проспектом Добролюбова, вскоре должен вырасти новый квартал, предназначенный для переезда аппаратов Верховного и Высшего арбитражного судов. На месте комплекса бывшего Государственного института прикладной химии (ГИПХа) также предполагается построить жилые дома, разбить рекреационную зелёную зону и возвести Дворец танцев Бориса Эйфмана. Конкурсная комиссия, которую возглавляет управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, отобрала и выставила на суд общественности четыре проекта.

Авторы третьего из представленных проектов – «Студия 44» во главе с Никитой Явейном. Никита Игоревич с коллегами (кроме него над проектом работали ещё семь человек) решили сравнить Петербург с Венецией или Амстердамом. Главное отличие этой концепции – все блоки застройки квартала «Набережная Европы» связываются между собой мощной системой пешеходных дорожек и мостов. Переправ понадобится немало – проект «Студии 44» предполагает обилие судоходных каналов, которые должны пройти от Малой Невы перпендикулярно к проспекту Добролюбова. На их берегах можно обустроить причалы для катеров и лодок.

Водные артерии вполне логично разделят квартал на несколько частей по их назначению. Каналы визуально ограничат жилую, деловую и культурную зоны. Стоит отметить, что с их помощью можно во многом решить и транспортную проблему. В частности, руководителей судебных инстанций можно доставлять на работу водным путём, что позволит избежать скопления автотранспорта на и так до предела загруженных участках Петроградской стороны на съездах с Тучкова и Биржевого мостов, а также на Кронверкском и Большом проспектах. Каналы имеют ещё одну важную функцию – связывать пространство в единый комплекс. Впрочем, по макету не очень понятно, получится ли осуществить эту задумку. Дело в том, что архитекторы «Студии 44» предложили сделать их различной ширины, и это создаёт определённые диспропорции.

Как отмечают авторы концепции, их проект предлагает воспроизвести «на новом витке эволюции Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I». В принципе, к истории апеллируют и все остальные претенденты на победу в конкурсе. Но у варианта Никиты Явейна перед ними есть одно важное историческое преимущество – в общих чертах проект «Студии 44» по регулярной композиции нового комплекса, планировочному модулю и ориентации улиц (их также можно смело назвать линиями) на Васильевский остров повторяют рисунок генерального плана Леблона – Трезини, предложенного в 1717 году.

Здания в данном проекте должны расположиться перпендикулярно к реке. Это, видимо, должно напомнить о традиционном для Петербурга способе планировки. Так, например, располагается здание Двенадцати коллегий и ещё несколько старинных памятников.



Макет проекта комплекса «Набережная Европы» от «Студии 44». Справа виден участок Биржевого моста и съезд с него на проспект Добролюбова. В центральной части макета – участок, на котором расположатся здания суда. Широким каналом от них отделены развлекательная часть с Дворцом танцев и жилая часть

Дворец танцев Бориса Эйфмана авторы собираются разместить в среднем блоке общей застройки. Главный вход в него будет находиться со стороны Малой Невы, а перед ним расположится площадь, которая должна служить местом отдыха горожан. Здесь же при необходимости можно проводить и праздники на открытом воздухе. Сквозной проход от проспекта Добролюбова к набережной мимо театра существует, но на «видовой коридор», о котором так часто говорили эксперты и градозащитники, он всё-таки не тянет. Авторы этот тезис парируют своеобразно, утверждая, что, хоть в Петербурге главной улицей считается Невский проспект, «самой главной» считается вовсе не он, а Нева, поэтому и ориентация должна быть именно на реку.

Здания судебного департамента в концепции Никиты Явейна должны разместиться со стороны Биржевого моста, жилые дома – на участке между Дворцом танцев и уже существующими в этом районе зданиями бизнес-центра и «Юбилейного». Чтобы объединить эти блоки в единый ансамбль, концепцией «Студии 44» предусмотрено огромное количество открытых и закрытых галерей и аркад, которые должны вызвать у зрителя впечатление общей длинной колоннады. С их помощью авторы проекта надеются «размывать границу между зданием и окружающей средой, определять ритмический строй и пластику фасадов».

Хоть высота зданий и не превышает 26 метров, разрешённых по регламенту (лишь верхушка Дворца танцев возвысится на 30 метров), обилие стеклянных деталей на фасадах и крышах зданий вызывает чувство массивности и внешне очень сильно отличается от окружающей застройки. А это может стать решающим фактором при выборе проекта-победителя.



Вид с Малой Невы на комплекс зданий суда и судебного департамента. За спиной у зрителя остаётся набережная Макарова, справа виднеется шпиль Петропавловской крепости. По левую руку останется Тучков мост

 

авторитетно

«Это сдержанная архитектура, в ней нет помпезности»

Михаил Мильчик, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация»:

– Меня в полной мере не устраивает ни один из предложенных проектов. Но при необходимой доработке концепция Никиты Явейна выглядит по сравнению с конкурентами более качественной и интересной. Он не копирует старину, это сдержанная архитектура, отвечающая современным требованиям. В ней нет помпезности. У нас всё-таки на дворе XXI, а не XIX век.

Отмечу, что корпуса в проекте Явейна поставлены так, чтобы не создавалось впечатления громоздкости. Также мне очень нравится идея каналов. И ещё очень важно, что в этой концепции сохраняется (пусть и не в полной мере) доминантная роль Князь-Владимирского собора. Но вместе с этим проект требует серьёзной доработки!

Я считаю, что для Петербурга перевод высших судебных инстанций – это негативный момент. В первую очередь потому, что сразу же увеличится количество транспорта в одной из частей города. Никто из авторов проектов в полной мере этот вопрос не проработал и не решил. Идеальным вариантом был бы парк на месте «Набережной Европы». Но у города, к сожалению, нет таких средств, чтобы возместить уже затраченные инвесторами деньги и обустроить зону отдыха для жителей.

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно