Планета

Все дороги ведут в Рим?

17 июня

Что стоит за недавним визитом Владимира Путина в Ватикан

 

Встреча любого российского лидера с папой римским воспринимается обывателями как «вишенка на торте» итальянского визита. Ну, какое значение имеет эта протокольная беседа с сухоньким старичком в белой рясе? Однако встречи российских руководителей с понтификами нередко давали старт эпохальным событиям. Так, после беседы Михаила Горбачёва с Иоанном Павлом II в 1989 году политика «нового мышления» вступила в СССР в активную фазу. А после первого очного разговора Владимира Путина с папой Франциском 25 ноября 2013-го на Украине стартовал Майдан. Не исключено, что в этот же ряд вскоре встанет и последний визит лидера РФ в Ватикан, тем более что рулевой «ладьи святого Петра» всё активнее гребёт в сторону России. Так с какой целью понтифик ищет сближения с нашей страной?

Толпы туристов, желающих полюбоваться на фрески Микеланджело, собор Святого Петра и Сикстинскую капеллу, – вот первые ассоциации со словом «Ватикан». Народная молва упорно рисует это теократическое государство неким городом-музеем, хранящим былое величие католической Европы. Там, в окружении худощавых кардиналов в красных шапочках, живёт улыбчивый старик, благословляющий толпы паломников.

– Однако Святой престол – один из влиятельнейших глобальных игроков с солидным опытом управления странами и континентами, – считает историк Андрей Девятов. – Со времён Древнего Рима и раннего Средневековья влияние Ватикана зиждилось на двух китах – нравственной привлекательности учения Христа, искажённого под нужды глобальной политики, и совокупной мощи своего суверенного государства.

Именно Святой престол стал пионером глобализации. Ещё на заре Средневековья он объединил под своим началом всю Западную Европу в форме Священной Римской империи, прообраза современного ЕС. После этого папская теократия развернула экспансию далеко за пределы Старого Света, развязав крестовые походы против исламского мира и инициировав в конце XV века великие географические открытия. Именно монархи суперкатолической Испании – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский – снарядили Христофора Колумба на поиски кратчайшего пути в Индию.

– В арсенале у папской теократии и сегодня имеются солидные ресурсы, – говорит историк и преподаватель МГИМО Ольга Четверикова, одна из ведущих в России специалистов по Ватикану. – Это 1,2 миллиарда человек католической паствы, влияние на родовую аристократию континентальной Европы, одна из лучших в мире разведок, изощрённая дипломатия и разветвлённая сеть монашеских орденов вроде Opus Dei («Дело Божие»), иезуитов и мальтийцев. Кроме того, папский престол управляет собственным банком, скрывающимся под благовидной вывеской Института по делам религии (ИДР), и гигантским золотым запасом.

Однако стать монополистом в мировой политике Святому престолу не удалось. Примерно в XVI веке на авансцену мировой истории с присущей ему дерзостью вышел новый крупный игрок – «великий комбинатор». После непродолжительных странствий он избрал своей штаб-квартирой Великобританию и США. В чём же особенность этого собирательного Остапа Бендера?

– Этот игрок делает ставку не на страх, а на соблазн, постепенно заменяя прямое принуждение экономическим, – полагает философ Андрей Фурсов. – Его излюбленная стихия – тонкие информационно-психологические манипуляции, игры на низменных инстинктах человека, финансовое мошенничество и навязывание материальных ценностей.

В 2013-м схватка между «великим комбинатором» и «великим инквизитором» достигла одного из апогеев. 28 февраля папа Бенедикт XVI, известный своими консервативными убеждениями, отрёкся от престола. Добровольной отставке понтифика предшествовал скандал вокруг Банка Ватикана, обвинённого в отмывании денег итальянской мафии, а также многочисленные разоблачения священников-педофилов. После этой клубнично-детективной истории на папский престол взошёл выходец из Аргентины, представитель ордена иезуитов (разведки Ватикана) Хорхе Марио Бергольо, который взял себе имя Франциск. Эксперты считают его компромиссной фигурой: с одной стороны, он является креатурой Бенедикта, а с другой – человеком более либеральных взглядов.

– Главная цель западных элит – вписать Ватикан в свой проект глобализации на правах «идеологической обслуги», – полагает Ольга Четверикова. – Ватикан должен дать добро на окончательный отказ от христианской морали, что означает папское благословение однополых браков, абортов, эвтаназии и прочих «прелестей» нашего толерантного века. Кроме того, от Святого престола ждут активизации экуменического движения с целью объединения всех христианских церквей и участия в проекте New Age, призванном создать некую глобальную религию.

Разве это возможно? Ещё как! В католицизме принят догмат о непогрешимости папы в делах веры. И если понтифик вдруг провозгласит, что «Вселенная вылупилась из гигантского яйца», а «жизнь на Землю принесли инопланетяне», то любой добрый католик будет обязан поверить его «откровениям».

– Другая задача состоит в том, что в наше время демонтажа национальных суверенитетов Ватикан должен отказаться от остатков своей государственности, – продолжает Ольга Четверикова. – От папы римского давно требуют соответствия международным критериям «прозрачности», то есть ненавязчиво просят передать свой банк «правильным парням» из лондонского Сити или нью-йоркской Уолл-стрит. И что мы видим? С приходом Франциска финансы Ватикана перешли под контроль Мальтийского ордена, тесно связанного с финансовыми элитами США.

И вот на волне схватки между «великим инквизитором» и «великим комбинатором» Владимир Путин на прошлой неделе совершил свой второй визит в Ватикан за два года и провёл очередную продолжительную беседу с папой. Причём эта встреча сопровождалась целым рядом событий, свидетельствующих о желании Святого престола сблизиться с Россией. Так, папа Франциск вручил Владимиру Путину медаль с изображением ангела-миротворца.

– Эта медаль, созданная художником прошлого века, изображает ангела, который приносит и мир, и справедливость, и солидарность, – сказал понтифик. – А также этот текст, в котором есть размышления о том, что Евангелие приносит нам в жизнь свет и радость, и там есть геополитические размышления и о нас, и о нашей жизни.

Но и это не всё. 12 июня – в День России – Франциск заявил о том, что католикам и православным было бы неплохо так изменить пасхалии, чтобы отмечать главный христианский праздник в один день. В этой же самой речи папа сказал, что в истории Европы было три главных центра христианства – Рим, Константинополь и… Москва.

Эти реверансы в сторону России со стороны Святого престола выглядели «лучом света в тёмном царстве» угроз и ультиматумов, на которые в этом месяце особенно расщедрились западные политики. Накануне встречи Путина и Франциска в Германии состоялся саммит G7, на котором лидеры США и ЕС грозили Москве новыми санкциями и обвиняли в нарушении Минских соглашений. А тут – «предательство евроатлантической солидарности» со стороны католической церкви! В итоге западная пресса стала писать о «геополитическом союзе Москвы и Ватикана», а посол США при Святом престоле в нарушение элементарных дипломатических приличий начал публично наставлять папу римского, как тому следует разговаривать с руководством РФ.


Орден иезуитов был основан в 1534 году монахом Игнатием Лойолой для противодействия Реформации и утверждён папой Павлом III в 1540 году. Официальное название – Общество Иисуса. Члены ордена сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерством. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый – абсолютного послушания папе римскому «в вопросах миссий». Иезуиты известны своей двойной моралью – считая, что ради достижения благих целей допустимы любые средства. Этот орден фактически является спецслужбой и спецназом Ватикана, выработав уникальный метод культурной адаптации и мимикрии. Большинство глав ЦРУ, включая Леона Паннету и Джорджа Тенета, обучались в учебных заведениях, курируемых орденом иезуитов.


версии

С чем связан такой интерес понтифика к сближению с Россией? Эксперты выдвигают на этот счёт как минимум три версии.

Версия № 1. Ватикану нужен «священный союз» против постмодерна

Не секрет, что Европа стремительно отходит от своих духовно-религиозных корней. К готическим соборам всё чаще пристраивают минареты, христианство считают «мракобесным» пережитком прошлого, а на воскресных мессах можно увидеть лишь немногочисленных благообразных пенсионерок. Словом, из некогда христианского континента Европа превращается в духовную пустыню, в которой то и дело мелькают зелёные «оазисы ислама».

При этом европейские правые консерваторы с каждым годом всё чаще обращают полные надежд взоры не на Ватикан, а на Россию. Ведь если католическая церковь, с их точки зрения, «прогнулась» под изменчивый мир, то наша страна видится им главной защитницей христианства, суверенитета, семьи и прочих традиционных ценностей. Что же делать в этой ситуации папе римскому, если он желает сохранить авторитет церкви? Правильно – искать поддержку в России, переживающей «консервативный ренессанс» после 70 лет коммунистического безбожия и кратковременного увлечения либерализмом в перестройку.

– Эта медаль – заключение союза между Ватиканом и Путиным, который сейчас символизирует обороняющуюся против либерального мирового клуба Российскую Федерацию, – в свойственной ему экстравагантной манере комментирует известный тележурналист Максим Шевченко. – Понтифику омерзительна постмодернистская Европа: с её легализацией гомосексуализма и эвтаназии. Поэтому он обнял Путина как сына и фактически сказал ему: «Сражайся, сын мой, подобно воину Христову с этой богомерзкой европейской элитой, которая превратила христианскую Европу в Содом».

Кстати, период сближения между Россией и Святым престолом уже имел место в конце XVIII – первой половине XIX веков, когда Просвещение, Великая французская революция и наполеоновские войны спровоцировали в Европе настоящее «идеологическое цунами», едва не потопив «ладью святого Петра». Именно тогда империя Романовых дала убежище иезуитам и мальтийцам, а Павел I даже согласился стать Великим магистром Мальтийского ордена. После разгрома Бонапарта под эгидой России и Ватикана возник Священный союз, который, борясь с революциями и отстаивая христианские ценности, на полвека избавил Европу от серьёзных войн.

 

Версия № 2. Рим предлагает Москве геополитический альянс

Не стоит забывать, что в последнее десятилетие сократился не только моральный авторитет, но и геополитический вес Ватикана. Сотрясаемый клубничными скандалами вокруг священников-педофилов, Святой престол в 2013 году фактически отдал свой банк под контроль финансовых элит Запада. Стоит ли говорить, что после этого у «ладьи святого Петра» изрядно сузилось пространство для манёвра?

Впрочем, Ватикан продолжает бороться за своё место под солнцем. А раз между Святым престолом и Западом пробежало немало чёрных кошек, папа римский пытается найти опору в странах незападного мира и заключить геополитический альянс с Россией.

– Стратегическая линия папы – не прозападная, он смотрит на весь мир, – рассуждает известный итальянский журналист Джульетто Кьеза. – В Ватикане знают, что мир состоит из семи миллиардов человек, из которых только малая часть живёт на Западе. Есть ещё Китай, Индия, Бразилия. Другой мир – это тот, который был 9 Мая на Красной площади на праздновании 70-летия окончания Второй мировой войны. И папа пытается вести диалог именно с ним.

Так, нынешний понтифик из Аргентины, известный своей скромностью, после смерти Уго Чавеса перехватил контроль над «красным проектом» в Латинской Америке. Он фактически вернул братьев Кастро в лоно Католической церкви, а также поспособствовал снятию с Кубы американских санкций в декабре 2014-го. Однако своим главным геополитическим проектом Ватикан считает защиту христиан Ближнего Востока, которые с приходом «арабской весны» переживают страшнейшие гонения. Именно здесь интересы Святого престола полностью совпали с целями России, которая ещё с царских времён встаёт на защиту угнетённых православных народов.

Так, накануне петербургского саммита G20 в 2013 году, когда Сирия балансировала на грани войны с США, Франциск написал Владимиру Путину письмо с просьбой потушить этот пожар из «дипломатического огнетушителя». Тогда российский лидер и Барак Обама добились вывоза сирийского химического оружия под контролем международных структур. В итоге благодаря Владимиру Путину и папе Франциску удалось избежать бомбёжек Дамаска, после которых сирийские земли уже превратились бы в опорную базу исламистов. Однако с появлением «Исламского государства» позиции радикалов на Ближнем Востоке усиливаются с каждым месяцем, что делает необходимым сотрудничество Ватикана и Москвы.

 

Версия № 3. Папа играет роль «доброго полицейского»

Некоторые эксперты полагают, что, несмотря на «внутривидовую борьбу», Ватикан и США действуют заодно. И если в отношениях с Россией Америка предстаёт в качестве «злого следователя», то Святому престолу досталась роль «доброго полицейского».

– Показная благожелательность Франциска не должна вводить нас в заблуждение: нынешний папа – иезуит, а иезуиты – признанные мастера интриги, – полагает Ольга Четверикова. – Как можно верить в искренность человека, ответственного за развязывание кровопролития на Украине? Известно, что греко-католики (униаты) из западных областей стали главным духовным «мотором» сначала киевского Майдана и гражданской войны в Донбассе. А ведь без отмашки из Ватикана они вряд ли развернули бы в 2013 году такую революционную активность.

По мнению Ольги Четвериковой, США и Ватикан ведут с Россией игру в кошки-мышки. С одной стороны, Америка и её европейские союзники превратили саммит G7 в Германии в антироссийскую акцию, пообещали ужесточить санкции и пригрозили размещением у наших границ ракет средней дальности. А с другой стороны, папский престол посулил Владимиру Путину лавры миротворца (почти как в своё время Горбачёву), призвал к сплочению перед лицом «исламской угрозы» и похвалил за приверженность традиционным ценностям. Стратегический замысел здесь таков: коль скоро Россия не желает идти на Запад через либеральные «парадные ворота», то пусть она войдёт в него через консервативный «чёрный вход», у которого её встретит умильно улыбающийся папа-иезуит.

– Главная цель западных элит – недружественное поглощение Русской православной церкви католиками, – продолжает Ольга Четверикова. – В следующем году ожидается Всеправославный собор, после которого православные иерархи могут начать постепенно переходить под контроль Ватикана. Главный «лоббист» этого собрания – Константинопольский патриарх Варфоломей – уже признаёт над собой власть папы римского. Теперь на пути к «дивному новому миру» остаётся лишь одно препятствие – РПЦ, и ради его устранения папская курия готова пойти на многое. Например, на отказ от многих догматов и традиций – отсюда стремление Франциска праздновать Пасху в один день с православными. Или на возвращение Украины в сферу влияния Москвы. Главное – встроить Русскую православную церковь в католическую иерархию, после чего Россия утратит свой духовный суверенитет и быстро вольётся в западный проект глобализации.

 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ». Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2