Фототема

Уходящее многоголосье Пинежья

27 января

Продолжаем рассказ о поездке двух фотографов – русского и бельгийца – по Пинежскому району Архангельской области. На этот раз темой репортажа стали уникальные традиции этих мест


Масленица на Пинежье вроде бы похожа на другие российские Масленицы. Но тут она особенно задорная и веселая. Еще бы! Северяне так ждут весны, насидевшись зиму под сугробами, что это придает их празднику уникальный колорит. Здесь все по правде – и все верят в то, что прыжки через костер обязательно принесут удачу на весь год до следующей Масленой недели


Специалисты по русскому фольк-лору к Пинеге относятся с особым пиететом. Ведь удаленность ее от культурно-бытовых влияний внешнего мира сделала эту местность этнографическим заповедником. Земля славилась особым многоголосым народным пением, музыкальной «говорей» (диалектом), уникальными похоронными и свадебными об-рядами.

Даже в советское время здесь пели не про колхоз, трактор и ракеты в космосе, а свои исконные песни, слова которых непонятны горожанам, а мелодия тягуча, словно северные реки. Народный хор в деревне был нормой, как и скрупулезное соблюдение древних обрядов. Десятилетиями на Пинегу ездили собиратели музыкального фольклора, но с деревнями не было обратной связи: никто из певцов не слышал себя в записи. А теперь, когда большинство исполнителей уже умерли, Владимиру Шраге и Куну Дегрооту удалось привезти запись, сделанную в 1982 году экспедицией Ленинградской консерватории, и дать послушать эти песни тем, кто их пел когда-то.

Но в живых остались только две певицы: 80-летняя Мария Ивановна Скоморохова и 96-летняя Таисия Никитична Скоморохова. Они слушают эти песни и подпевают дрожащими от старости и волнения голосами. И как будто никто не умирал, все здесь, соседи и родня, крепкие, полные сил…

Уходят носители традиций – уходят сами традиции. Дачники не знают, как надо плясать и причитать, а городским родственникам пинежских стариков, может, и хотелось бы снова в хоровод, да не с кем. Но упорно сохраняется один из старых-престарых праздников, который теперь называют «День деревни». В старину это была целая неделя! – у молодежи было принято ходить толпой в гости в другие деревни, где можно было найти себе пару по сердцу. Ведь познакомиться с парнем или девкой из дальней деревни на буднях тогда было почти нереально.



То, что раньше было традицией, чем жила и дышала деревня, теперь стало музейным экспонатом и номером концертной программы. Дети из музыкальной школы поселка Пинега разыгрывают на сцене то, что их предки исполняли в домашней, пусть и праздничной обстановке




Дочь Марии Ивановны, Галина Васильевна Малыгина, — одна из тех немногих энтузиастов, которые прилагают усилия для сохранения старинной и уникальной пинежской песенной традиции. Так поют в поселке Ясный под руководством Скомороховой-младшей




Петров день – главный летний праздник Пинежья. Это из тех языческих традиций, которые не смогла сломить ни Церковь, ни советская власть, ни новые времена. Летом в деревнях много дачников, поэтому
Петров день проходит при большом скоплении народа. Для таких случаев у многих девушек имеются домотканые сарафаны. Зачастую эти костюмы передаются по наследству





Все, что осталось у Марии Ивановны от прежней жизни, – лишь эта кассета. Уже два года она для старушки как дверь в прошлое. Ради этих записей дети Марии Ивановны подарили ей магнитофон и научили им пользоваться. Других-то кассет у нее все равно нет




Из архива М.И. Скомороховой. Мария Ивановна вспоминает: «Хоть мы худо жили, а весело жили!» Пели старинные песни, справляли традиционные праздники, соблюдали древние свадебные обряды

 

 

 

 

Татьяна Хмельник. Фото Владимира Шраги и Куна Дегроота
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно