Экономика

«Уборка улиц обошлась в 2,6 миллиарда рублей»

03 мартa

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Сергеев подвел итоги борьбы городских служб со снегом и сосульками для «НВ»

Вице-губернатор Санкт-Петер­бурга Алексей Сергеев для «НВ» подвел итоги борьбы городских служб со снегом и сосульками, рассказал о кадровом вопросе в жилищно-коммунальной сфере и цене, которую мы платим за запрет сбрасывать снег в реки.

– Когда зимой все требовали убирать город дочиста, о цене никто не думал. Во сколько в итоге обошлась снежная кампания и какие бюджетные статьи придется резать, чтобы покрыть убытки от «большой уборки»?

– Затраты весьма существенные. Только уборка улично-дорожной сети города, тротуаров, остановочных павильонов обошлась в 2,6 миллиарда рублей. Я сюда не включаю затраты на уборку и круглогодичное содержание парков, садов и скверов, которых, как вы понимаете, в Петербурге достаточно – они идут отдельной строкой. Естественно, только текущими затратами дело не ограничивается. Так, например, по урокам прошлой зимы мы укрепили материально-техническую базу наших городских предприятий: закупили 655 единиц новой многофункциональной техники, на хребте которой были выполнены все сложные работы нынешнего сезона. Построили снегоплавильную камеру на Рижском проспекте, 14 солехранилищ. В ближайших планах строительство аналогичной снегоплавильни в Петроградском районе. По итогам этого зимнего периода мы планируем произвести дополнительную небольшую закупку мини-тротуарной техники, на эти цели планируется выделить 320 миллионов рублей. Этой зимой тротуары прометаются хуже улично-дорожной сети – мешают рекламные щиты, столбы. Понятно, что ситуацию надо менять.

Также дополнительно 1,2 миллиарда в этом году выделено из городского бюджета на уборку районных территорий общего пользования. Теперь на платежи граждан убираются только подходы к парадным, а остальное, то есть львиную долю расходов, взял на себя город.

Бюджет в этом году окажет помощь и профинансирует работы управляющих компаний, которые осуществляют сброс и вывоз снега и наледи с кровель жилых многоквартирных домов, а также вывоз снега из дворов. Эти работы, которые за зиму выполнялись многократно – по четыре, пять раз, ни в какие тарифы на содержание домов не входят, и затраты управляющих организаций в этой части в разы выше, чем платежи населения. В такой ситуации город не может просто взять и отвернуться от реально существующей проблемы. На оплату этих работ в 2010/2011 году предусмотрено выделить около 480 миллионов рублей. Правда, это, так скажем, наши предложения, их еще должно рассмотреть и утвердить правительство Санкт-Петербурга и принять Законодательное собрание.

Вот из всех этих статей расходов и затрат выводится наш сводный зимний бюджет. Это промежуточные цифры, ведь зима еще продолжается, снег вывозится, кровли очищаются. Что касается источников финансирования, то эти расходы планируется покрыть из дополнительных доходов городского бюджета, так что какого-то секвестрования других статей не потребуется.

– Когда речь идет о таких финансовых потоках, нельзя не задать вопрос: а как они контролируются, насколько прозрачны эти многомиллиардные расходы?

– Могу заверить, что все контролируется. Деньги ведь не выделяются на «уборку вообще», есть определенная система. Заказчиком на уборку дорог, тротуаров, остановок выступает городское предприятие «Центр комплексного благоустройства», которое ежегодно заключает государственные контракты с девятью специализированными дорожными предприятиями на выполнение конкретных видов работ по районам города. Заказчики на уборку территорий общего пользования в 12 районах города – районные администрации, в пяти пригородных и Петроградском – муниципальные образования. То есть в каждом случае есть конкретные заказчики и реальные исполнители. Насколько честно и добросовестно они работают, оцениваем и мы, чиновники, и все горожане, жалобы которых на плохую уборку систематизируются, и по ним делаются соответствующие выводы.

– Да, жалоб и претензий от горожан в эту зиму было, наверное, не меньше, чем снега.

– И во многом они были справедливыми. Общая территория уборки в городе – 55 миллионов квадратных метров. Если суммировать все затраты, то на уборку одного квадратного метра в год выделяется 85 рублей. Сумма не слишком большая, тем более в нынешнюю аномальную зиму. Вот, скажем, за весь прошлый сезон мы вывезли 11 миллионов кубов снега, а в нынешнем, только на конец февраля, уже вывезено 13 миллионов. Такие объемы в 5–6 раз превышают показатели обычных зимних сезонов. В итоге расходы в пересчете на метр существенно недотягивают до норматива.

Но, согласитесь, уборка в этом году проводится намного лучше, чем в прошлую зиму. Мы ведь сделали по итогам той зимы немало выводов. Образован отдельный профильный комитет по благоустройству, который целиком занят вопросами содержания улично-дорожной сети. В прошлом году за эти работы отвечал КБДХ (комитет по благоустройству и дорожному хозяйству). Понятно, что на фоне масштабных проектов реконструкции дорог, проектирования мостов заботы о текущей уборке казались руководству комитета мелкими. Закуплена, как я уже говорил, новая многофункциональная техника круглогодичного использования. Прекращена выдача разрешения на установку рекламных щитов на тротуарах, которые мешают и технике, и пешеходам. Число таких конструкций вообще планируется значительно сократить.

– А не получится, что, если не оптимизировать расходы, скоро мы будет работать только на уборку? Мне, например, жалко денег, которые тратятся на вывоз снега за тридевять земель. В Хельсинки снег сбрасывают в море, в большинстве российских городов – в реки, зато Петербург, где в любой речке и канале несколько метров ядовитых донных отложений, даже чистейший снег должен выво­зить на специальные пункты. Проводились ли корректные научные исследования о возможном воздействии этого снега на состояние водоемов – или запрет основан только на требованиях экологов-общественников?

– Мне тоже жалко этих денег. Перевозка каждого кубометра снега обходится бюджету в 125 рублей! Но это не наша прихоть. Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке улиц Петербурга сброс снега в акваторию города не предусмотрен. Более того, и статья 56 Водного кодекса РФ, и пункт 4.1.3. СанПиН о требованиях к охране поверхности вод трактуют подобные действия как захоронение в водных объектах отходов, приравнивая снег к мусору. Что касается научных исследований, то сейчас мы выясняем, можно ли сбрасывать в водоемы снег хотя бы с тротуаров вдоль набережных. Речь идет о свежевыпавшем снеге, который не содержит реагентов и грязи.

– Можно сэкономить и на борьбе с сосульками. Сейчас всем уже понятно, что для борьбы с ними нужно не мигрантов на крыши выгонять, а теплоизолировать чердачные перекрытия и разводку труб отопления. Почему это не сделано минувшим летом?

– Этот вопрос отсылает нас к глубинам реформы жилищно-коммунального сектора. Давайте так: кому сегодня адресовать эти справедливые, объективные претензии. Городу? На сегодняшний день ему принадлежит только 12 процентов жилого фонда, остальное – частная собственность. Частные крыши, частные чердаки. Да, город подталкивает, стимулирует, контролирует, если хотите. Но основной вопрос к собственникам. Город не снимает с себя ответственности за частный жилой фонд. Я уже сказал, что бюджет компенсирует управляющим компаниями затраты на очистку крыш. Вы также знаете, что собственники не платят за капитальный ремонт своих домов – его также финансирует город.

Что касается чердаков, то, хотя они, повторю, в распоряжении управляющих компаний, по четырем центральным районам город принял адресную программу по нормализации их температурно-влажностного режима. Также администрациями районов подготовлены предложения по формированию целевой статьи на капитальный ремонт кровель на 2011 год. К сожалению, эти меры не гарантируют полного отсутствия наледи на кровлях. Да, они дают запас времени для очистки кровель, но надо понимать, что, если управляющие компании не будут своевременно очищать крыши, сосульки все равно появятся – за счет таяния снега под солнечными лучами, за счет оттепелей и т. п.

– Что мы будем дальше делать с «самоуправлением» в жилищно-коммунальной сфере? Как обезопасить себя от компаний наподобие Жилкомсервиса № 2 Кировского района, который по липовым протоколам взял себе в управление 500 домов? Как вы вообще оцениваете ситуацию с жилищно-коммунальной реформой?

– Вышеназванный жилкомсервис – это обыкновенные рейдеры, и в том, что их не всех еще переловили, я бы жилищную реформу не винил. Встречаясь с людьми, я спрашиваю: как у вас с ТСЖ, есть какие-то перемены по сравнению с периодом, когда за все отвечали городские жилконторы? Подавляющее большинство говорят, что изменения к лучшему очевидны: проводятся косметические ремонты, исправно работают лифты, дворы стали чище. Я уже говорил и повторюсь, что, на мой взгляд, наша система ЖКХ – одна из лучших в России. У нас в этой сфере нет монополий.

На городском рынке услуг действуют 40 городских управляющих организаций, 6 управляющих организаций, в которых доля города составляет только 20 процентов, и 83 частные управляющие организации. На мой взгляд, первый этап реформирования можно считать успешно завершенным.

– А не напоминает ли это упования на «невидимую руку рынка», которая сама, без помощи государства, все отрегулирует?

 – Никто не говорит о том, что государство снимает с себя всю ответственность и устраняется от решения проблем. Но и собственники должны делать встречные шаги и проявлять свою активность. У нас, к сожалению, нет давних традиций самоуправления, но первый успешный опыт уже начинает формироваться.

– Какую роль и в проблемах с уборкой города, и в бедах жилого фонда играет человеческий фактор? Вы недавно публично сообщили о наложении дисциплинарных взысканий – вплоть до увольнений – на две с половиной сотни руководителей и специалистов жилищно-коммунальной сферы. В чем их вина?

– На самом деле я просто суммировал все взыскания, которые люди получали в ходе этой зимы, начиная с ноября, то есть это не было какой-то показательной акцией. И строгие наказания не были ни для кого неожиданностью. С каждым из руководителей, к работе которых были претензии, сначала беседовали. Некоторые сами признали, что просто не справляются, и попросили их освободить. Некоторых пришлось уволить по нашей инициативе. Я еще раз повторю: жилищно-коммунальная сфера не отстойник для тех, кто не нашел себе дела в других отраслях.

С советских времен так повелось, что главной мишенью всех карикатуристов был нерадивый управдом, а ребенка в школе пугали: не будешь учиться – пойдешь в дворники. В жилконторах находили себе непыльную работу разного рода отставники, в сантехники и дворники шли неудачники. Сейчас, извините, другие времена. На новую уборочную технику мы набрали специалистов, которым позавидуют коммерческие фирмы. Этим людям нравится управлять сложными и комфортными машинами, да еще за хорошую зарплату. Она, может, не такая высокая, как в частном секторе, но зато надежная, стабильная. Я хочу, чтобы и в остальных сферах ЖКХ работа стала престижной.

Что же касается подрядных организаций, которых мы привлекаем для уборки города, то они этой зимой поняли, что бюджетные деньги просто так выделяться никому не будут. Кто не понял – с теми мы разорвали договора. И снова попасть в число подрядчиков города им будет непросто.

 

Беседовал Владимир Новиков
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.59
0.147 (0.16%)
Курс Евро
99.79
0.067 (0.07%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0