Общество

Свято место – пусто

13 августа

Ликвидировав торговлю у станций метро, власти позаботились о сетевиках, но не о том, чтобы оборудовать на этих территориях что-то взамен


Начиная кампанию по «освобождению» территорий у метро, власти говорили, что заботятся в том числе и об эстетике. Что ж, теперь у станций вот такая красота…

 

Каждый кусочек земли в Петербурге – на вес золота. Одни воюют за торговые зоны, другие – за пешеходные. Третьи – за зелёные насаждения, четвёртые – за строительные площадки. Пятые – за парковки, шестые – против. И так далее. Всё вместе это называется борьбой за общественное пространство. Особенно это пространство ценно, разумеется, в местах, что называется, проходных. В первую очередь – у станций метро, где ежедневно бывают миллионы петербуржцев. И что же они сегодня здесь видят? То есть что окружает их в повседневной жизни? Какие общественные пространства?

Когда-то у метро располагались торговые зоны – что в общем логично. Но однажды городские власти решили, что торговле у метро – не место. И ликвидировали торговлю. Что же стало с освободившимися площадями? Может, здесь появились благоустроенные зоны? Или нечто другое – полезное/приятное взамен ликвидированных торговых зон? Увы... Теперь эти драгоценные метры представляют собой взлётные полосы. А вернее сказать – уродливые пустыри. Тысячи квадратных метров выжженной земли.

Вот, например, станция метро «Пионерская». Под ногами – голый асфальт, на котором пышно цветёт тротуарная реклама интимных услуг, вокруг – серость, а ближе к углу Испытателей и Коломяжского одиноко стоит цветочный магазинчик. А ведь ещё года три назад здесь можно было купить свежее мясо, овощи, фрукты, кое-какую одежду, сувениры и всё такое прочее… Сегодня же – сплошное уныние. Которое теперь петербуржцы ежедневно наблюдают у большинства станций метро. «Парк Победы», «Академическая», «Электросила», «Гражданский проспект», «Улица Дыбенко»… Список можно продолжать и продолжать.

Первые разговоры об истреблении малой торговли у метро в Смольном начались в 2005 году: тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поручила комитету экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) проанализировать, какие торговые точки стоит оставить (на улице или в вестибюлях станций), а какие убрать. И уже через год вышло постановление правительства, согласно которому торговать у вестибюлей станций метро в радиусе 50 метров запрещается. Исключение – цветы, газеты, театральные билеты.

 

Действует это правило и сегодня – последний раз оно было подтверждено нынешним летом.

Причиной торговой зачистки городские власти тогда называли «плохое состояние территорий»: мол, из-за огромного количества торговых точек в час пик к метро не подступиться. И вообще кругом грязь, пьянство и чуть ли не разврат. Хотя уже тогда на смену страшным ларькам эпохи 1990-х стали приходить аккуратные торговые зоны, выполненные в едином, утверждённом стиле.

Но и они показались властям неуместными.

– Что нужно человеку, который едет в метро? Почитать свежую газету – больше ничего. Вот и оставим только газетные киоски и цветы, – заключила Валентина Матвиенко.

С газетами всё понятно: почитать в метро никому не помешает. Но при чём тут цветы? Разве человеку в метро без цветов – никак? Или всё дело в том, что сетевая торговля цветами курировалась сильными мира сего?

Но оставим этот цветочный нюанс для других публикаций. Сейчас – о другом. Допустим, человеку, который спускается в метро, действительно ничего, кроме прессы, не нужно. А человеку, который выходит из метро? Тоже ничего не нужно? Теперь же у станций не только хлеба купить нельзя, но даже встречи назначать неприятно…

«Освобождением городской земли» занимается Центр повышения эффективности использования государственного имущества (структура комитета по управлению городским имуществом). По словам директора этого учреждения Алексея Дмитриева, около 35–50 процентов торговцев Петербурга занимаются этой деятельностью незаконно.

– В своей работе мы делаем ставку на земельные участки, потому что город сегодня нуждается в земле, чтобы вовлечь её в оборот и извлекать прибыль для бюджета, – говорит Алексей Дмитриев. – Большая часть объектов – это ларьки. Скапливаются незаконные торговые зоны, как правило, в спальных районах и у метро – в удобных для граждан местах. Часто у них практически все виды нарушений: нет документов на продукцию, нет обычных умывальников, средств гигиены, продавцы даже бегают в соседние кафе по нужде…

Словом, люди, которые отвечают за «эффективность использования государственного имущества», считают, что такое использование – это неэффективно. А эффективно, по всей видимости, – это реклама на освобождённом асфальте… И, конечно же, сетевая торговля.

– То, что в своё время были ликвидированы ларьки у метро, – это чудовищный вред. Вред, но не ошибка. Ведь эта ликвидация шла в интересах сетевой торговли, – убеждён Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Но до конца это не получилось, потому что место законной торговли стала занимать незаконная – условные бабушки. Или полузаконная – так называемые автолавки. Так называемые потому, что, к примеру, у станции метро «Академическая» я несколько лет наблюдал такую автолавку без колёс. То есть фактически – это ларёк.

Что же мы имеем в итоге всей этой кампании? Огромные асфальтные пустыри у метро, на которых сиротливо стоят полтора разрешённых киоска и бегают от полиции стайки бабушек с огурцами и укропом.

Алексей Третьяков предлагает вернуть к метро комплексы мелкорозничной торговли – строения, разделённые на мини-магазины, в которых был бы представлен широкий спектр товаров ежедневного потребления: продукты, хозтовары и так далее.

– Сегодня в Петербурге большая часть рынка контролируется четырьмя торговыми сетями: «Лентой», «Пятёрочкой», «Каруселью» и «О’КЕЕМ», – констатирует Алексей Третьяков. – Это олигополия, и они могут проводить свободные манипуляции с ценами. Мелкая розница нужна как раз для создания конкурентной среды. Кроме того, такие комплексы дают возможность торговать местным производителям, фермерам, которые не могут сбывать свою продукцию в сетевых магазинах.

Однако проблема заключается не только в том, что горожанам стало труднее покупать продукты, а мелкому бизнесу – выживать. Но и в том, что эстетика, о которой кричали городские власти, когда решили сносить ларьки, у станций метро теперь ниже плинтуса.

Как отмечает координатор общественного движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, сегодня ситуация такова, что почти весь город используется как транзитная зона: побыстрее бы пересесть с одного транспорта на другой.

– Важно создать комфортную среду в подобных зонах, – считает Красимир Врански. – У центральных станций метро можно поставить скамейки, где петербуржцы смогли бы отдыхать, встречаться, разговаривать… А, к примеру, у станции «Парк Победы» – сделать небольшую торговую зону, чтобы люди могли здесь что-нибудь купить, перекусить и идти в парк. Словом, для каждой площадки у метро нужно разработать собственную концепцию развития.

Точки общественного питания, летние веранды, торговля фермерскими продуктами, создание мини-скверов – вариантов использования ценных квадратных метров у метро можно предложить массу, но так расточительно и небрежно относиться к тому самому общественному пространству, как это происходит сегодня, на наш взгляд, нельзя. На некоторых станциях метро бывает до 200 тысяч человек в сутки. Так почему же сегодня они не просто пустуют, а уродуют городскую среду?..


P. S.

Вопросы, заданные в этом материале, мы направили в профильные комитеты Смольного. Пока получили только один ответ – из серии «мы тут ни при чём». Так что продолжение темы следует.



фотофакты

Теперь это пространство принадлежит незаконной рекламе


Лучше всех в ситуации сориентировались изготовители тротуарной рекламы. «Освобождённые» пространства у метро нынче представляют собой огромные рекламные плакаты прямо под ногами.

 

 

Торговля пытается выжить


Рынок не обманешь… Бабушки, торгующие у метро, – лучшее доказательство того, что торговля в этих местах востребована горожанами. Где-то бабушкам удаётся торговать более-менее открыто, а где-то приходится прятаться…

 

И никому ведь не мешает!..


У станции «Московские ворота» ещё сохранились остатки торговых зон. Они и популярностью пользуются, и внешне картины никак не портят.


Сенную площадь хотят закатать в асфальт


Непосредственно у вестибюлей станций метро на Сенной площади давно уже нет никакой торговли. Зато здесь как грибы после дождя растут торговые центры и продуктовые сетевые магазины (на фото – на заднем плане). Но этого кому-то показалось мало, ведь на всей остальной территории площади мелкая торговля идёт полным ходом. И вот власти задумали опять реконструировать площадь. Планируется убрать теперь уже все торговые павильоны, демонтировать оригинальные скамейки и светофоры, а также прорыть несколько подземных переходов и расширить проезжую часть. В результате Сенная станет сплошным загазованным полем. Заплатить за реконструкцию Смольный готов немало – 1,3 миллиарда рублей.

 


Полина Огородникова. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно