Страна и мир

С чего начинается родина?

29 май

Возделывая участок в Псковской области, нельзя не понять: пора вернуть эту землю себе!


 

Если бы мне в молодые годы кто-нибудь сказал, что я увлекусь дачным хозяйством, – рассмеялся бы ему в лицо, а то ещё и в драку бы полез, потому что тогда шесть соток земли были для меня слишком тесной тюрьмой по сравнению со всем миром, который мне предстояло покорить. И вот прожиты бурные годы, стою я с лопатой перед альпийской горкой в саду, что в Псковской области, и думаю неспешную горькую думу свою, как и положено крестьянину во все времена. Хочу и с вами, дорогие читатели, поделиться своими мыслями.

Земли у меня по сравнению с нормами советских времён – завались. Аж 36 соток. Старый яблоневый сад, каменный амбар XIX века – как утверждает местный краевед, памятник эстонской крестьянской архитектуры районного значения. Старенькая банька, как и все русские баньки, похожая на жилище бабы-яги; изба лет пятидесяти, а вокруг – русская деревня, раскинувшаяся на высоком, живописном холме.

Места вокруг… Тургенев нервно курит в стороне. Есть и чудесный, чистый ручей, населённый наглыми бобрами. И глубокое озеро в лесной котловине, где по весне можно увидеть пару белых лебедей, хотя и без них вся картина кажется искусственно красивой до вычурности. Есть старые дубравы, каждую осень обрастающие белыми грибами, и сосновые боры, в которых мощные, ровные стволы напоминают бронзовые колонны, подпирающие бесконечный зелёный купол. Есть молодая груша на обочине дороги, которая по осени обряжается румяными плодами, как новогодняя ёлка игрушками. И родник с ледяной, вкусной водой, над которым нависает роскошный ивовый куст. Словом, есть всё для обыкновенного, а значит, настоящего человеческого счастья. Я говорю об этом не случайно, а с умыслом, но об этом чуть позже.

Деревня Косыгино, о которой идёт речь, – стара, как и почти все селения в Печорском районе, но в последние годы переживает как бы вторую молодость. Дело в том, что местный край облюбовали питерские, псковские и московские переселенцы, и началась здесь такая любопытная, поучительная эволюция, что хочется о ней рассказать.

Хозяйств в нашем местечке – десятка три (может быть, чуть больше), и всех нас, поселенцев, можно разделить на три типа.

Тип первый. Неприветливые аборигены


 

Первые – аборигены. Это – корни. Их немного. Избы их неказисты, огороды унылы. Только аборигены по-прежнему держат кур, овец, свиней и прочую живность, только у них во дворах стоят подержанные «жигули» и ещё советские мотоциклы. Собаки в этих дворах свирепы, беспородны и голодны, а хозяева немногословны, неприветливы и недоверчивы. Это особый тип людей, переживших на своём веку такие перемены, такие издевательства проклятой крестьянской судьбы, что теперь их уже ничто удивить не сможет. Даже если завтра на холме высадятся инопланетяне и потребуют засадить округу ананасами, аборигены сочтут это очередным издевательством власти, от которой они уже давно не ждут ничего путного или хорошего.

Тип второй. Псковские аристократы


 

Второй типаж – местные аристократы. В основном это псковичи. И псковичи, разумеется, непростые: все в чинах и при должностях. Их дома можно увидеть сразу. Расположены они в топовых местах на самом берегу озера. Это высокие строения из калиброванных брёвен, всей мощью своей напирающие на соседей. Острые крыши, покрытые красной черепицей, обязательно украшены каким-нибудь чугунным петухом, неприступные заборы из железа и известняка разжигают любопытство и некое подобие классовой ненависти.

Зелёный газон перед крыльцом – обязательно! Это новый псковский тренд. Трудно сказать, во сколько это обходится хозяевам, но газоны действительно напоминают английские, и вечерами вся округа наполняется стрекотанием газонокосилок.

Вообще, некая европейскость присутствует зримо во всём. Возможно, сказывается близость Евросоюза, до которого от деревни вёрст двадцать. Во дворе непременный джип устрашающих размеров, а то и квадроцикл. Из вольера доносится рычание ротвейлера или немецкой овчарки, на худой конец, истерическое тявканье левретки. Из ворот на свет божий хозяева выходят редко и как-то настороженно, напряжённо, словно мир за воротами для них чужой и неприятный.

Я говорю всё это не для того, чтобы внушить читателю ту самую неприязнь, которая возникает у порядочного человека при наглой демонстрации богатства. Скорее, наоборот. Хочу заметить, что, оплакивая гибель русской деревни, мы как-то походя не замечаем народившийся новый класс землевладельцев. А почему, собственно? Только потому, что всё это нажито неправедным путём? Ну, во-первых, не всё. А во-вторых, я уверен, что по-другому ведь и быть не могло, и не только в нашей стране, но и в любой другой, где процессы капитализации проходят столь бурно.

Одно могу сказать точно, что, если бы в советское время мне показали весь этот «новопсковский» посёлок на берегу озера, я бы решил, что попал в Швейцарию.

Тип третий. Столичные переселенцы


 

Наконец, третий типаж, к которому отношу себя и я, – столичные переселенцы. Нас немного, но мы сразу заявили о себе, и заявили громко! Это мы в последние годы скупили старые, заброшенные усадьбы, это мы взломали захолустную жизнь смелыми идеями и напористостью, это мы увлекли соседей к переменам без единого слова. Только наглядная агитация! Когда наша соседка Полина, работник петербургской страховой фирмы, спросила местных плотников, в какие сроки они возьмутся построить на её земле дом, – те ответили, почесав затылки, что, возможно, за год и поставят скромную избушку. Этим же летом бригада из Новгорода, нанятая Полиной, на глазах у изумлённой местной публики воздвигла большой, тёплый дом из бруса (под ключ!) за… неделю! Две недели по участку елозили трактора и бульдозер, разравнивая участок и выкорчёвывая всякую дрянь. Через месяц в доме можно было жить! И жить припеваючи. Обошлась вся эта сказка соседке в один миллион двести тысяч рублей.

Нам с женой повезло больше – вместе со старым домом нам достался чудесный старый сад. На то, чтобы привести его в божеский вид, понадобилось два летних сезона. Что это значит? Ну, во-первых, никаких английских газонов. Каюсь, мысль о таком газоне грела меня долгие годы, но, увидев сад, нам стало понятно, что идти нужно другим путём.

Первое, что мы сделали, – посадили виноград. Да-да, настоящий виноград зимоустойчивых, прибалтийских сортов. В первую осень он дал чудесный урожай в семь ягод, которые, к сожалению, съели мыши. Это был, если хотите, вызов. Мой личный вызов картошке, редиске, огурцам и луку, которые навсегда соединились в моей памяти и сердце с шестью сотками советской земли. Да не вернутся эти дни никогда! Аминь!

Дальше стало легче. Жасмин, дёрен, пузыреплодник в первое же лето дали понять, что неплохо себя чувствуют на благодатной псковской земле. В это же лето нас посетила дальняя соседка из числа местной аристократии – дама почтенная и серьёзная. Она внимательно осмотрела кусты и спросила, для чего они нужны. «Для красоты», – ответили мы с супругой. В эту минуту я понял, что творю историю местного края. Соседка ушла в глубокой задумчивости.

Затем у нас с женой началась настоящая пахота. Вдоль забора мы высадили больше двухсот (!) кустов сортового шиповника. Причём с внешней стороны. Этот факт привёл в замешательство соседей слева. Пришлось объяснять им, что это «для красоты». Альпийская горка, украшенная зелёными пирамидками и шариками трёхлетних туек, серебристым вереском, можжевельником и разноцветным мхом, выглядела столь привлекательно, что даже самым железобетонным было понятно: это – «для красоты!».

Розы в первое же лето одарили нас волшебными цветами. Соседи приходили в гости, чтобы полюбоваться ими. Окрепла гортензия, великолепно прижились кусты калины, спиреи и саженцы татарского клёна. «Для красоты» – стало девизом нашего проекта.

И что вы думаете? Процесс пошёл! У соседей слева нынче закипела работа! Перед домом расцвёл роскошный ковёр весенних цветов; молодые сосенки и ёлочки украсили унылый газон, который так и не стал полноценно английским. Справа тоже начались перемены. Лидия Алексеевна, дама почтенная, бывший геолог, краевед, заставила-таки своего сына-петербуржца взяться за лопату и топор. Я уже не говорю про упомянутую Полину, которая на месте страшных джунглей из ракиты, сухих яблонь, сливы, вишен, крапивы, лопухов и черёмухи за два года обустроила образцовый участок.

Что движет нами? Неуёмное тщеславие, амбиции? Пусть! Комплексы советского человека, запертого в свои годы на постылых шести сотках? Пусть! Зависть к соседу? Да чёрт с ней! Главное, на глазах сокрушился поганый принцип: «Пусть у соседа сдохнет корова». У соседа красиво? И я хочу. У соседа уютно? И я так смогу! И ведь как радостно на душе, когда за забором расцветает чудесный цветок розы, а у тебя самого перед крыльцом вызревает первая гроздь винограда.

Конечно, ещё рано подводить итоги. Всё только начинается. Ещё вся округа по субботам задыхается от дыма шашлыков (как и вся Россия, пожалуй), ещё пьют безобразно мужики после бани… Но, думаю, недалёк тот день, когда во дворе какого-нибудь продвинутого хозяина появится первый турник, а за ним и другие спортивные снаряды, а по лесным дорогам вместо машин бесшумно понесутся велосипедисты. Так будет, будет! Верю.

Во всяком случае, я начал с себя и каждый вечер с удовольствием упражнялся с обыкновенным ломом: смотрите, любуйтесь! Вот как надо проводить время, скобари! И скобари (краем глаза видел) с весёлым любопытством наблюдали из проезжающих машин за чудаком, который бесстыдно демонстрировал окружающим свою приверженность к здоровому образу жизни.


цены и качество

А здесь всё это – бес-плат-но!

Теперь давайте подсчитаем. Вот мой приятель этой весной собирался отдохнуть с семьёй в Ленинградской области. У него есть дача, но хотелось тишины, дикой природы, чтобы озеро под боком… Загодя заказал домик в Приозёрском районе. Цена – 8 тысяч рублей в сутки. Перед самыми праздниками узнал: цена поднялась до 14 тысяч. Такой вот обман и облом. Просто домик со всеми удобствами… В Финляндии подобное удовольствие стоит дешевле, но тоже не менее 100 евро в сутки, насколько мне известно. Ничего лишнего: уютный домик, озеро, лес… Всё то же самое, только с избытком, имеет житель моей деревни. Бес-плат-но! Природа – рай земной. Воздух – лучший в Европе. По полям бегают косули, в небе парят аисты… Дом в два этажа с верандой, с тёплой водой, с современным туалетом обойдётся в полтора миллиона рублей. Сад свой каждый возделывает сам, и это одно из величайших наслаждений для творческого человека.

Смею утверждать, что теперь, когда первый интерес к загранице удовлетворён, когда первые шальные деньги пропиты и проедены, когда первые нездоровые амбиции разорили великое множество случайных состояний и состояньиц, интерес к отечественной земле неизбежно возрастёт. Да и санкции помогут. Смею утверждать, что Псковская область (про другие не говорю, не знаю) гораздо интереснее во всех отношениях, чем заюзанная нашими соотечественниками Финляндия, и то, что эта область до сих пор не превратилась в цветущий край, должно вызывать в нас чувство глубокого стыда и сожаления. У нас под боком находится то, чего мы ищем-рыщем по всему белу свету. Конечно, самые умные уже поняли это, но давайте же поможем всем остальным!

 

перспективы

Нужен проект всероссийского масштаба

Нужна государственная программа. Назовём её, к примеру, «Возрождение». Программа переселения измученного городского люда в благодатные сельские места. Нечто подобное, я слышал, уже работает в Англии. Там пенсионеры из Лондона, Бирмингема, Манчестера и других крупных промышленных центров в рамках специальной государственной программы переселяются в сельскую местность на севере страны. В стране возникают целые цветущие оазисы. Люди находят себя, к ним возвращается молодость. Королева обретает трудолюбивых, преданных подданных. Во все времена человек любил и будет любить землю. Да и жажда красоты ненасытна.

Что нам надо? Для начала полноценный пиар-проект российского масштаба. Тема «Возрождения» должна стать модной, понятной, реальной. «Вы хотите жить красиво, получать райское наслаждение? Нет проблем! Для этого совсем не обязательно покупать кокосовую конфетку в шоколаде, лучше купите гектар земли в Псковской области!»

Земля должна продаваться по доступной цене. Её много. Она пропадает. Сейчас она или ничья, или скуплена спекулянтами, которые платят за неё смешные налоги. Льготы, кредиты – обязательно. Что ещё… Дороги, транспорт, магазины… никакой фантастики, всё решаемо. Если будет политическая воля. И всё окупится, уверен. Повторял и буду повторять: пора вернуть эту землю себе!


Михаил Иванов, главный редактор «НВ». Ри­су­нки Оль­ги Бы­стро­вой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь