Страна и мир

Россия и Европа. Выйти из парадигмы конфликта

27 февраля

О ситуации, сложившейся в отношениях между Россией и Европейским союзом, лучше всего сказать, перефразировав известную песню: мы рождены, чтоб Кафку сделать былью. К сожалению, практически ежедневно в этом, кафкианском направлении делаются всё новые и новые шаги.



Как показывают соцопросы европейцев, кредит доверия к ЕС на континенте остаётся высоким. А вот ожидания, которые на него возлагаются, не совпадают с его возможностями во внешней политике. Причина проста – принимая решения, все европейцы должны прийти к консенсусу. Но, как мы знаем, караван всегда идёт со скоростью самого медленного верблюда. А уж если этот самый медленный верблюд по совместительству работает ещё и засланным казачком, можно не сомневаться: караван вряд ли куда-нибудь придёт…

И всё-таки то, что Европейский союз должен найти баланс в отношениях с Россией, очевидно. Но чтобы достичь этого баланса, необходимо начать видеть в другом не только проекцию собственных амбиций. А подтолкнуть к такому видению могут, кстати, даже простые экономические расчёты. Прежде всего не надо забывать, что Европейский союз – отнюдь не центр мира и для России на Европе свет клином не сошёлся. В частности, Россия всё больше вовлекается в проект БРИКС.

Но, так или иначе, прежде всего надо понять: противопоставление по линии Россия – Европа порочно по самой своей сути: Россия – это и есть Европа. И никакого противоречия не существует. Речь может идти исключительно о взаимообогащении. Но вот его-то, увы, и не происходит…

Принципиальная ошибка в этом плане была сделана в 1990-е годы, когда Евросоюз по отношению к России избрал не инклюзивный, а эксклюзивный, исключающий её из общих процессов подход. Это в полной мере аукнулось два года назад в Вильнюсе, где Украине было отказано в многовекторной интеграции. Из Европейского союза Киеву было сказано жёсткое: «Нет! Либо с нами, либо не с нами».

И что мы имеем сегодня? Достаточно открыть интернет и прочитать интервью, в котором Михаил Горбачёв на вопрос: «Возможна ли сегодня полномасштабная война?» – не моргнув глазом, отвечает: «Думаю, может быть…»

Прочитав это, я невольно вспомнил своего давнего знакомого, ныне покойного Вилфреда Мартенса. В течение многих лет он был премьер-министром Бельгии,  возглавлял Европейскую народную партию и написал в своих воспоминаниях, что, к сожалению, с политической сцены ушло поколение европейских политиков, которые выросли на опыте Второй мировой войны. Все они имели главное убеждение: надо делать всё, чтобы войны не было.

Собственно, именно поэтому и было придумано европейское сообщество. Оно появилось не ради экономики, не ради пресловутого свободного продвижения товаров, услуг. Нет! Цель была другая – навечно связать государства так, чтобы в Европе никогда не повторился военный конфликт. 

Сегодня на смену этим политикам пришло новое поколение, которое почему-то не испытывает ощущения хрупкости мира и страха потерять то, что завоёвано ценой миллионов жизней. У меня возникает аналогия с известным фильмом Ларса фон Триера «Меланхолия» – планета Нибиру, которая вот-вот уничтожит Землю, уже на горизонте, а мы продолжаем бегать и делать вид, будто всё в порядке…

 

Есть ли из этой ситуации выход? Несомненно. Чтобы не случилось страшного, все мы, и прежде всего политики, должны выйти за пределы парадигмы конфликта и вражды к тому, что их на самом деле объединяет.

 

Антон Ильин, заместитель председателя Европейского русского альянса, до 2014 года – официальный представитель Московского патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Фо­то Дмитрия Бурлакова / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+4
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+5
Умеренный дождь