Спецпроект

Пустынное синее море

18 июля

По своему положению на Балтике Петербург мог бы стать одной из столиц мирового яхтенного туризма. Но не использует и сотой доли имеющегося потенциала

Что может быть красивее парусной яхты на фоне Петербурга... К сожалению, такой сюжет – редкость

 


«НВ» продолжает серию публикаций в рамках спецпроекта «Морская столица». О трагической недоразвитости яхтинга в России заговорил даже премьер-министр. Дмитрий Медведев, побывав недавно в Крыму, эмоционально высказался по поводу почти полного отсутствия в крымских водах яхт, катеров, даже обычных лодок: «В Чёрное море выходишь – оно мёртвое». 

На Балтийском море ситуация немногим лучше. И дело не в коротком сезоне. У всех наших соседей по Балтике (Финляндии, Эстонии, Швеции) яхтинг – национальное увлечение и крупная отрасль бизнеса. Десятки тысяч яхт совершают круизы по Балтике, без проблем посещая все приморские города. Единственное исключение – Россия, где зарубежным яхтам негде пройти пограничный контроль, таможенный досмотр. А прорвавшись через все препоны в Петербург (таких за год всего несколько сотен, причём часть из них – российские корабли под иностранными флагами),  почти невозможно найти свободную оборудованную стоянку, на которой можно заправиться топливом, водой, пройти техобслуживание  – немногочисленные марины забиты под завязку местными судами. 

Дмитрий Медведев дал распоряжение подготовить для рассмотрения на правительстве пакет документов, облегчающих жизнь
яхтсменов, отменяющих нелепые ограничения, оставшиеся с времён, когда каждый владелец собственного катера или яхты считался потенциальным перебежчиком и контрабандистом, а зарубежные яхтсмены – лазутчиками.   

И всё же ситуация, по сравнению с 1990-ми, заметно лучше. Как новичку попасть в парусный спорт, стал ли он за последнее время доступнее и насколько дорого иметь собственную яхту – об этом «НВ» рассказал капитан яхты «Вея», исполняющий обязанности командора Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, член президиума Федерации парусного спорта Санкт-Петербургского парусного союза, руководитель секции яхтинга на базе СПбГУ Николай Смирнов.

– Николай, как, на ваш взгляд, в городе растёт мода на яхтинг, на парусный спорт? 

– Она и не уходила, отношение к парусному спорту не меняется испокон веков. Он как тогда, так и сейчас многим интересен. Но, кроме интереса, важна ещё и возможность им заниматься. Сейчас таких возможностей, если сравнивать с нулевыми годами, стало заметно больше. Люди покупают новые яхты, соответственно, больше становится и яхтсменов. А это позволяет проводить больше различных соревнований, что, в свою очередь, подогревает интерес к нашему спорту. Кроме официальных соревнований городского уровня, люди всё чаще сами собираются и соревнуются между собой, в клубном формате – просто для удовольствия, желания попробовать свои силы. Когда накопится опыт, можно выступить и на настоящих гонках.

Не обязательно начинать путь в море с покупки яхты. Многие экипажи нашего яхт-клуба ждут новых членов как с яхтенным опытом, так и без него. Нужно лишь трудолюбие и дисциплина. Если опыт есть, то можно сдать на права для управления яхтой и принимать участие уже в серьёзных походах, соревнованиях в составе экипажа, в качестве рулевого или капитана. Или приобрести собственную яхту и водить её самостоятельно. Это не дороже и не сложнее, чем, например, иметь машину. 

 Конечно, море, как и в старину, требует определённого уровня подготовки. Поэтому значительный вклад в увеличение доступности парусного спорта внесла созданная нами семь лет назад секция яхтинга. Благодаря ей любой желающий может бесплатно пройти обучение управлению яхтой. Чтобы в неё попасть, достаточно прийти, записаться и не пропускать занятия. Обучение проходит на базе Санкт-Петербургского государственного университета во время отсутствия навигации, то есть с осени по весну. А если говорить о детском спорте, то за счёт ряда компаний, которые выделяют средства на поддержку юных яхтсменов, ситуация ещё лучше. Не могу не упомянуть «Газпром», при его поддержке проходят соревнования для детей и подростков, действуют секции, работают профессиональные тренеры. Как итог – количество лодок в городе. Оно снижалось почти 20 лет подряд, сейчас растёт. 

– Насколько сложно приобрести собственную яхту?

– Покупать собственную современную, оснащённую всеми приборами и двигателями лодку сложно, если говорить о возможностях одной семьи. Хорошая яхта недёшево стоит. Нельзя не учитывать и особенности нашего региона с короткой навигацией. У нас яхтинг, конечно, сложнее, чем в южных регионах, где и сезон длиннее, и погода для водных путешествий более комфортная. Одной семье содержать яхту будет нерентабельно, и поэтому семейных яхт не так уж много. Куда чаще они принадлежат или организациям, или нескольким семьям, или группе людей. Всё больше становится случаев, когда несколько человек скидываются и покупают яхту класса «Дракон» или «СБ-20», на которых можно участвовать в настоящих соревнованиях. 

– Представим, мы скинулись и купили яхту, и где её держать?

– Яхтенные стоянки в городе есть, их количество даже увеличилось. Например, не так давно возродился яхт-клуб «Крестовский». Хватает и ложек с дёгтем. Так, несколько лет назад выгнали яхт-клуб в Шкиперском протоке, сегодня очень тяжёлая ситуация в яхт-клубе «Стрельна», где собственники чрезмерно завысили арендную плату за стоянку лодок. И сегодня будущее этого клуба неясно, лодки, там стоявшие, переходят в другие яхт-клубы. В целом же по городу разброс цен на стоянку яхт – от 5 до 30 тысяч рублей в месяц. 

 Ещё хочу отметить, что раньше было много принадлежавших различным организациям, но при этом бесхозных лодок, на которых никто не ходил, – не было желающих вкладывать средства в ремонт. Сейчас практически все беспризорные прежде суда восстановлены и находятся на воде. Наш клуб буквально возродил из пепла «Фею» и «Уссури», восстанавливаются «Енисей» и «Урал», появилась и новая яхта – «Лосось». Её передали на наш баланс, и она ждёт свой экипаж. Лодки есть, море есть, где учиться тоже есть, поэтому всем желающим ходить под парусами готов сказать: добро пожаловать!

Беседовал Станислав Донин

 




 

Полупустая стоянка напротив Елагина острова в Петербурга (вверху) и переполненная марина в небольшом датском Орхус городке. Как говорится, без комментариев


 


точка зрения

«Иностранный гость сегодня – редкость»

Александр Куликов, директор спортивных программ Санкт-Петербургского парусного союза

Со стороны яхтсменов из других стран есть очень большой интерес к проходу на внутренние водные пути России. Я часто хожу под парусом и с каждым годом встречаю всё больше иностранных лодок, в частности, на Ладоге. Единственное «но» – принятые несколько лет назад и, мягко говоря, странноватые правила захода маломерных судов с иностранным флагом на внутренние водные пути отпугивают 90 процентов экипажей. То, что туристов заставляют при прохождении пограничного и таможенного контроля сообщать, куда именно они направляются, можно объяснить мерами безопасности. Но требование постоянно иметь на борту русскоговорящего человека, да ещё и с корочками, позволяющими управлять данным судном, явно придумано кем-то, не имеющим представления о маломерном судоходстве вообще и о яхтенном туризме в частности. 

Объясняют это тем, что наши диспетчеры на реках не говорят по-английски. Вообще-то диспетчеры для судоходства, а не судоходство для диспетчеров. А если учесть, что основной тип яхтенного туризма – семейный, то такой вариант с гидом на борту для подавляющего большинства потенциальных гостей просто неприемлем. Нигде в мире такое не практикуется. Я ходил внутренними водами и в Финляндии, и в Швеции, и в Голландии, и в Бельгии, и во Франции, и в Португалии, и нигде меня не заставляли учить местный язык. Более того, я даже мог не владеть английским. Нужно понимать, что иностранцам трудно найти русскоговорящего человека с корочками, который бы согласился пройти на яхте бесплатно. Возможно, это может стать в будущем статьёй заработка для наших капитанов. Но не стоит забывать, что это одновременно статья расходов для западных туристов, а они люди экономные и прагматичные, поэтому очень часто принимается решение идти не в Петербург. Тем не менее то, что хоть по таким правилам, но проход в наши внутренние воды стал возможен, уже шаг вперёд. Раньше, чтобы на внутренние водные пути прошло судно под иностранным флагом, требовалось постановление правительства.

Западные товарищи ходят на небольших лодках семейными экипажами, причём большинство из них пенсионеры. И надо понимать, что совершать длительные переходы пожилым людям тяжело, они проходят за раз по 20–30 миль. Но пространства у нас большие, а стоянок немного. Пункт пропуска в Выборге то оформляет маломерные суда, то нет. Дойти от Хаапасаари (ближайший к границе морской пункт пропуска ЕС) до Кронштадта – 80 миль. 

Нужно понимать, что инфраструктура будет развиваться, когда потянутся яхтсмены. Потому как зачем строить, если не для кого? В Петербурге сегодня иностранный гость на лодке – большая редкость. А участие иностранных яхтсменов на наших регатах на своих судах – случаи вообще единичные. 

Со стоянками для яхт у нас всё более-менее сносно. Пока они есть. Правда, далеко не все пригодны для нормального использования. При этом количество яхт-клубов уменьшается. У некоторых отобрали землю под строительство дорогого жилья с видом на акваторию. Сами яхт-клубы разогнали. Плюс ко всему сейчас построили мост ЗСД, под которым нужно пройти, чтобы попасть в яхт-клуб «Морской». Высота пролёта – 15 метров. Это для небольших яхт, на которых далеко без остановки, как правило, не ходят. Поэтому большим в «Морской» уже не попасть. Обещают, что высота прохода на Петровском фарватере, где находятся яхт-клубы «Речной» и «Крестовский», составит 25 метров, это расстояние приемлемо уже для лодок 45–50 футов. Но дело в том, что расположенные поблизости кабаки создают такой жуткий шум, что ночевать в яхт-клубе невозможно. Поэтому иностранные яхтсмены там стараются не стоять. Так что остаются лишь две стоянки – «Балтиец» на южном берегу и «Геркулес» на севере. И тот и другой находятся достаточно далеко от центра города. Ещё есть прекраснейшая рукотворная гавань, созданная по приказу Петра I, – это Галерный ковш возле «Ленэкспо» – прекрасная стоянка. Когда-то там был яхт-клуб ВМФ, потом его ликвидировали, хотели строить дома, но возникли проблемы. В результате сделали маленькую стояночку, в которой ни воды, ни туалета, ни душа. Хотя перспективы у данного места всё-таки есть, и неплохие. Надо сказать, что сарафанное радио среди западных яхтсменов работает прекрасно и о проблемах со стоянкой в Петербурге они хорошо знают.

То, что Петербург перспективен для яхтенного туризма, наконец поняли и органы власти, и что-то начало двигаться. В своё время принимались совершенно глупые законы, которые почти убили яхтинг. Но парусное сообщество продолжает борьбу за победу разума над некомпетентностью. И мы надеемся, что здравый смысл всё-таки победит.

 

балтия

Особенности путешествия яхтстопом

О путешествиях яхтстопом в России знают пока немногие. А вот жители Таллина, где, кстати, вчера стартовала одна из самых крупных в Европе регат – Muhu Vаin – давно привыкли к термину «вписаться в яхту». По существу, речь идёт о водном варианте автостопа, когда хозяин транспортного средства считает, что может довериться незнакомому пассажиру, а яхт-турист рассчитывает на абсолютную порядочность того, к кому напросился. 

Впрочем, разница между яхт– и автостопом всё-таки существует, причём немалая. Если, путешествуя по трассе, можно попросить водителя тормознуть и высадиться в любом месте, в море такие штуки не проходят. Вряд ли капитан яхты с радостью откликнется на просьбу гостя пересадить его в шлюпку, да и необитаемых островов в море совсем не так много, как кажется непосвящённым… 

Кстати, эстонцы настолько увлеклись данным видом путешествий, что в Таллине недавно издана – хотя и совсем небольшим тиражом – специальная брошюра-памятка. Ознакомившись с её содержанием, новичок будет готов к встрече с «подводными камнями», весьма вероятными на пути, которым он собирается передвигаться по миру. Начинается буклет фразой: «О человеке многое можно сказать по тому, как он швартует свою яхту», и далее следует сопоставление типов манёвров и черт характера капитана. 

Список предостережений достаточно длинен, и заканчивается он мудрыми словами: «Прежде чем взять на борт незнакомца, подумайте 10 раз…»

Брошюра издана на двух языках – английском и эстонском. На русский она пока не переведена. Но, может быть, это и не нужно. В Петербурге, когда яхтинг станет более популярным и доступным, наверняка выпустят аналогичную. Причём она, скорее всего, будет составлена с учётом наших российских реалий… 


Фо­то Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.98
0.113 (0.12%)
Курс Евро
100.24
0.271 (0.27%)
Погода
Сегодня,
19 мартa
вторник
+3
Ясно
20 мартa
среда
+5
Облачно
21 мартa
четверг
+6
Слабый дождь