Культура

«Поправитесь – и жизнь будет как в сказке!»

31 октября

Петербургская «Театральная неотложка» с благотворительными концертами посетила детские больницы Ялты и Севастополя


Юные пациенты Ялтинской детской городской больницы убедились, что петербургские бабки-ёжки (артисты Игорь Лепихин, Виктор Мелихов и Виктор Хозяинов), в отличие от сказочных, добрые и весёлые, поющие и танцующие, а ещё и юморные…


С балкона Ялтинской детской городской больницы открывалась изумительная панорама: зелёный, в лёгкой осенней позолоте склон ступенчатым амфитеатром спускался к самому синему в мире (и в это погожее октябрьское утро) Чёрному морю. Не хотелось разворачиваться и входить в удручающее одним своим видом помещение, где через считаные минуты должен начаться концерт «Театральной неотложки». Краска на стенах местами потрескалась, местами топорщилась лепестками, а где и вовсе отвалилась; на потолке в углу – плесень; чёрный дощатый пол, полностью лишившийся красочного покрытия; проём в двери, предназначенный для стекла, заколочен кровельным железом; вторая дверь вообще отсутствовала… Юные зрители (они же пациенты) расположились на выстроенных в три ряда «разнокалиберных», с рваной обшивкой стульях. Большинство из них – в верхней одежде. В помещении было не намного теплее, чем на улице, а отопление, похоже, ещё не включали…

Концерт начался с вопроса ведущего (он же художественный руководитель проекта «Театральная неотложка», сказочник – помните «Сказки дедушки Мокея» на телеканале 100 ТВ?) Михаила Мокиенко:

– Скучно вам здесь?

– Да-а-а! – многоголосо ответила детвора.

– У вас в школе есть такой предмет – «Урок смеха»? Нет! Сейчас мы его проведём! Начнём с рисования. Кого будем рисовать – мальчика или девочку?

– Девочку!

– Мальчика, конечно!

– Хорошо, мальчика так мальчика! Вот ты, мальчик, иди сюда! Как тебя зовут? Дима? Дима, что рисуем в первую очередь?

Дети подсказывают:

– Голову!

– Правильно! Рисуем голову. Похоже? Дальше что?

– Уши!

– Похоже? А теперь?

– Пятки! – выкрикнул малыш (годика 3 ему), восседающий на маминых коленях.

– Пятки?

– Глазки, – поправляется тот.

– Умница! Рисуем глазки. Что происходит, когда человек улыбается? Глаза округляются. Округляй, Дима, глаза. Рот открывается, уголки губ симметрично подтягиваются к ушам…

Когда портрет счастливого человека был завершён, на воображаемые подмостки выскочили заморские персонажи – индеец Морской Орёл (Игорь Лепихин), олигарх Бутерброд (Виктор Хозяинов) и шериф Билли Ярд (Виктор Мелихов) – с ковбойской песней, которая накануне в их же исполнении прозвучала на открытии аттракциона «АдренОрлин» (об этом ниже).

Михаил Мокиенко предложил детям разыграть сказку «Репка»:

– Кто посадил репку? Дед? Иди сюда – будешь дедом. Сколько тебе лет? 12. Будет 92! Как ходит дед в 92 года? А ты как? Итак: посадил дед репку… Тянет-потянет дед репку, а вытянуть…

– Не может! – дружно подсказывают из «зала».

– Кто хочет бабку сыграть?

Лес рук!.. А в дверях уже толпится медперсонал…

– А теперь скажите мне, кто в русских народных сказках самый злой – из женщин?

– Баба-яга!

– Правильно! К вам, ребята, из Питера приехали сразу три бабки-ёжки, но они – добрые и весёлые. Встречайте!..

Выступление бабок-ёжек (артисты, разумеется, те же) было феерическим, и успех – соответствующим. Завершился концерт пожеланием:

– Ребята, вы все обязательно поправитесь – и ваша жизнь будет как в сказке!

Медсестра Наталья на вопрос Михаила Мокиенко, нужны ли такие концерты, ответила:

– Конечно! Они способствуют процессу выздоровления.

Наталья также сказала, что в больницу к детям на её памяти артисты не приезжали («Вы первые!»), а работает она здесь восемь лет. Исключение – Дед Мороз.

В Севастопольской больнице № 5 Центра здоровья матери и ребёнка концерт «Театральной неотложки» проходил в уютном (после евроремонта) и тёплом конференц-зале.

Мама девочки Киры, сыгравшей роль мышки Киры в «Репке», сказала корреспонденту «НВ»:

– В любой больнице положительных эмоций очень мало, в детских – тем более. Сегодня дети не только получили удовольствие, но и на какое-то время забыли про свои проблемы со здоровьем, у кого-то очень серьёзные.

Это уже третий приезд «Театральной неотложки» в Крым. Последние два раза – по приглашению крымского предпринимателя Владимира Яновского. В мае коллектив выступил в детских больницах Симферополя, Гурзуфа, а также перед малообеспеченными гражданами в том же Гурзуфе и в небольшом посёлке с красивым названием Сахарная Головка.

Яновский признался, что благотворительностью занялся, можно сказать, случайно:

– Как-то моя команда серьёзно напортачила в одном деле, и я своих высокооплачиваемых менеджеров наказал рублём. На эти деньги, не такие уж маленькие, мы купили дорогостоящее оборудование для Симферопольской областной детской больницы.

Владимир Генрихович сказал, что посещения петербургской «Театральной неотложкой» крымских больниц становятся доброй традицией, что в планах – Евпатория, Феодосия, впрочем:

– В одну и ту же больницу можно ездить и ездить – зрительский контингент меняется постоянно. Мы бы и рады охватить весь Крым, да «Театральная неотложка» чрезвычайно востребована, и прежде всего по месту «прописки» – в Петербурге. Если и удаётся артистам вырваться в Крым, так на два-три дня, не больше. Что же касается меня, я бы их приглашал чаще. Нужное дело делают ребята, очень нужное. Вы же сами в этом убедились…

 

между тем…

«Всё это наследие прошлых времён»

У меня не было возможности поговорить с главврачом Ялтинской детской городской больницы, узнать о причинах её столь неприглядного состояния. Точки зрения же всех тех, к кому я обращался за разъяснением, совпадали, поэтому привожу некий компилятивный, но, как мне кажется, верный по сути ответ:

 

– Всё это наследие прошлых времён, а не упущение нынешнего руководства больницы или градоначальника – он работает без году неделя и, естественно, не может объять необъятное. Двадцать лет киевским властям не было дела ни до Ялты, ни тем более до больниц. А Севастополь всегда находился в привилегированном положении. Проблемы, конечно, есть и в Севастополе, но эти два города сравнивать нельзя. Не говоря уже о других городах и посёлках Крыма.


из первых уст

«Академия шпионажа» звучит не так устрашающе»

Владимир Яновский, предприниматель, инвестор:

– В гимне нашей «Академии шпионажа» поётся: «После развала великой империи // штаб диверсантов ушёл с молотка, // и непонятно сегодняшней мэрии, // кто резидент теремка-бункерка». В «теремке-бункерке» в годы советской власти располагался действительно секретный объект – военный институт КГБ. Мы приобрели здание, когда министерство обороны Украины распродавало свои активы. От первоначальной идеи – гранд-отеля – очень скоро отказались в пользу спортивно-развлекательного комплекса для всей семьи. Захотелось дать возможность заниматься экстремальными видами спорта при любой погоде.

Мы хотели сохранить название «Институт КГБ», но потом поняли: оно будет отпугивать, особенно иностранцев. «Академия шпионажа» звучит не так устрашающе, а более привлекательно и интригующе.

К услугам посетителей – зиплайн (спуск по тросу), скалодром, «верёвочный парк», мегакачели, центр практической стрельбы, лучно-арбалетный тир – всего так сразу и не перечислишь! И каждый может не только проверить себя на прочность, узнать, на что он способен, но и, поскольку всё происходит в игровой форме, почувствовать себя шпионом, агентом, контрагентом – одним словом, супергероем. Современные технологии позволяют сделать аттракционы не только интересными, но и безопасными.

 

как это было

«Там, где горе и боль в воздухе висят»

Михаил Мокиенко, художественный руководитель «Театральной неотложки»:

В лихие 1990-е у меня был свой театр – «Бурзачило», а площадки у театра не было. И мы играли свои предпремьерные спектакли не «для пап и мам», как в стационарных театрах, а на съёмных площадках, куда приглашали воспитанников детских домов, разумеется, бесплатно. Потом стали ездить в детские больницы.

Пять лет назад вызвал меня председатель комитета по культуре Антон Губанков: есть предложение реализовать проект… И название – «Театральная неотложка» – предложил он. Я был против такого названия. Потом как-то свыкся. Приписали нас к Большому театру кукол.

Подготовили мы концерт и с ним пошли по палатам – я, писатели Константин Арбенин, Михаил Яснов, Сергей Махотин, Алексей Шевченко, он ещё и актёр. Не все дети охотно шли на контакт. Одна девочка долго лежала, отвернувшись к стенке. Лёша Шевченко сел на кровать и стал ей что-то читать, и девочка постепенно-постепенно стала поворачиваться к нему. И – о чудо! – на лице у неё была улыбка.

Актриса БТК Татьяна Баркова ходит по палатам с куклами, Дмитрий Долинский – с играми. Бабки-ёжки – замечательные артисты Игорь Лепихин, Виктор Мелихов и Виктор Хозяинов – дают концерты и спектакли.

Звёзды соглашаются на выступления – по одному звонку. Перечисляя, боюсь кого-нибудь забыть: Марина Капуро, Боря Смолкин, Юра Гальцев, «Терем-квартет», Семён Альтов – когда мы давали большие концерты в госпитале для ветеранов войны и в больнице для блокадников, Вячеслав Малафеев, легендарный вратарь.

Вячеслав спрашивает: «А что мне делать?» – «А попробуйте поиграть с детьми в сказку – в «Репку». Но тянуть репку будут не дед с бабкой, а футболисты «Зенита». Малафеев начал: «Посадил Спалетти репку…» Дети были в восторге. Он подарил свой зенитовский шарфик мальчику, который сломал ногу, когда играл в футбол. Для этого мальчика Малафеев – человек-легенда.

Сергей Селин тоже сначала растерялся: «А что делать?» – «А давай покажем, как снимается кино!» И мы «снимали» кино. И один мальчик потом говорил: «Я с самим Дукалисом играл!»

Во время приезда в Питер Эдуард Успенский от меня узнал о «Неотложке». «Миша, возьми меня с собой!» После выступления Эдуарда Николаевича подходит ко мне мальчик: «Какое счастье, что я попал в больницу! Где бы я ещё увидел живого Успенского».

Первая поездка за пределы города была в Гатчину, потом – в Великий Новгород. Через две недели звонит директор Академического драмтеатра имени Достоевского Виктор Назаров: «Миша, мы решили сделать свою «Неотложку».

В Гурзуфе у меня друг – удивительный человек Александр Алир, художник, поэт, музыкант. Он рассказал про «Неотложку» директору лагеря «Артек» Борису Новожилову. И нас пригласили в «Артек» (тогда это была Украина), потом мы работали в Севастополе, где главврач обратился к нам: «Уважаемые коллеги» (лучшего комплимента быть не может!).

Саша познакомил меня и с местным предпринимателем Владимиром Яновским, он тоже человек творческий: пишет стихи, а на эти стихи – музыку, иногда и шлягеры получаются. Владимир попросил нашу команду принять участие в театрализованном открытии (май этого года) созданной им в Балаклаве «Академии шпионажа». Когда он узнал о «Неотложке», предложил: «Почему бы вам не приезжать в крымские больницы?» Второй раз в Крыму (он уже стал российским) мы работали по приглашению Яновского.

 

Мы выступаем перед разными категориями больных детей – и перед теми, у кого сложнейшие переломы, и перед так называемыми колясочниками, перед больными ДЦП, перед больными СПИДом, работаем и в хосписах – там, где горе и боль в воздухе висят…


Материалы подготовил Владимир Желтов, Гурзуф – Ялта – Севастополь – Балаклава – Петербург. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно