Страна и мир

Пока кризис не грянет – Ростуризм не перекрестится

17 сентября

Клиенты «Версы» осаждают офис фирмы в надежде вернуть свои деньги.

 

Второй по величине и значению город страны – Санкт-Петербург – остался без крупных компаний-туроператоров. В июле обанкротилась одна из старейших компаний страны, пионер выездного туризма – «Нева», за ней последовала «Солвекс-Турне», а в понедельник о приостановлении работы объявила «Верса». На российским туррынке остались, по сути, одни москвичи – «Тез-тур», «Библио-Глобус» и несколько других, называть которые не будем, чтобы не делать им лишней рекламы, – сейчас это рискованно.

Чем Петербург, наше историческое «окно в Европу», оказался плох для турбизнеса? Ничем. Специалисты говорят, что география и местные условия ни при чём. Просто ведущие московские туроператоры имеют финансовую подушку – западных соинвесторов. А питерские операторы рассчитывали на свои силы – и просчитались.

Причины массовых банкротств в туристической отрасли назывались уже не раз, в том числе и нашей газетой, так что просто напомним их.

Главная причина: излишний оптимизм менеджеров туркомпаний. В начале года никто, конечно, и предположить не мог резкое – примерно на 3 миллиона человек – снижение количества российских туристов, выезжающих за границу. Больше двух миллионов «отнял» Крым, составивший мощную конкуренцию зарубежным курортам. Ещё полмиллиона человек было потеряно на ограничениях выезда некоторых силовиков, чиновников, на общем ухудшении отношений с Европой. И оставшиеся полмиллиона российских туристов отказались от поездки по финансовым причинам: из-за снижения курса рубля, соответствующего роста цены путёвок и возникшего у многих желания приберечь отпускные суммы на чёрный день.

Однако договоры по заполнению авиарейсов и отелей туроператоры подписывали и частично оплачивали ещё в январе – феврале в расчёте, что в высокий сезон эти затраты окупятся. В том, что сезон оказался невысоким, туроператоры не виноваты. Но риски они явно недооценили. Сказалась инерция десяти предыдущих «тучных» лет, когда поток туристов стабильно нарастал.

Вторая причина – закредитованность крупных компаний. Все туроператоры стараются заключить и оплатить договоры с отелями и авиаторами в начале года – это обеспечивает скидку в 50–60 процентов от рыночной цены. На этом, собственно, и основан весь турбизнес: покупать услуги оптом и продавать в розницу. Но своих свободных денег у турфирм практически нет – приходится брать кредиты. Многие влезли в большие кредиты ещё два-три года назад: чтобы пережить убытки от временной потери Туниса, Египта, от наводнений и митингов в Таиланде, от паники после банкротств «Капитал-тура» и «Ланта-тура». Это нормально – весь мировой бизнес работает за счёт кредитов. Точнее, весь, кроме российского. Потому что кредиты у нас безумно дорогие, банки дают их в основном под залог – а что может заложить турфирма? – да и самих банков благодаря бдительности ЦБ всё меньше и меньше...

...Отсюда и вынужденное перерождение части турфирм в пирамиды. Деньгами от авансовой оплаты путёвок они рассчитывались за туристов, которых нужно было везти прямо сейчас. Но число клиентов снижалось, денежный поток мелел, поэтому у части туристов оказались неоплаченными билеты «обратно». А кое у кого – даже билеты «туда».

Исключением, как ни странно, стали фирмы, работающие по таким заезженным, казалось бы, направлениям, как Турция и Египет.  А вот направления на Европу, Таиланд и Китай оказались убыточными.

В итоге в действие вступил самый мощный фактор банкротства – падение доверия клиентов. Но когда как кегли один за другим валятся бренды: «Роза ветров», «Атлас», «Лабиринт», «Южный крест» – это помимо перечисленных выше компаний, – даже 

отъявленные оптимисты задумываются о том, стоит ли покупать тур или надёжнее заказать перелёты и отель самому. Последнее в этой ситуации представляется наиболее приемлемым, особенно когда не за горами новогодние каникулы.

Криминальную составляющую банкротств турфирм правоохранители, возможно, найдут. Но люди, знающие петербургский туристический рынок изнутри, говорят, что ни одного умышленного, мошеннического банкротства у нас не было. Компаниям, которые работали на рынке по 15, а то и по 20 лет, не было смысла терять стабильный отлаженный бизнес. 

Впрочем, ошибки допустили не только туркомпании. Как-то очень невыразительно показал себя Ростуризм. Массовое банкротство турфирм и обслуживавших их страховых компаний могло бы стать поводом для показательных отставок в профильных государственных ведомствах. Потому что люди там должны отвечать за ситуацию в отрасли, а не делать вид, что их это не касается и что рынок сам себя регулирует.

Да и не только в рынке, потерянных деньгах и испорченном отпуске примерно 100 тысяч несостоявшихся туристов дело. Вся эта ситуация наносит ущерб репутации России. Когда наших туристов снимают, как зайцев, прямо с самолётов, когда их по всему миру выгоняют из гостиничных номеров и они вынуждены ночевать в фойе отелей, сутками ждать эвакуационного самолёта в зарубежных аэропортах, выкладывая в интернет просьбы о помощи, становится просто стыдно. Чтобы вызволить из позорного плена застрявших за границей сограждан – идут долгие препирательства между Ростуризмом, «Турпомощью», страховщиками и прочими причастными.

Впрочем, госорганы могли сработать и на опережение, не допустив разрастания кризиса. А для клиентов все проблемы могла бы решить новая система страхования, напоминающая автомобильную КАСКО, о которой специалисты говорят не первый год. Однако пока кризис не грянет – Ростуризм не перекрестится.

Владимир Владимиров, обозреватель «НВ». Фо­то Алек­сан­дра Галь­пе­ри­на
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно