Общество

Подставы на дорогах. Версия 2.0

28 октября

 

Мошенники, «раздевающие» автомобилистов, вынуждены использовать всё более хитрые приёмы

Казалось бы, с введением ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) подставы на дорогах должны были уйти в прошлое. Помните, как несколько лет назад автомобилисты больше всего боялись задеть какой-нибудь навороченный автомобиль, из которого готовы вылезти братки: мол, ну, ты попал – поехали смотреть свою квартиру!

Однако на деле эти хитроумные ребята никуда не делись. Просто их «разводки» стали куда более изощрёнными по сравнению с откровенными наездами девяностых.

На днях на такую «разводку» чудом не попался 57-летний Иван Шалдинов, опытный автомобилист, повидавший виды человек, которого лохом никак не назовёшь.

Когда он рассказывает эту историю, большинство его слушателей всё понимают практически сразу. Да и он сам, оказавшись на месте слушателя, тоже наверняка бы всё понял.

Потому что все мы сильны задним умом. Но представьте себя на его месте – и вы, наверное, согласитесь, что мошенники свой поганый хлеб едят всё-таки не зря.

А для того чтобы вам было легче представить, как на «разводку» может повестись даже далеко не самый наивный человек, мы построим услышанный нами рассказ в двух параллельных плоскостях. Первая плоскость – собственно описание ситуации и мысли нашего героя, оказавшегося непосредственно в экстремальной ситуации. Вторая – то, что он понял тем самым задним умом.

 

* * *

– Водитель «Калины», конечно, хам: подрезал внаглую. Пришлось дать вправо и… Чёрт возьми – не задел ли я припаркованный «порше»?! Вроде почувствовал лёгкий удар… Или показалось?.. Нет, не показалось: тот самый «порше» нагнал меня через перекрёсток. Пришлось остановиться, конечно… Из салона вышли двое. Так и есть! Вот и зеркала на «порше» нет. А вот и царапина на моей машине, на задней стойке…

 

задним умом

– Удар действительно был. Очевидно, когда я проезжал мимо «порше», в меня бросили пластиковую бутылку с водой. Я когда-то слышал, что от этого действительно получается глухой удар и – эффект лёгкого столкновения. Правда, если бы я задел зеркало, звук должен был быть другой. Но разве тогда мне было до подобных размышлений?.. Свёрнутое зеркало, царапина… Какие ещё нужны «улики»?

Конечно, зеркало на самом деле не пострадало – его просто и не было на месте. А царапина… Её быстренько «нарисовал» один из мошенников, пока меня, ошарашенного, отвлекал другой. Кстати, царапину он наковырял ещё ту! Никакое сбитое зеркало такую не оставит. Это надо было хорошим наждаком как следует пройтись. Но это я, разумеется, понял уже потом – когда рассмотрел царапину повнимательнее.

 

***

– Итак, их было двое (третий – водитель – остался в салоне). Одному, охраннику, – лет 30. Второй – постарше. Этот второй, сразу видно, – человек очень серьёзный. Одет с иголочки, говорит обстоятельно. Водитель перед ним – что слуга: «Есть! Виноват! Так точно! Слушаюсь! Разрешите идти?»

В общем, расклад мне объяснили (что-то – сразу, что-то – потом, в процессе) такой: шеф – чуть ли не правая рука Матвиенко в Совете Федерации (даже по фамилии представился – и я, кажется, где-то слышал такую). Приехал в родной город навестить свою питерскую бабушку. Машина – 6 миллионов. За зеркало я должен 120 тысяч. Само зеркало стоит, конечно, подешевле. Но «ты же понимаешь – спецзаказ, срочная доставка из Германии…».


задним умом

– Такое авто в самом деле стоит 6 миллионов. Зеркало? Я в таких дорогих запчастях не разбираюсь, но потом узнал: от силы – четверть сотни. Однако опять же, «ты же понимаешь…» А откуда я знаю, сколько может стоить этот «спецзаказ» и «срочная доставка». Может, это зеркало спецрейсом на «боинге» сюда повезут…

Что должно было насторожить – так это «питерская бабушка». Дело было в таком захолустном районе, что «правой руке Матвиенко», которая ездит на таких машинах, было бы просто стыдно, если бы бабушка жила в этой дыре.

И потом все эти «Есть!» и «Так точно!». Шеф – генерал, что ли? Нет, вроде… Сказал бы ещё: «Ваше превосходительство!» Словом, по части надувания фигуры «шефа» его напарник, пожалуй, перестарался. Но в тот момент им только и надо было – чтобы я проникся величием «пострадавшего». И тут уж кашу маслом не испортишь.

 

***

– Попросили, короче, меня достать документы: права, страховку… Главный, не дав мне сориентироваться, сам стал звонить в мою страховую. Говорил недолго. Из разговора ясно следовало: поскольку я уехал с места ДТП, то страховая тут уже не при делах. Так что, типа, придётся «разбираться самим». Тем более что «ты же знаешь – за то, что скрылся с места ДТП, прав вообще-то лишают…».


задним умом

– Желание позвонить в страховую самому у меня, конечно, возникло сразу. Но как обидеть таких уважаемых людей недоверием?.. Прибьют ещё, чего доброго – мало ли какие у них там в Совете Федерации понятия… Так или иначе, с места ДТП я действительно уехал… Кому потом что докажешь?.. И опять же – ребята действовали напористо, быстро, опомниться не давали.

 

***

– Никаких 120 тысяч у меня с собой, конечно, не было. А дома – тысяч пятьдесят-шестьдесят, все мои накопления. Порешили так: поедем ко мне домой за этими деньгами, а по дороге я буду думать, у кого оставшиеся занять.

Поехали вдвоём – с охранником. В дороге оказалось, что парень он в общем-то неплохой. Искренний, общительный. Зла мне, конечно, не желает, но так получилось…

 

задним умом

– Всю дорогу он не умолкал. Ни на секунду. Говорил и поддерживал разговор о чём угодно. Главное – не дать мне возможности отдышаться, задуматься и посмотреть на всё взвешенно и трезво. Это, узнал я потом, называется «цыганский гипноз» – технология введения в транс такая.

От обсуждения нашей ситуации перешли на автомобили, от автомобилей – на моторные лодки (попутно затронув «Зенит»), от лодок – к рыбалке, от рыбалки… И вот тут мой новый друг допустил роковой промах. Когда я рассказал ему, что «на прошлой неделе взял дюжину щук на дорожку», он и срезался: а где, спрашивает, эта «дорожка»?

Стоп! Ты же только что рассказывал, какой ты знатный рыбак!.. И не знаешь, что такое «ловить на дорожку»? (Для справки: лодка идёт тихим ходом, за ней – блесна на спиннинге.) Это как понимать?..

 

***

– В этот момент, благодаря той самой «дорожке», у меня в голове всё перевернулось. Сопоставив одно с другим, я уже не сомневался: меня разводят.

Что делать? Открыто его послать? Разоблачить? Но – вдруг действительно серьёзные люди? Не в смысле «правая рука Матвиенко», но… Машина-то действительно у них будь здоров – значит, и деньги в этом деле крутятся немалые. Да и потом – кто знает, что у него на уме, и вообще, как в таких случаях эти люди поступают… Может, сунет нож в бок – и привет…

Словом, вот что я придумал…

Напомню, мне по дороге надо было сообразить, у кого денег занять. Ну, я и «занял». Меня выручил случайный звонок на мой мобильный. Я тут же сбросил вызов и начал имитировать разговор: «Привет!.. Ага… Слушай, мне срочно деньги нужны. Можешь полтинник одолжить на пару месяцев?.. Ну, давай хотя бы тридцать… Спасибо… Ну, тогда я подъеду… Ага, давай там и встретимся… Ну, на углу, у отделения милиции…»

«Отделение милиции» сработало на все сто. Буквально через минуту мой спутник попросил остановить машину, сказав дословно: «Надо посоветоваться с шефом…»

Я остановил. Он вышел. Позвонил «шефу». А вернувшись, сказал: «В общем, шеф говорит, что будем разбираться через суд. Пока». Ну, пока так пока. И, как говорил Юрий Никулин Анатолию Папанову в «Бриллиантовой руке», «привет Михал Иванычу».


«Привет Михал Иванычу!»


– А звание у вас какое?

– Как-кое звание?..

– Как у Володи – лейтенант милиции?

– Лейтенант… старшой… я… ага…

– Товарищ старший лейтенант, разрешите я при жене буду называть вас по званию? Для солидности. Можно?

– Раз-зрешаю…

– Спасибо… Вы обязательно ей скажите, что я выполнял ваше спецзадание. В ресторане, а главное – в гостинице… А чтобы она не волновалась (завтра всё равно гипс снимут), вы ничего ей не говорите о контрабандистах, золоте, бриллиантах.

– Нет! На это я пойти не могу!

– Товарищ старший лейтенант…

– Нет!!! Мне надо посоветоваться… с шефом…

– С Михал Иванычем?

– С Михал… Иванычем…

– Привет Михал Иванычу!


задним умом

– Ничего не могу сказать: работают чётко… Всё продуманно, профессионально. Были бы деньги с собой, честное слово, – отдал бы на месте не задумываясь. А если бы не эта «дорожка», то доехали бы мы до моего дома (а ехать оставалось полтора квартала) – и тоже остался бы без денег.

Кстати, думаю, что на этом меня оставили бы в покое – все 120 тысяч не стали бы вытягивать. Зачем? Только лишний риск… А все эти разговоры про «думай, где занять» опять же только для того, чтобы я в дороге думал именно об этом.

В зону интересов этих ребят входят, по всей видимости, мужчины возрастом выше среднего, которые едут в одиночестве. Стало быть, если у вас тонированные стёкла, то вам такая разводка не грозит. Они ведь должны быть уверены, что водитель в салоне один.

 

…Даже сейчас, когда всё позади, я, как опытный уже человек, тем не менее всё равно не могу дать совет, как обезопасить себя от подобных приёмов. То есть теперь-то я понимаю, что в таких случаях надо, не выходя из машины, звонить своим страховщикам, но это всё уже задним умом.

 

Записал Игорь Тимофеев


между тем…

«Разводки» поджидают нас, конечно, не только на дорогах. О некоторых из них – в нашем обзоре.

«Мама, я сбил человека!..»

Этой «разводке» уже несколько лет, но на неё продолжают попадаться – ежемесячно десятки людей.

Мошенники звонят посреди ночи на мобильные телефоны пожилых людей и, не давая им опомниться, вроде бы голосом родного человека объясняют, что произошло несчастье: мама/папа, я, мол, попал…

– Обычно речь идёт о том, что близкий человек сбил кого-то на автомобиле и при этом был нетрезв, – рассказал наш источник в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. – Дальше в телефонный разговор вмешивается «следователь», который предлагает решить вопрос за определённую сумму.

И пенсионеры зачастую собирают нужную сумму (обычно от 20 до 100 тысяч рублей) и отвозят деньги в условленное место.

– Хотя встречаются и такие граждане, которые вроде как соглашаются на встречу, а затем сразу же звонят в полицию и вместе с сотрудниками выезжают на место, чтобы проучить мошенников, – отмечают оперативники. – И таких всё больше: народ всё-таки учится на чужих ошибках.


«Ваша карта заблокирована»

Этот приём связан опять же с мобильными телефонами. Вам приходит SMS о том, что ваша банковская карта заблокирована. А для разблокировки предлагается обратиться в «службу поддержки» банка, чтобы в режиме реального времени осуществить операцию по снятию блока.

– Естественно, ни в какую службу поддержки вы не попадёте – преступники просто начнут вытаскивать из вас всю необходимую информацию, – говорят полицейские. – Многие просто в лоб требуют назвать секретный код, который написан на обратной стороне кредитки. И даже если человек почувствовал опасность и начал задавать наводящие вопросы, отказываясь назвать этот код, он всё равно уже потратил кучу средств. Потому что телефонный звонок может идти через другой континент и стоимость его в десятки раз превысит базовый тариф оператора.


Нигерийское письмо

Этот вид мошенничества существует во всём мире и своё название получил из-за того, что изначально преступники начали орудовать в США и Западной Европе, а прикрывались боевыми действиями в Африке.

Цель мошенников – одинокие женщины за 35. Находят их в социальных сетях. А дальше незнакомый офицер, «настоящий полковник», как будто по ошибке пишет жертве душераздирающее письмо. В нём, по словам оперативников, излагается целая трагедия, умещённая в несколько абзацев. Причём пишет «офицер» как будто своей сестре, рассказывая ей о своей несчастной любви, смерти/измене любимой женщины и так далее, но не в красках (они начнутся позже).

Почти сразу жертве приходит другое письмо – мол, извините, ошибся и так далее. Но мошенники-психологи умело поддерживают переписку, присылают фото из горячей точки, влезают в душу.

Естественно, через какое-то время, когда «клиент созрел», поступает предложение встретиться. Но вот беда: у мужественного мачо нет возможности покинуть свой пост легально, поэтому нужно дать взятку начальству. Сумма колеблется от 2 до 15 тысяч (естественно, не рублей).

Звучит на первый взгляд смешно. На самом же деле таким мошенникам свои деньги переводили даже самые крепкие бизнес-леди. Одна девушка из Азии лишилась почти полумиллиона долларов. А русские мошенницы так «разводили» богатых иностранцев.


«Выгодный» контракт

Последнее время в Петербурге и окрестностях активизировались сразу несколько мошеннических групп, специализирующихся на устройстве клиентов в хорошие фирмы на весьма престижные места.

Правда, для этого сначала необходимо заплатить определённую сумму – в среднем речь идёт о 7–9 тысячах рублей. Эти деньги фирма берёт якобы за посредничество в трудоустройстве. Желающим обещают хорошие контракты, например в пароходствах, лесозаготовительных фирмах, бензиновом бизнесе и так далее.

Конечно, 9000 рублей – это вообще не деньги по сравнению с будущей зарплатой в 75–80 тысяч. Так думают клиенты, подписывая контракты. Эти бумаги так хитро составлены, что даже юрист не сразу найдёт подвох.

– По сути, вы отдаёте деньги просто так, и потом привлечь мошенников к ответственности очень сложно, – рассказывают оперативники.

 

Никита Рубцов


Ри­су­нок Оль­ги Бы­стро­вой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно