Общество

По Питеру на двух колёсах

08 июля

 

Корреспондент «НВ» протестировала новую систему велопроката и убедилась, что хорошая идея нуждается в серьёзной корректировке

Не прошло и недели, как в городе заработала долгожданная автоматизированная служба проката велосипедов, которую комитет по развитию транспортной инфраструктуры разрабатывал совместно с «Банком Москвы». Питерский проект во многом повторяет московский – а в задыхающейся от пробок столице он оказался весьма востребованным: по итогам первого сезона количество велостанций там увеличили вдвое. В Петербурге пока всего 29 пунктов велопроката. В конце октября специалисты подведут итоги и решат, стоит ли развиваться дальше. Ну а пока «НВ» проверило всю систему на себе.

 

Шаг № 1. Регистрация

 

Чтобы начать пользоваться велопрокатом, надо зарегистрироваться на сайте velobike-spb.ru заранее. Тут ничего сложного: надо указать имя, фамилию, электронный адрес и номер своего телефона. Так вы создаёте свой личный кабинет, где будут фиксироваться все дальнейшие операции и состояние вашего счёта.

Тут же, при регистрации, выбирается и тариф. Всего их четыре: сутки, неделя, месяц, сезон. Это период, в течение которого можно пользоваться общественным велосипедом. За него взимается абонентская плата – 100, 250, 450 и 950 рублей соответственно. Кроме этого на счёт нужно внести минимум 50 рублей, иначе он не активируется. Оплата – по банковской карте тут же, онлайн. Как быть тем, у кого банковской карты нет? Увы, им прокатиться не светит. И это первый минус системы.

 

Шаг № 2. Поиск  станции

 

Как только деньги внесены, на мобильный приходит эсэмэска с индивидуальным номером пользователя и PIN-кодом. Каждый раз, беря велосипед, эти цифры нужно будет вводить в автомате на станции проката. Теперь можно отправляться на велопрогулку.

Карта размещения станций велопроката есть на сайте. Здесь указывается также, сколько свободных велосипедов стоит на каждой точке в данный момент и сколько свободных мест для тех, кто желает велосипед вернуть. Все эти данные обновляются в режиме реального времени. Правда, есть риск, что, пока вы добираетесь до выбранного пункта, все велосипеды разберут. Поэтому если путь неблизкий, то лучше по дороге убедиться в наличии велосипеда, воспользовавшись мобильником. Если, конечно, в телефоне есть интернет…

Вообще, вся система общественного велопроката завязана на его наличии. Этим наш вариант проигрывает европейским аналогам. В Хельсинки, например, велосипед можно взять за 2 евро без всякой регистрации, засунув монетку в монетоприёмник. А когда байк ставят на место, деньги вам возвращаются.

– Мы использовали самую распространённую в Европе технологию, – говорит Ольга Бударина, официальный представитель филиала «Банка Москвы» в Петербурге. – Смысл был именно в том, чтобы облегчить пользование системой – увести все операции с деньгами с улицы в виртуальное пространство.

Так или иначе, выбираю пункт проката на площади Льва Толстого, возле станции метро «Петроградская». Сайт подсказывает, что на месте меня ждут два байка. Пока добираюсь, остаётся только один.

 

Шаг № 3. Выбор маршрута

 

Сразу скажу: велосипедист я, мягко говоря, не продвинутый. В последний раз каталась, «когда деревья были большими», а уж по городу, в потоке машин, – никогда. Поэтому провести эксперимент решила в выходной, когда движение не такое оживлённое. Пришлось поломать голову, прежде чем выбрать оптимальный маршрут. И такой, чтобы получилось уложиться в бесплатные полчаса.

Ближайшая велостанция – на «Горьковской». Подходит. Ввожу номер пользователя и PIN-код в автомате возле стойки. Машина некоторое время думает, а затем сообщает, что денег на моём счёте недостаточно… Как так?! Ведь буквально за час до этого я внесла положенные 100 рублей за сутки. Лезу на сайт, мобильный интернет нещадно тормозит. Захожу в личный кабинет. Оказывается, я забыла внести на счёт те самые 50 рублей. Приходится делать это через телефон.

Наконец, готово. Терминал разрешает взять велосипед со стойки, но зевать нельзя – на это отводится всего минута. Вообще вся операция напоминает квест – по крайней мере в первый раз. 

 

Шаг № 4. Поехали!

 

Вот я и в седле. Тут передо мной встаёт главный вопрос: где ехать? По дороге – страшно. Решаю начать с тротуара. Виляя передним колесом, лавирую между прохожими, очень быстро начиная их ненавидеть. На площади ещё куда ни шло, там ширина позволяет хотя бы минимально маневрировать. Но стоит свернуть за угол, от тротуара остаётся полтора метра, и я понимаю, что съезд на проезжую часть неминуем.

Выждав момент, когда машин нет, выруливаю на Каменноостровский проспект, с замиранием сердца прислушиваясь к рёву моторов где-то позади. Признаюсь, как автомобилист, я терпеть не могу велосипедистов – на дороге они заставляют меня изрядно дёргаться, поскольку никогда не знаешь, куда им взбредёт в голову свернуть. И вот я оказалась по другую сторону. Дело осложняется ещё и тем, что зеркала на велосипеде не предусмотрены. Приходится вертеть головой, чтобы следить за дорожной обстановкой, и мне каждый поворот корпуса стоит миллиона убитых нервных клеток.

К счастью, лихачей на моём пути не попалось, до «Горьковской» я добралась без происшествий. Мысленно молилась лишь о том, чтобы там было свободное место, а то пришлось бы или возвращаться к «Петроградской», или ехать до следующего ближайшего пункта – на Марсовом поле. А переправу через Троицкий мост я бы точно не пережила.

Но велобоги благосклонны – стойка пуста. Фиксирую байк в замке (при возврате вводить свои данные не надо), выдыхаю. 

 

резюме

Желающих хватает, а вот ездить некуда и негде

Первые выходные показали востребованность велопроката у петербуржцев. В воскресенье вечером на многих станциях в центре города – на Сенной площади, Невском проспекте, площади Труда – велосипеды отсутствовали. На других оставалось буквально по два-три. Несмотря на довольно мудрёную систему оплаты, в которой не сразу разберёшься, охотников хватает. Другое дело, что пока использовать прокатные велосипеды можно, пожалуй, лишь в прогулочных целях, если нет принципиально заданного маршрута. В остальных случаях пользователи зависят от размещения велостанций – если рядом с работой её нет, то и брать велосипед не имеет смысла. Ведь если оставить его себе, скажем, на сутки, помимо абонентской платы в 100 рублей с вас спишут ещё полторы тысячи, итого – 1600 рублей. А в том же частном прокате сутки стоят 500 рублей, и велосипеды там качественнее.

С тем, что для развития проката надо сначала наладить велоинфраструктуру, согласны и депутаты.

– Какие бы системы ни создавались, толку от этого в ближайшее время не будет, – уверен  один из самых «велосипедных» депутатов петербургского ЗС Анатолий Кривенченко. – Сейчас трудности при перемещении по городу испытывают даже профессиональные велосипедисты. Все магистрали забиты, пробраться между машинами непросто. Чтобы это исправить, нужно создать нормальную систему велодорожек, возможно совмещённую с выделенными линиями для общественного транспорта. Кроме того, нужно ограничивать автомобилистов в центре города. Только тогда действительно произойдёт прорыв в развитии велотранспорта.



Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1