Страна и мир

По ценам – из всех орудий

27 февраля

Борьба с ростом цен превращается во всероссийскую кампанию


 

Новости, так или иначе связанные с ценообразованием, на этой неделе льются как из рога изобилия. Во-первых, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в среду вечером утвердила соглашение между 12 крупнейшими торговыми сетями о заморозке цен на социально значимые товары сроком на два месяца. И с сегодняшнего дня оно вступает в силу. Об этом с гордостью сообщил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. Сетевики, разумеется, обошлись бы и без одобрения ФАС (благо соглашение – не сговор), но почему бы не сделать приятное контрольному органу, не подчеркнуть его заслуги?

А за несколько дней до этого (после сурового выступления министра здравоохранения Вероники Скворцовой, которая обвинила фармацевтическую отрасль во взвинчивании цен на дешёвые препараты) решили заморозить цены на все жизненно важные лекарства три крупные российские аптечные сети. Их примеру наверняка последуют другие лекарственные сетевики.

Заявили о снижении цен на минеральные удобрения и все российские производители этого стратегического для села продукта: в нынешнюю посевную «минералка» будет стоить столько же, сколько в мае 2014 года.

Не столь масштабный, но тоже характерный пример: ценовое соглашение металлургов с российским автопромом.

А кроме того, отдельные депутаты Госдумы предлагают: а) обязать торговлю указывать не только отпускную цену, но и цену от поставщика; б) отменить или смягчить продуктовое эмбарго, которое, как известно, на цены тоже влияет.

В общем, движение за заморозку и даже снижение цен стало новым трендом российского рынка.

Впрочем, если говорить о заморозке цен в сетевых магазинах, то со стороны экспертного сообщества этот, говоря словами классика, великий почин широкого одобрения не получил. Мы попытались найти хотя бы несколько позитивных отзывов, но, увы, все аналитики почему-то настроены пессимистично-недоверчиво.

Так, Ален Розенталь из «2К Аудит – Деловые консультации» говорит, что «заморозка цен – не самый эффективный рычаг», что «после отмены моратория цены могут единовременно увеличиться». А директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольствия Дмитрий Востриков считает, что «это очень опасная тенденция – замораживать цены».

То же и с аптеками. Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, попросту не верит в соглашение аптечных сетей. Так и заявляет:

– Я в это не верю. Аптеки просто не могут заморозить цены, потому что работают в режиме наценки.

Всё остальное – в таком же духе:

– Ритейлеры просто улучшают свой имидж.

– Декларативная мера…

– Запрет на повышение цен может привести к дефициту продовольственных товаров.

Столь же недоверчиво настроены к инициативе торговых сетей большинство СМИ. Вот, к примеру, цитата из одного из столичных изданий:

«Если предположить, что вся эта история не фальшивка, всё равно к подобным акциям большинство людей относятся крайне осторожно. Если называть вещи своими именами, то ритейл в декабре-январе сначала «накрутил» цены, а потом, когда национальная валюта стабилизировалась в районе 62–65 рублей, объявил о заморозке. При этом делается это громко и красиво…»

Впрочем, причины, почему, казалось бы, выгодную для покупателей акцию все, кроме чиновников, встретили в штыки, достаточно очевидны. Во-первых, у сетевиков плохая репутация – потому что они «транснациональные», лоббируют импортную продукцию, пьют кровь из отечественных поставщиков, душат малый бизнес. Во-вторых, у нас, увы, вообще не верят в добрые намерения, ищут во всём негатив. В-третьих, поскольку сетевой ритейл был и остаётся сверхприбыльным бизнесом (чистая выручка «Х5 Ритейл Групп» в кризисном четвертом квартале 2014 года выросла на 20,8 процента по сравнению с таким же кварталом годом ранее), о благотворительности с его стороны говорить не приходится.

Ну и, наконец, в-четвёртых, – даже нынешняя масштабная заморозка носит отчасти показушный характер. В списке социально значимых продуктов – около 20 наименований: говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры, рыба мороженая неразделанная, сахар, соль, три вида круп и так далее. Но фиксироваться будет цена не на всю группу, а на один вид товара из неё. Это нам подтвердили в самой «X5», куда входят сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель».

Начальник управления по связям с общественностью этой группы Владимир Русанов сообщил «НВ»:

– «Х5» уже приняла ряд мер, направленных на поддержку покупателей в этот непростой период – расширила ассортимент промо-акций, ввела дополнительные системы скидок. Фиксация цен на самые востребованные товары на два месяца – очередной шаг в этом направлении, ориентированный в первую очередь на наиболее незащищённые слои населения. На одно наименование продукта в не менее чем 20 товарных категориях розничные цены останутся в магазинах «Х5» неизменными. В их число (в зависимости от торговой сети) войдут гречка, хлеб, рис, чай, макароны, подсолнечное масло, мясо птицы, молоко, сметана, сыры, консервы и другие продукты повседневного спроса. Цены начинаем фиксировать с 27 февраля.

Часть информации, когда мы обзванивали пресс-службы торговых сетей, нам дали неофициально. В частности, признались, что заморозка – это и попытка снизить давление на торговлю со стороны ФАС, депутатов с их громкими заявлениями и мониторингом цен, прокуратуры, которая перед Новым годом проводила сплошные проверки сетей.

Ещё одна причина – стремление не потерять покупателей. Люди меньше стали ходить в магазины и не набивают товаром полные телеги – это видно невооружённым глазом. Оно и понятно – многие ажиотажно затоваривались продуктами в конце года, сейчас сидят на старых запасах. Начался Великий пост, когда заметно падает спрос на мясо, масло, яйцо. Да и просто все стали тщательней считать деньги, перешли на режим экономии.

Ситуация для торговли куда лучше, чем была в ходе кризиса 2008–2009 годов, – и тем больше смысла сработать на опережение, чем-то завлечь покупателей. Хотя «социальные» товары спросом, судя по прошлым экспериментам, не пользуются, магазины, где они есть, вызывают доверие – сразу видно, что это не «Глобус Гурмэ» и не «Азбука вкуса», куда ходят люди с зарплатой от миллиона в месяц. 

И всё же кампания по борьбе с высокими ценами – если её поддержат общественные организации, например, «Народный фронт», власти, СМИ – имеет хорошие шансы на успех. Сегодня уже почти весь бизнес понимает, что непрерывный рост цен ведёт не к росту прибыли, а к падению спроса, поэтому их стабилизация и снижение выгодны не только покупателям, но и продавцам. Это не благотворительность, а просто трезвый подход к делу, который зачастую полезней разного рода «социальных соглашений». В кампанию по заморозке цен могут включиться буквально все отрасли экономики – от сферы услуг до энергетики, что принесёт несомненную пользу как им, так и стране в целом.

…В заключение стоит отметить, что не все инициативы по обузданию цен одинаково полезны. Некоторые – достаточно неуклюжи. Например, предложение указывать на магазинных ценниках, по какой цене этот товар был закуплен у поставщика – чтобы всем виден был размер наценки.

Этот барьер обходится на раз путём удлинения цепочки посредников. Никто не запретит директору магазина закупать товар у компании, принадлежащей его дочке или сыну, с наценкой в 1 процент. А вот по сколько купили у фермеров продукт эти «папины дочки», на ценнике указано не будет.

Возможен и иной вариант. Предприниматель, купивший красную рыбу где-нибудь в Находке по 100 рублей за кило, не сможет продавать её в Петербурге дешевле, чем по 250, – потому что ему нужно было заказывать рефрижераторную сцепку, набирать под неё не меньше 80 тонн лосося и горбуши, оплатить перевозку… И – подставиться, честно указать наценку в 150 процентов?

 


На одно наименование продукта в не менее чем 20 товарных категориях розничные цены останутся в магазинах «Х5» неизменными. В их число (в зависимости от торговой сети) войдут гречка, хлеб, рис, чай, макароны, подсолнечное масло, мясо птицы, молоко, сметана, сыры, консервы и другие продукты повседневного спроса. Цены начинаем фиксировать с 27 февраля.

Владимир Русанов, начальник управления по связям с общественностью группы «X5» («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»)

 

 

Владимир Новиков, Анна Кострова, Ирина Маковей. Коллаж Максима Смехова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно