Планета

Плюс-минус евро

18 января

 

За всю историю своего существования европейская валюта ещё ни разу не переживала столь тяжёлых времён, как в прошлом году

Итак, случилось. 1 января евро, преодолев трудности роста, пройдя череду взлётов и падений, достиг-таки возраста конфирмации. Это означает, что, согласно традиции всех основных религиозных конфессий, он дожил до гражданского совершеннолетия, а в соответствии с юридическими законами – окончательного утверждения. С чем, собственно, его можно поздравить. И от всей души пожелать процветания. Правда, с оговоркой: если, конечно, внучатый племянник дядюшки Бакса сумеет такового достигнуть…

Что ни говори, но в 2012 году еврозона доказала всем скептикам: они были не правы. К концу декабря валютный союз худо-бедно, но всё же сумел продвинуться в преодолении препятствий, преграждающих путь к всеевропейскому благополучию. Во-первых, проблемные страны блока, хотя и заметно потрёпанные приступами экономической лихорадки, продолжили свои структурные реформы. Во-вторых, Европейский центробанк (ЕЦБ) разработал механизмы, которые сдержали союз от казавшегося неминуемым распада. И в-третьих, было заключено соглашение, которое должно подстраховать Европу в будущем: власти договорились о зарождении полноценного банковского союза и приняли фискальный пакт.

О том, насколько трудно им всё это далось, еврочиновники, год напролёт заседавшие на саммитах, многократно рассказывали в своих интервью. Мнение же рядовых европейцев (в особенности тех, кто недавно перешёл на евро или только к этому готовится) СМИ обнародовали нечасто. И оно понятно: иначе пришлось бы давать в эфир беседу с бесконечными «пи-и-и» или печатать текст с повторяющимися многоточиями… Это можно услышать в магазине, в транспорте и просто на улице. И именно так жаловался с сильным эстонским акцентом мой случайный попутчик в автобусе:

– Наш президент недавно, не моргнув глазом, заявил по телевидению: «К росту цен введение евро не привело. По всей Европе товары подорожали не больше чем на три десятых процента». Ну, в Европе, может, и так, а у нас цены растут как на дрожжах. Два года назад я жил на 25 крон в неделю. На пиво не хватало, но еда была всегда. А сейчас – идёшь в магазин, берёшь каких-нибудь овощей-фруктов, колбаски, хлеба, макарон, сметаны. Всё вроде бы по одному-два евро, а на кассе тебе выбивают чек на двадцатку. Вот и считайте: умножим на 16 и получается 320 крон. А зарплату-то мне никто повышать не собирается, как получал 400 евро в месяц, так и сейчас получаю! В общем, я могу только завидовать финнам, которые достают в супермаркете 500-евровые купюры…

Не доверять разговорчивому молодому человеку оснований не было. Однако, как говорится, «доверяй, но проверяй». Вице-председатель парламентской фракции Социал-демократической партии Эстонии Эйки Нестор, выслушав мой вопрос, откликнулся немедленно и очень эмоционально:

– Боже, кто вам такое сказал?! Средняя зарплата в Эстонии порядка 800 евро в месяц! И вообще, от введения евро у нас плюсов гораздо больше, чем минусов! Прежде всего своих денег в Эстонии не было никогда. В девяностых годах у нас ввели, если можно так сказать, переведённые на эстонский дойчмарки. Потом, когда марка вошла в еврозону, крону строго привязали к тому же самому евро. А после введения евро население только выиграло – фирмы, которые меняют деньги, берут за свои услуги определённый процент, правильно? Вот и посчитайте, какая теперь экономия… Однако и это не главное. Вот, скажем, в Петербурге, в Хельсинки, в Стокгольме не надо объяснять, что это за страна – Эстония. А кто знает о нас в Лондоне или в Америке? Да никто! Так вот, представьте: я предлагаю англичанину или американцу инвестировать сюда свои деньги. Первое, что он спросит: «Какая у вас в ходу валюта?» Если я отвечу: «Крона…» – он, скорее всего, просто улыбнётся. А скажу: «Евро!» – реакция будет совсем другая. Мы это уже почувствовали в полной мере, и латыши, которые в этом году переходят на евро, очень скоро поймут, как правильно поступили!

 

тем временем в латвии…

От смены валюты сумма не меняется?

 

Согласно январским опросам, введение в стране евровалюты поддерживает не более 35 процентов населения Латвии. Столько же латвийцев заявили, что боятся таких перемен как огня, потому что и сегодня им не свести концы с концами, а если цены, как в Эстонии, ещё вырастут, останется лишь идти на улицу – либо с протянутой рукой, либо с кистенём…

Остальные респонденты от прямого ответа воздержались. И, вероятно, правильно сделали. Потому что интересы государства, как известно, далеко не всегда совпадают с интересами народа. Вот и президент Латвии Андрис Берзиньш пессимизма населения разделять не склонен. Это можно понять из его последнего телеинтервью, в котором глава государства пообещал:

– Мне кажется, плюсы введения евровалюты проявятся уже в ближайшее время. Особенно это относится к тем, у кого маленькие зарплаты. Присоединение к еврозоне позволит увеличить доходы этих людей, потому что в долгосрочной перспективе мы придём к тому, чтобы необлагаемый минимум, как в большинстве стран еврозоны, составлял 700 евро. В ближайшее же время нам неплохо бы достичь 200–250...

Прогноз, безусловно, очень заманчивый. Поэтому абсолютно понятны опасения премьер-министра Валдиса Домбровскиса, который сегодня сильно озабочен вопросом: а вступит ли Латвия в еврозону вообще? А вдруг народ, придя на референдум о введении евро, не разобравшись, проголосует против? Поэтому, считает глава латвийского правительства, нельзя планировать этот самый референдум на июнь, когда в стране будут проводиться муниципальные выборы. Оппозиция оттого на этом сроке и настаивает, что надеется, что «мы в еврозону не вступим, даже нечего спрашивать! Но неужели кому-то всё ещё не ясно, что евро обеспечит нам больше экономической стабильности?! Ведь даже во время кризиса Латвия сможет получить доступ к финансированию Европейского центрального банка».

Рациональное зерно в утверждении латвийского премьера, безусловно, содержится. Однако противникам евровалюты его доводы не кажутся убедительными. Так, глава латвийского Госконтроля Ингуна Судраба на вопрос: «Почему вы так резко выступаете против вступления в еврозону?» – ответила:

– Для нас важно самим, насколько это возможно, определять свою политику, свой образ жизни. Деньги – как кровь, и, отказавшись от собственной кровеносной системы, мы себя потеряем. И мне непонятно, почему жители Латвии собираются отказаться от своего государства. Если они боятся, что в случае неприсоединения к еврозоне Латвия немедленно окажется под властью России, могу сказать лишь одно: мы всегда были соседями России, а теперь мы – в Европе. Значит, пора перестать жить в страхе и учиться жить в таких условиях.

 

евроистория

Своя валюта ближе к телу?

Литовцы, которым остался ровно год, чтобы решить, вводить в стране евро или подождать, посмотреть, как будут развиваться события, уже сегодня обсуждают этот судьбоносный вопрос. Литва, конечно, обязалась ввести евро при вступлении в ЕС, и президент Даля Грибаускайте выразила уверенность, что это будет сделано. Непременно. Правда, при этом уточнила, что переход случится не ранее 2015-го, а ещё вернее – в 2016 году. И её осторожность объяснить совсем не сложно. Во-первых, выполнит ли страна маастрихтские критерии или нет – пока ещё остаётся под вопросом. Но если даже и выполнит, всё равно останется возможность отсрочить введение евро, если ситуация в еврозоне пойдёт по сценарию, предсказанному Джорджем Соросом, то есть Европа утратит своё влияние на мировой арене.…

Словом, торопиться не следует. Тем более что поляки тоже с этим не спешат, говорят, что вряд ли созреют для входа в еврозону раньше, чем лет через восемь… Датчане и вовсе не собираются проводить референдум о валютных изменениях. Шведы, которым было даже позволено не соответствовать маастрихтским критериям, от евро отказались раз и навсегда. Чехи обещают подтянуться к 2019 году. Итальянцы не так давно заявили, что подумывают: а не вернуться ли к старой доброй лире? А англичане и вовсе разрабатывают план выхода из ЕС и создания союза со Швейцарией. Называться он будет «Бритцерланд», и, если дела пойдут неплохо, к нему со временем собираются подтянуться Норвегия и Швеция... В общем, судя по всему, в еврозоне ещё многое может случиться, и не исключено, что последствия катаклизмов станут катастрофическими…

 

компетентно

«Монетарный союз выгоден абсолютно всем»

 

Александра Бамбале, экономист Банка Латвии:

– Ни один из европессимистов не сумел привести в пример ни единого государства еврозоны, которое намеревалось бы добровольно покинуть валютный союз. Более того, в отмене евро не заинтересованы и страны, находящиеся за пределами Европы. Почему? Всё просто: монетарный союз выгоден абсолютно всем. Именно он позволяет создать рынок, который не зависит ни от курсовых колебаний национальных валют, ни от ограничений при перемещении капиталов. К тому же евро, став второй наиболее важной резервной валютой в мире, повышает инвестиционную привлекательность входящих в еврозону государств.

В то же время конец проекта общей валюты станет признаком того, что процессы европейской интеграции дают задний ход. А вместе с ними уже не будет казаться утопией развал единого европейского экономического пространства и единого таможенного союза. Самый худший сценарий, который может быть реализован в обозримом будущем, – это выход какой-то страны из еврозоны. Вы спросите: что произойдёт, если этот маловероятный сценарий воплотится в жизнь? Ответ однозначен: единый монетарный союз станет гораздо сильнее и притягательнее, а евро превратится в ещё более надёжную валюту! Нет, причин провожать евро в последний путь я точно не вижу!

 


Оптимизм госпожи Бамбале, судя по её статусу, базируется не на пустом месте. Однако повода расслабляться пока тоже нет. Несколько дней назад еврокомиссар по вопросам финансов Олли Рен хотя и успокоил общественность, заявив, что «распад еврозоне больше не угрожает», – но тут же оговорился: «И всё-таки нам пока нельзя проявлять беспечность…»

К слову сказать, российские власти не планируют сокращать долю евро в международных резервах страны, так как Россия уверена в будущем абсолютного большинства экономик еврозоны. Об этом премьер-министр России Дмитрий Медведев уже заявил официально, с полной уверенностью добавив при этом: «Мы абсолютно заинтересованы в успехе идеи евро как резервной валюты и не считаем, что евро в этом качестве себя исчерпал».

Вот так. И разве можно в этом сомневаться?..

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлана Белоусова, эксперт «НВ» по странам Балтии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно