Культура

Он всё-таки вернулся. Как обещал

14 июля

В дни кинопроката новой картины «Терминатор: Генезис» обозреватель «НВ» вспоминает предыдущие фильмы саги и размышляет о значении героя для нашей культуры


Этому роботу родом из будущего Арнольд Шварценеггер обязан своей славой в кино. Фо­то EPA /Kim Hee-Chul / ТАСС

 

Если спросить российских зрителей, с какой именно фразой в их сознании ассоциируется американский актёр Арнольд Шварценеггер, то большинство из них, я уверен, в один голос скажут: «I’ll be back!» – «Я вернусь». Впервые великий австриец и Мистер Вселенная произнёс её в 1984 году, когда на экраны мира вышел фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор». Там, если помните, Шварценеггер играл злого биоробота, посланного из будущего, чтобы убить некую Сару Коннор. Но не случилось. И вот тридцать с лишним лет нет терминаторам кинематографического покоя. Разные модификации биороботов гоняются из одного времени в другое, а Сара всё жива. Что не может не радовать голливудских продюсеров, наращивающих собственные прибыли за счёт научно-фантастической кинофраншизы.

Нынче мы видим пятый вариант приключений во времени и в пространстве. Нелёгкое дело очередного оживления кумира миллионов поручили режиссёру Алану Тейлору, доселе неплохо справлявшемуся с работой над различными популярными телесериалами. Что свидетельствует о его умении увлекать публику не только зрелищными эффектами, но и неожиданными поворотами сюжета. «Терминатор» под номером пять в этом смысле – антология приёмов, которые были впервые опробованы во всех четырёх предыдущих фильмах. Что же касается фабулы, то нынче всё возвращается к истокам приключений Сары и Терминатора. В тот самый день – 12 мая 1984 года, когда в Лос-Анджелесе высадились терминатор-убийца и некий Кайл Риз, защитник Сары.

Дальнейшее изложение происходящего на экране может смутить кого угодно. В идеале каждого зрителя нынешнего фильма надо снабжать справочником, с помощью которого он бы мгновенно ориентировался в том, кого куда послали и отчего какой-либо персонаж оказался не таким уж и хорошим и – наоборот – не таким уж и плохим. Справочник уточнял бы фильмографию тех актёров, которые были приглашены в проект, чтобы поддержать к нему интерес самых разных национальных аудиторий – от Кореи до США.

Что же касается России, то здесь «железный Арни» и без PR-поддержки пользуется популярностью. Плакаты с его изображением в роли терминатора украшали многие комнаты подростков в 80-е годы прошлого столетия. Он был для многих символом свободы смотреть то, что хочется. И стихийно обретённая Шварценеггером и его персонажем мифологичность уже не могла быть поколеблена даже тогда, когда видеобум сошел на нет. В народной памяти терминатор такой же кумир, как Рембо и Рокки, сыгранные Сильвестром Сталлоне. Именно этот дуэт недаром соединится в очередном зубодробительном кинобоевике «Неудержимые», ибо ни тот, ни другой уже себе не принадлежат. Они – люди-мифы, живые легенды, звёзды, притом не гаснущие на экране с титром «конец фильма». 

Для Арнольда Шварценеггера нынешнее возвращение в большое кино весьма символично. После двух губернаторских сроков в Калифорнии он, видимо, осознал собственное человеческое предназначение – нести радость миллионам кинозрителей своим появлением на киноэкране. По большому счету, нынче в «Терминаторе-5» он фактически играет самого себя – стареющего биоробота по имени Пабс, который так и не усвоил логику поведения людей, хотя который год находится среди них. В чувстве юмора Шварценеггеру трудно отказать. Оно у него есть, и можно сказать, что именно оно расцвечивает механистическую череду похождений терминатора, его друзей и врагов некой иронией. Особенно когда немногословный Пабс в очередной раз рассуждает о шансах выиграть поединок у владельцев могущественной сетевой системы «Скайнет», призванной установить контроль над всем цивилизованным человечеством. Резюме Пабса гениально просто и коротко, все дискуссии он заканчивает фразой: «Теоретически». 

Те, кто любит и помнит первые две серии «Терминатора», не узнают никого из вновь поступивших на кинослужбу в этот эпический цикл исполнителей. Вместо Линды Хамильтон Сарой Коннор стала бойкая Эмилия Кларк, хорошо знакомая поклонникам «Игры престолов». Такое ощущение, будто она прямо со съемочной площадки популярного сериала, поменяв лук на убойный автомат, отправилась помогать Арнольду Шварценеггеру в пятом «Терминаторе». Подобные метаморфозы авторы нынешней версии пытаются объяснить логически: мол-де первого биоробота заслали в прошлое из будущего задолго до 12 мая 1984 года. Именно Пабс и воспитал ту бой-девицу, которую мы увидели нынче. Правда, такие фантазии относительно персонажей как-то не очень согласуются с тем, что мы помним о характере Сары в первых двух сериях. Но кого нынче волнует вопрос правдоподобия и соблюдения хотя бы минимального логического соответствия между отдельными эпизодами терминаторской киносаги?

Храброго Риза (которого послали из будущего) нынче играет Джай Кортни, вполне брутальный и обаятельный актер, чем-то напоминающий нашего Алексея Кравченко. А есть еще и очередной биоробот-убийца, которого играет кореец Ли Бён Хон. Притом что его герой «возрождается» в кадре ровно таким же способом, как и его предшественники из ранних серий. Но самый главный сюрприз ожидает зрителей пятой серии при более близком знакомстве с истинным лицом того самого Джона Коннора, из-за которого, собственно, и случились все проблемы у его матери Сары, а заодно и проект Джеймса Кэмерона. Стоит напомнить, что именно Джон считался в первой серии главой того самого сопротивления, которое оказывали в будущем люди захватившим власть на Земле машинам. Нынче его играет Джейсон Кларк. И всё поначалу выглядит таким привычным и знакомым, но… всё меняется ровно в тот момент, когда Джон Коннор вдруг ни с того ни с сего сам оказывается в том самом 1984 году. Зачем и почему? Ответ на эти вопросы зрители получат, если отправятся смотреть «Терминатор» под номером пять.

Финал нынешней версии оставляет прекрасные возможности для того, чтобы продолжать похождения киногероя. Он стал поистине любимцем публики. Ведь биоробот тоже немножко человек. Да и Арнольду Шварценеггеру всего-то только 67 лет. И, судя по нынешним его трюкам, он вполне в форме. Так что, как писали авторы детективных романов в конце каждой части в ХIХ веке, – «продолжение следует». Недаром фильм «Терминатор: Генезис» начинается со слов: «Одно мы знаем точно: будущее не предопределено».

 

как это было

«Терминатор» (1984)

 

 

Режиссёр Джеймс Кэмерон

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хамильтон, Майкл Бин, Ленс Хендриксен.

Продолжительность: 116 минут.

Бюджет: 6,4 миллиона долларов.

Сборы: 78 371 200 долларов.

Награды: Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция), 3 награды американской Ассоциации научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов. 

Арнольду Шварценеггеру 36 лет.



«Терминатор-2: Судный день» (1991)

 

 

Режиссёр: Джеймс Кэмерон

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хамильтон, Роберт Патрик, Эдвард Ферлонг.

Продолжительность: 137 минут.

Бюджет: 102 миллиона долларов.

Сборы: 519 843 345 долларов.

Награды: всего 19 наград, включая 4 премии Американской киноакадемии «Оскар» – за лучший звук, за лучший монтаж звуковых эффектов, за лучший грим, за лучшие визуальные эффекты.

Арнольду Шварценеггеру 44 года.

 

«Терминатор-3: Восстание машин» (2003)

 

 

Режиссёр: Джонатан Мостоу

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Ник Стал, Кристанна Локен, Клер Дэйнс.

Продолжительность: 109 минут.

Бюджет: 200 миллионов долларов.

Сборы: 433 371 112 долларов.

Награды: премия журнала Cinescape за лучшую женскую роль (Кристанна Локен) 2004 года.

Арнольду Шварценеггеру 55 лет.

 

«Терминатор: Да придёт Спаситель» (2009)

 

 

Режиссёр: МакДжи

В ролях: Кристиан Бейл, Антон Ельчин, Сэм Уортингтон, Хелена Бонэм Картер.

Продолжительность: 117 минут.

Бюджет: 200 миллионов долларов. 

Сборы: 371 353 001 доллар.

Награды: 15 номинаций на различные американские награды.

Арнольду Шварценеггеру 61 год (компьютерный терминатор появляется только на несколько секунд).



«Терминатор» в России

В СССР первый фильм «Терминатор» появился в 1988 году на пиратских видеокассетах. Его показали по всей стране в видеосалонах под несколькими названиями: «Терминатор», «Киборг-убийца», «Робот-убийца». Русский перевод фильма Джеймса Кэмерона озвучивали такие «короли видеоперевода», как Леонид Володарский и Василий Горчаков. «Терминатор-2» появился в видеопрокате в нашей стране в 1991 году почти одновременно с выходом фильма в мировой прокат. Весной 1993 года первого «Терминатора» показали в эфире телеканала «Останкино-1», а 1 января 1994 года – в эфире канала «Останкино-4».

Все следующие серии киносаги о Терминаторе выходили в официальный кинопрокат. При этом 3-я и 4-я серии не становились безусловными лидерами сборов. Всё-таки память о первых двух сериях весьма крепко внедрилась в массовое сознание отечественной публики. 

Сериал 

В 2008 году был снят телесериал «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Фабула была связана с героиней обеих частей и развивалась самостоятельно. Авторы не обращали внимания на то, как излагались события главной «саги». В России сериал известен под названием «Терминатор: Битва за будущее». Однако телевариант оказался гораздо слабее кинематографических. Не помог даже выпуск компьютерной игры. Сериал приказал долго жить после второго сезона. 

Что означает слово «терминатор»

Терминатор (от лат. termino – разграничиваю) – граница между освещённой и неосвещённой частями поверхности планет или их спутников. Называя своего главного героя-биоробота «Терминатор», Джеймс Кэмерон тем самым подчёркивал, что он занимает как бы пограничное положение между силами Тьмы и Света. Много лет спустя эту идею подхватил писатель Сергей Лукьяненко, придумавший «тёмных» и «светлых» вампиров. А затем – напористо интерпретировал Тимур Бекмамбетов в своих «Дозорах».

 

Сергей Ильченко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.07
0.485 (0.52%)
Курс Евро
99.93
0.141 (0.14%)
Погода
Сегодня,
17 апреля
среда
+6
Слабый дождь
18 апреля
четверг
+2
19 апреля
пятница
0
Облачно