Страна и мир

Ограничением на ввоз продуктов дело не ограничится?

19 августа

Два неназванных федеральных чиновника «слили» прессе (точнее – деловой газете «Ведомости») информацию о новом пакете мер, которые Россия готова применить к странам Запада: введение запрета на импорт легковых и грузовых автомобилей, а также ограничения по части закупок медицинской техники. Но, по словам чиновников, новые «антисанкции» будут только ответными – если Брюссель и Вашингтон расширят свой список санкций в отношении России.

Официальных подтверждений или опровержений этой информации вчера не последовало. Впрочем, в контексте санкционной войны, одним из аспектов которой является война информационная, подтверждения особо и не нужны – всё и так понятно. Анонимные чиновники, разумеется, неслучайно выбрали для своих откровений газету «Ведомости», которая издаётся, если кто не знает, при участии британской «Файненшл таймс» и американского «Уолл-стрит джорнэл», принадлежащего магнату Руперту Мёрдоку. То есть это такой информационный канал, по которому западные деловые круги доносят своё мнение до нас, а наши круги, соответственно, до западной аудитории. И скорее всего, эти смелые чиновники получили как минимум разрешение своего руководства на беседу с журналистами интернационального издания. Потому что, как не раз отмечалось, информация о возможных санкциях уже разновидность санкций. В данном случае в результате указанной «утечки» акционерам западных автоконцернов предстоит немного понервничать и подумать, не скинуть ли им часть акций до того, как они начали падать в цене.

…Россия быстро учится искусству санк-ционно-информационной войны. До истории с «Добролётом» она её однозначно проигрывала. Ведь поначалу серьёзных экономических санкций в наш адрес не было: всего пара кратеньких чёрных списков российских граждан и компаний да плохо продуманная выходка VISA и MasterCard. Всё остальное – туманные угрозы. То есть замах у наших западных партнёров был на рубль, а удар на копейку. Но…

Но хватило и этого: в первом квартале года инвесторы (существа по определению пугливые) вывели из России, опасаясь обвала на её рынках, 60 миллиардов долларов. Соответственно, начала и до сих пор продолжает расти в цене валюта, посыпались мелкие и средние банки, иссяк приток прямых инвестиций…

Взбодрённый этими успехами и безропотностью России, которая лишь призывала своих партнёров к переговорам, Вашингтон (а под давлением Вашингтона и Брюссель) ввёл финансовые санкции, запретив российским банкам перекредитовываться на западных рынках. И вдогонку Запад решил отобрать у летавшей на Симферополь компании «Добролёт» два её лизинговых «боинга». На фоне всего прочего «Добролёт» был мелочью, но именно этот инцидент вызвал первую ответную реакцию России: обсуждение в правительстве вопроса, а не запретить ли в ответ пролёт через нашу территорию самолётов западных авиакомпаний.

Запрет этот пока не введён. Да и вряд ли до этого дойдёт. Но акции западных авиаперевозчиков потеряли за два дня 4 миллиарда долларов. А затем последовал и первый пакет реальных мер, ударяющих по экономике наших западных партнёров: ограничения на ввоз в Россию продовольствия.

Ограничения эти, судя по всему, стали для ЕС шоком – не столько даже финансовым, сколько политическим: союз впервые в своей истории сам стал объектом экономических мер. После этого как-то разом затихли все разговоры о новых санкциях. Более того, пошли «утечки», что и нынешние могут быть вскоре отменены. Наконец, явно не без ведома Брюсселя в качестве экономического миротворца выступил президент Финляндии Саули Ниинистё, который экстренно приехал на встречу с Владимиром Путиным в Сочи.

Но прежние санкции продолжают действовать – вот и появилась информация, что Россия может пойти на ограничение импорта зарубежной автотехники. С точки зрения рынка угроза вполне реальна. Хотя отечественные грузовики не дотягивают до западных стандартов, обеспечить ими себя Россия сможет – при содействии Белоруссии. С легковым автопарком всё ещё безоблачней: самые популярные иномарки давно уже собираются на территории России, а если вдруг исчезнут из салонов машины премиум-класса, столь любимые чиновниками и миллионерами, то население страны это вряд ли огорчит. С медицинской техникой вопрос, конечно, болезненнее, но, видимо, есть уверенность, что возможны её закупки и вне ЕС, а также собственное производство.

Разумеется, все эти меры – гипотетический вариант, приготовленный на случай новых санкций. В обстановке, когда в Европе гниют выращенные для России персики, яблоки, за бесценок распродаются сыры, красная рыба и колбасы, Брюсселю, думается, не до расширения торговой войны. Правда, есть ещё США, которые готовы вести эту войну до последнего европейского фермера и рабочего. И поэтому российские санкции, о которых говорилось вчера, не словесные угрозы, за которыми ничего не стоит, а реальный экономический проект.

Нашей стране он, разумеется, тоже обойдётся недёшево – даже подороже продовольственных санкций. Но экономическая и политическая капитуляция перед Западом обошлась бы в разы дороже.

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ». Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно