Планета

О Китае с любовью

17 октября

Корреспонденты «НВ», побывавшие в Поднебесной, продолжают делиться своими впечатлениями об этой стране

Как знают постоянные читатели «НВ», в сентябре два наших корреспондента (пишущий журналист и фотограф) вернулись из Китая. Программа их пребывания в Поднебесной была крайне насыщенной и познавательной. И о многом они уже рассказали на страницах «НВ». Но в ходе работы после таких командировок всегда что-то остаётся за кадром – ведь первым делом хочется рассказать читателям о самом важном, глобальном. А есть то, о чём по приезде рассказываешь жене на кухне, коллегам в курилке, – то, что называется живыми человеческими впечатлениями. Сегодня рассказ – именно об этом.

Чем китайские женщины отличаются от европейских


В китайских городах хватает и красивых девушек, и неплохих машин

 

Любой нормальный мужчина, приехав в чужую страну, осматривает не только её достопримечательности, но и, не побоюсь признаться, местных девушек.

Китайские девушки вызывают в первую очередь уважение. Во всяком случае, те, что работают в крупных компаниях. Они уже лет тридцать не носят мундиров а-ля председатель Мао, но их рабочие наряды сидят на них лучше любой формы. Как правило, это облегающие жилеты, юбки до колен. А ещё – идеально гладкие причёски, из которых не выбивается ни волоска. И яркая, но не вызывающая косметика. Глаза – умные, внимательные, реакция на вопросы быстрая, но без лишнего напряжения. Фигуры же у всех подтянутые, никаких признаков лишнего веса.

Но не думаю, что они каждую неделю качаются в тренажёрных залах. Скорее это заслуга главного китайского напитка – зелёного чая, различные сорта которого улучшают (если верить рекламе) цвет лица, способствуют похуданию, очищают организм и вообще служат панацеей на все случаи жизни. Зелёный чай пьют, разумеется, без сахара.

Кстати, когда китаец хочет про кого-то сказать, что этот человек лентяй и ведёт нездоровый образ жизни, то он говорит, что имярек любит сидеть перед телевизором на диване и пить кофе с – вот стыд-то – сахаром! Такое же отношение в Китае и к сладким газировкам.

Но не чаем единым держит себя в форме китайская барышня. Здесь действительно – как и показывают нам в фильмах о Китае – популярна оздоровительная гимнастика цигун. Дамы всех возрастов собираются по утрам и вечерам в парках группами, движения выполняют синхронно, часто под музыку, так что издали это можно принять за репетицию танцевального ансамбля «Берёзка».

Но главное их отличие от западных женщин даже не в этом. Наши соотечественницы, не говоря уж о дамах европейских стран, более расслаблены и самоуверенны. У наших куда больше небрежности в одежде, манере общения. Одним словом, они считают, что их обязаны любить такими, какие они есть. А иначе это сексизм и шовинизм. Не знаю, что об этом думают китаянки, но они постоянно в форме, в тонусе, словно внутри у каждой генератор энергии.

Вне работы среди них популярен стиль японского (а сейчас и китайского) аниме. То есть короткая свободная юбка, каблуки, цветная причёска и соответствующая косметика. Азия ещё не мировая законодательница моды, но давно уже не копирует европейскую моду, а ищет свой стиль.

Для большей объективности добавлю, что ухоженность и энергичность китайских девушек связана вовсе не с поиском женихов, точнее – не только с этим. Демографическая ситуация в Китае благодаря побочному эффекту политики «одна семья – один ребёнок» складывается в пользу женщин. Традиционно более ценным ребёнком в семье считается мальчик. Поэтому многие китаянки, узнав, что у них будет девочка, делают аборт. В результате – острый дефицит невест. Так что пару себе любая найдёт. Просто Китай сейчас такая страна, где молодёжь нацелена на успех и карьеру.

К слову, если лет 10–20 назад у китаянки (как и россиянки) мечтали выйти замуж за иностранца, то теперь этого и в помине нет. Потому что средний китайский муж уже сейчас может дать жене почти столько же, сколько муж из Европы или Австралии, а если повезёт, то и намного больше.

 

Чем пекинские дороги похожи на петербургские

В Пекине, где велодорожки шириной с хорошую улицу, где можно ездить на велосипеде круглый год, количество велосипедов тем не менее падает. Когда-то они составляли 63 процента транспортного потока, сейчас – всего 10 процентов. А мотороллеров, которыми забиты улицы всех индийских, таиландских, вьетнамских городов, здесь вообще почти нет.

Это, разумеется, не стихийный процесс. У меня вообще сложилось убеждение, что китайские власти ничего не пускают на самотёк, в том числе вопросы транспортной политики. Так вот, мотороллеры в Пекине просто запрещают. На них ездят только те, кто купил их давно. Велосипеды пока не запрещают (действует сеть проката), но, как намекают осведомлённые люди, их тоже будут выдавливать с улиц. В общем, в Пекине уже перешагнули велосипедную эру (её пик пришёлся на 1980–1990-е годы).

Вообще, транспортные проблемы Пекина и Петербурга схожи. В китайской столице тоже, несмотря на обилие общественного транспорта, улицы забиты машинами. Самые популярные – немецкие марки из самой Германии, а больше всего на дорогах европейских моделей местной сборки: различных «опелей», «фольксвагенов» и т. д.

А ведь право купить машину разыгрывается через государственную лотерею. По словам наших переводчиков, в них нужно участвовать в среднем два-три года, прежде чем выпадет твой номер.

В Пекине на порядок больше, чем у нас, транспортных развязок и эстакад. Как в городе – шесть (!) кольцевых.

Жёстко работает тамошняя ГАИ. Хотя ездят китайские водители не очень-то, на взгляд автора, культурно (постоянно подрезают друг друга, тискаются из ряда в ряд), за четыре дня перемещений по столице я, клянусь, не увидел ни одного ДТП.

Пробки, хотя и не мёртвые, там, как и у нас, дважды в сутки. Рубить эти пробки «по живому» – путём запретов – власти не собираются. Но сейчас с уверенностью можно сказать, что Пекин будет первым городом, который полностью перейдёт на электромобили. Этот грандиозный план уже выполняется. От замены одного на другое транспортная ситуация, возможно, и не улучшится. Но вот от знаменитых пекинских смогов город избавится. Пусть желающие и дальше стоят в пробках, но – на свежем воздухе.

 

Между образованными людьми – никаких барьеров


Россиянину легко общаться с китайцем – Великой стены между нами нет

 

По каким-то причинам нашу небольшую группу петербургских журналистов принимали как официальную правительственную делегацию.

Так, в Гуанчжоу, городе, который сравним по богатству с Пекином и Шанхаем (сравнение со скромной Европой было бы просто некорректным), нас разместили в лучшем отеле города, где стены вестибюля отделаны натуральным (!) золотом, а обычный спальный номер состоит из двух залов, прихожей и санблока, напоминающего знаменитые Сандуновские бани. Вечерний приём – встреча с руководством провинции – состоялся не в обычном банкетном зале, а в классическом китайском садовом павильоне, устроенном во дворе отеля под сенью огромного искусственного водопада, льющегося с вершины 20-метровой скалы, посреди прудов с золотыми рыбками, цветов, лиан и прочих красот.

Автор этих строк всё равно не почувствовал себя государственным деятелем (хотя несколько дипломатических тостов пришлось сказать), но повторю: поначалу в нашем общении был некий налёт официальности.

Затем я спросил своих собеседников, кто где учился, они стали сравнивать и хвалить Сычуаньский и Пекинский университеты, с пиететом упомянули про Санкт-Петербургский университет – некоторые их начальники учились в ЛГУ… Это я к тому, что никаких психологических барьеров между нами и образованными китайцами (с малограмотными в этой поездке пообщаться не довелось) нет.

Признаться, этот пресловутый психологический, он же культурный, барьер меня перед поездкой немного волновал, ведь столько написано о том, что мы принадлежим к разным цивилизациям с разными культурными кодами. Но лично я никаких барьеров не заметил. Может, из-за того, что привык общаться с чиновниками – а они во всём мире одинаковы, а может, наши культурные различия с китайцами несколько преувеличены.

Конечно, продавщицы в лавках смотрели на меня, когда я покупал какие-то сувениры, не поторговавшись перед этим с полчаса, с некоторым недоумением и даже жалостью – как на «гайджина» (варвара). Но что касается чиновников, работников заводов, компаний, медицинских центров, мы общались на одной волне. Они с ходу понимали наши шутки, мы – их. Мне, например, с американцами с их вечными улыбками и преувеличенным энтузиазмом общаться куда менее комфортно.

 

взгляд фотографа


Шопинг – любимое развлечение современных китайцев. Даже в самых отсталых районах строятся шикарные торговые многоэтажки (десять этажей – не редкость). Вот, например, яичный отдел супермаркета в одном из провинциальных городов. На десятки метров тянутся прилавки, где продаются яйца на разный размер и вкус



Китайцы привыкли жить в тесноте и научились принимать чужие недостатки. За десять дней путешествия по КНР я всего один раз увидел, как на улице ругались прохожие. Но и этот конфликт быстро был исчерпан. Китай – очень дружелюбная страна, и нужно совершить что-то совершенно вызывающее, чтобы тебя обругали



Китайцы с огромным уважением относятся к своим многочисленным символам: культурным, историческим, государственным. Флаги Китайской Народной Республики тут повсюду. Причём в этом обилии красных полотнищ нет никакого официоза – видно, что китайцы искренне любят свою страну и гордятся ей
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ». Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно