Мнения и комментарии

Наших школьников послали на три буквы

10 июня

 

В обществе вновь вспыхнула полемика по поводу ЕГЭ. Некоторые сторонники этой проверочной экзекуции обвиняют СМИ, родителей, педагогов и иных заинтересованных лиц в нагнетании истерии. Однако факт остается фактом: никакими демагогическими речами о целесообразности подобной формы проверки знаний выпускников не вернешь жизни трех юношей, которые свели счеты с жизнью… по результатам ЕГЭ.

СМИ на сей раз отреагировали оперативно и жестко. Сразу на двух каналах (НТВ и РЕН ТВ) в день сдачи второго общего обязательного экзамена состоялись весьма горячие ток-шоу, посвященные ЕГЭ. Напомню, что первоначально его предполагалось провести как эксперимент всего в нескольких регионах страны. Но, видимо, заинтересованные в этом деле лица вошли во вкус достаточно быстро, удовлетворив свои материальные интересы, и под сурдинку, несмотря на громкие и масштабные протесты общественности, ввели ЕГЭ в качестве «обязаловки» повсеместно с 2009 года. Но даже тот факт, что президент якобы поддержал такую форму проверку знаний выпускников, никак не может служить индульгенцией тем методам, которые рубят под корень не только систему школьного обучения, но и закладывают мину замедленного действия под систему высшего образования.

Могу судить об этом по тем вчерашним выпускникам, которые из-за ЕГЭ попадают в СПбГУ. Отсутствие элементарных гуманитарных знаний, поголовная безграмотность, неумение мыслить логически и связно вслух излагать свое мнение – вот только видимые признаки деградации образовательного уровня школьников. Теперь в школе не учат, а натаскивают на тесты. Причем тестирование начинается уже кое-где даже с пятого класса. Стоит помнить и о том, что существует множество профессий, где личность будущего специалиста определяется его психофизическими качествами, навыками поведения и склонностями к тому или иному роду занятий. А тестами ЕГЭ это не определишь. Он бездушен и античеловечен, потому что за шифрами и цифрами не дает увидеть личность.

Сторонники ЕГЭ упорно долдонят свое: о борьбе с коррупцией и решении проблемы субъективности выставляемых оценок. В ходе упомянутых ток-шоу – «Честный понедельник» (НТВ) и «Справедливость» (РЕН ТВ) – эти мифы были беспощадно разоблачены.

Во-первых, коррупционное насыщение сферы образования после введения ЕГЭ, по оценке МВД, увеличилось втрое и достигло суммы в полтора миллиарда рублей. Как заметила депутат Госдумы Оксана Дмитриева, именно ЕГЭ способствовал тому, что коррупция пустила свои метастазы в школу. И ныне никого не удивляет, что самые высокие результаты экзамена по русскому языку мы имеем в республиках Северного Кавказа. Выборочная проверка тех, кто набрал 100 баллов на экзамене по математике, осуществленная в МГУ, показала, что 60 процентов лжеотличников не смогли подтвердить свои знания. Это к вопросу об объективности. К тому же все мы помним, что третью часть теста под именем «С» проверяют не компьютеры, а педагоги, что также ставит под сомнение объективность оценки.

Во-вторых, необходимо понимать, что ситуация стресса усугубляется постоянным давлением на школьников как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Последние прекрасно понимают, чем грозит несдача ЕГЭ. Ведь это означает, что в текущем, «неудачном» году для обладателя низких баллов по ЕГЭ или вовсе отрицательной оценки возможность поступления в вуз закрыта. А за год в очередной раз либо правила поменяются, либо человек может забыть многое из того, что учил в школе. А сдавать-то ЕГЭ все равно придется.

Родители готовы в подобной ситуации на все, чтобы любимое дитятко благополучно преодолело экзаменационную нервотрепку, а это – психологическая почва для коррупционных действий. Причем инициировать подобные действия могут как родители, так и сами педагоги для улучшения показателей. Недаром в ходе ток-шоу так часто звучало упоминание об истории в Ростовской области, где тридцать учителей сообща заполняли за школьников тесты по русскому языку.

Интуиция мне почему-то подсказывает, что количество скандалов, связанных с ЕГЭ, будет неуклонно возрастать. Причем не только в этом году, но и во все последующие, так как в основе этого метода лежит идея уравниловки и бездушие. Не говоря уже о том, что глава Рособрнадзора госпожа Глебова лезет из кожи вон, чтобы оправдать необходимость собственного ведомства, которое может остаться не у дел, если вдруг отменят ЕГЭ. Кажется, она когда-то была учителем русского языка и литературы. Так, может быть, всем этим чиновникам от образования отправиться обратно в школы, чтобы реально учить детвору, а не выдумывать (интересно – с чьей подачи?) новые иезуитские методы проверок знаний.

Однажды я попытался заполнить тест ЕГЭ по русской литературе, которую, как мне казалось, знаю и люблю. Увы! Моей эрудиции хватило только на три вопроса. Интересно было бы посмотреть на саму госпожу Глебову в дуэте с господином Фурсенко, заполняющих формы А, В и С…

 

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ. Фото телеканал 100 ТВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно