Спецпроект

«Мы выдержали третью оборону Севастополя»

14 май

Корреспондент «НВ» побывал в Севастополе и узнал о более чем двадцатилетней борьбе этого города за право быть вместе с Россией.


«Севастопольский ритуал» – одна из самых необычных церемоний на всём постсоветском пространстве. Вот уже 6 лет каждое воскресенье при любой погоде группа энтузиастов обходит памятники военно-морской славы России, преклоняя знамёна перед каждым из них

 

В минувшую пятницу севастопольцы отметили важнейший юбилей – 70-летие освобождения своего города от фашизма. 9 мая 1944-го – ровно за год до Великой Победы – силы Красной Армии очистили город русских моряков от немецко-фашистских захватчиков, что стало завершающим аккордом в успешной Крымской операции. Нынешний юбилей, отмеченный грандиозным парадом с участием президента Владимира Путина, стал для севастопольцев особенным не только потому, что напомнил им о победе в Великой Оте­чественной войне. Этот праздник прошёл под впечатлением о недавних драматических событиях, участниками которых они стали. Севастополь не в первый раз оказался на острие мировой истории. Именно в византийском Херсонесе, располагавшемся неподалёку от Севастопольской бухты, в 988 году крестился князь Владимир, а в периоды Крымской и Великой Отечественной войн севастопольцы героически сражались с превосходящими силами противника в первую и вторую оборону. Третьей обороной Севастополя сейчас называют те 23 года, которые город прожил в составе Украины, где оказался не по своей воле, будучи русским городом и по духу, и по судьбе.


«Счастье – это когда ты у себя дома»

– Господи, неужели это не сон? – восклицает ветеран Павел Николаевич, дрожащей рукой прижимая к груди подаренную кем-то гвоздику. – Я уже столько раз отмечал День Победы, но этот – самый счастливый в моей жизни. Подумать только: мы в родной стране, в России! Не думал, что доживу до этих дней…

Поношенный синий костюм. Россыпь орденов на груди. Робкая, словно извиняющаяся улыбка. Ясные глаза, ласково смотрящие на окружающий мир. Трудно поверить, что этот скромный, застенчивый человек – дважды Герой Советского Союза, прошедший три войны: советско-финскую, Великую Отечественную и советско-японскую.

– Наверное, такое счастье я ощущал раньше только в 1945 году, – говорит Павел Николаевич. – Счастье – это когда ты у себя дома. Да, мы отмечали День Победы и на Украине, но каждое 9 Мая мне становилось больно от того, что мы вдали от настоящей Родины. Я всё время думал: «Неужели мы зря сражались с фашизмом, если украинцы не хотят знать своего родства?»

Павел Николаевич помнит, как 9 мая 1944-го – за год до Великой Победы – бойцы Красной Армии освобождали Севастополь, который после героической второй обороны два года изнывал под гнётом нацистов. На заре город обстреляли из артиллерийских орудий, после чего он вместе с другими пехотинцами с криком «Ура!» прорвался к бухте. Немцы прекрасно осознавали, как важно удержать символ русской военно-морской славы, но ничего не могли поделать против наступательного натиска красноармейцев.

– Такова судьба нашего города – быть форпостом России, – говорит Павел Николаевич. – Севастополь пережил две обороны – в Крымскую и Великую Отечественную войны. Поэтому в эти 20 лет, что мы жили под Украиной, наш город был душой только с Россией. 

По случаю Дня Победы на улицы вышел почти весь Севастополь – вдоль бухты собралась гигантская толпа, насчитывавшая более 100 тысяч человек. Люди любовались на выстроившиеся в ряд корабли Черноморского флота, фигуры высшего пилотажа в исполнении «Русских витязей» и марш бойцов «Беркута» – такого великолепного парада город не знал более 20 лет. А когда с парадного катера сошёл президент Владимир Путин, севастопольцы, не сговариваясь, начали скандировать: «Спасибо, спасибо!» В эти минуты у многих севастопольцев на глазах выступили слёзы, и в том числе у Павла Николаевича.

– Я так благодарен России, что она нас защитила и взяла к себе, – говорит растроганный ветеран. – Если бы вы не пришли на помощь, то здесь бы устроили вторую Одессу. Мне даже сейчас неудобно перед одесситами и дончанами, что мы так легко отделались. С другой стороны, мы этого заслужили – ведь мы выдержали третью оборону Севастополя.


«Украина относилась к нам как мачеха»

Под «третьей обороне Севастополя» его жители подразумевают 23-летний период борьбы за свою русскую идентичность в составе «самостийной» Украины. Несмотря на отсутствие бомбёжек, это была самая настоящая война – со своими героями и предателями, победами и поражениями. Причём её начало застало многих севастопольцев врасплох...

– Когда в 1954 году Хрущёв передал Крым Украине, мы только крутили пальцем у виска: мол, «барин чудит», – вспоминает сотрудница администрации Черноморского флота Тамара Михайловна. – Мы ведь жили в одной большой стране, а украинцы считались нашими братьями. Но всё изменилось в 1991-м, когда мы оказались на Украине и та стала относиться к нам как мачеха.

Постоянные провокации против Черноморского флота, насаждение в школах культа Бандеры и Шухевича, постоянная промывка мозгов в духе «Россия – наш враг» – всё это очень быстро вошло в повседневную жизнь. К севастопольцам стали регулярно приезжать «поезда дружбы» с бритоголовыми молодчиками, марширующими возле памятников Нахимову и Корнилову с криком: «Слава нации! Смерть врагам!» Наконец, Севастополь был единственным городом на Украине, которым управлял присланный из столицы назначенец: в Киеве опасались, что с избранным мэром он тут же «уплывёт» к российским берегам.

Разумеется, жители Севастополя не желали мириться с участью вульгарного курорта, лишённого русских корней. С первых же дней «третьей обороны» они вступили в бескомпромиссную борьбу – за свой язык, историю, героев и духовное родство с Россией. Кто-то собирал деньги на установку новых и сохранение старых памятников, кто-то издавал газеты, кто-то ходил на демонстрации, а кто-то просто исправлял в слове «пошта» букву «ш» на «ч». Люди словно не замечали, что живут на Украине, а точнее – не желали признавать этот факт.

– Мы быстро поняли одну простую вещь: «Если дерево хочет устоять в бурю, оно должно крепко держаться корней», – говорит учительница английского из гимназии имени Пушкина Татьяна Серафимовна. – И в отличие от харьковских и одесских родителей рассказывали детям правду о нашей истории. Похоже, делали мы правильно. Помню, как наших ребят повели как-то на экскурсию в Музей 35-й батареи. К ним вышел гид в нацистской форме, ну просто вылитый ариец! Так наши гимназисты как закричали: «Фашизм не пройдёт!» – и набросились на него с кулаками…

Но, пожалуй, одним из главных символов «третьей обороны» стал «Севастопольский ритуал» – обычай, аналога которому не было в России. Каждое воскресенье в полдень группа энтузиастов собиралась у монумента Екатерине II и начинала шествие по центральным улицам, преклоняя российские триколоры и Андреевские знамёна перед памятниками русской военно-морской славы и перед каждым вставая на колени.

– Мы чувствовали себя часовыми города, – вспоминает экскурсовод Ирина Дмитриева, автор идеи «Севастопольского ритуала». – Мысль об этой церемонии осенила меня летом 2007 года, а уже 7 октября мы впервые прошлись по улицам с флагами. Вы бы видели реакцию горожан! Люди подходили к нам, благодарили и спрашивали: «А что сегодня за праздник?» Тогда мы решили ходить каждое воскресенье, а флаги освятили в храме Святого Николая.


«Искра, высеченая в Севастополе, переросла в пламя»

В 2014 год севастопольцы вошли с чувством тревоги, наблюдая по ТВ, как беснующиеся радикалы разносят в щепку центр Киева. Глядя на их «подвиги», многие осознали, что на фоне празднования 70-летия освобождения Крыма от фашизма Севастополю предстоит новая схватка с «коричневой чумой». Среди них оказалась и журналистка Татьяна Сандулова – женщина боевая, энергичная и несколько категоричная в суждениях.

– Мы, севастопольцы, ни за что не смирились бы с фашизмом, – говорит она. – Мой предок участвовал в первой обороне и за подвиги получил земельный участок, а дедушка сражался на Украинском фронте. Вот и мне захотелось быть полезной, поэтому я вступила в организацию «Республика» и стала поднимать людей на борьбу с фашизмом.

22 февраля в Киеве произошёл государственный переворот – Виктор Янукович с позором бежал под напором бесчинствующих радикалов, а «майдановские» лидеры в обход конституции сформировали временное правительство.

– Если это не нацистский путч, то я – Майя Плисецкая! – вскипает Татьяна Сандулова. – Наша «украинская мачеха» окончательно пошла вразнос. Ещё немного – и она бросилась бы на нас с ножом. Мы поняли, что пора действовать. Уже в день переворота «Республика» и другие организации обратились к севастопольцам с призывом: «Все выходим на митинг против фашизма 23 февраля в 16.00!»

Организаторы боялись, что их призыв потонет в трясине всеобщего равнодушия и страха: киевские власти вполне могли утопить демонстрацию в крови. Каково же было их удивление, когда 23 февраля – в День защитника Отечества – они увидели людское море, поглотившее центральную площадь Нахимова! Всего на антифашистский митинг вышли от 25 до 30 тысяч горожан, что смотрелось внушительно даже на фоне киевского Майдана. «Вставай, страна огромная!» – раздавалось из динамиков, и в эту минуту мы чувствовали гордость от того, что первыми на всей Украине поднялись против неонацистов.

– Если в первую и вторую обороны от севастопольцев требовался героизм на поле брани, то теперь нам надо было показать гражданскую активность, – вспоминает Татьяна Сандулова. – Слава Богу, мы вновь оказались на высоте! Уже на митинге 23 февраля мы заявили о неподчинении самозванцам в Киеве, передали всю власть исполнительному комитету, взяли под свой контроль местных силовиков, создали собственные отряды самообороны и избрали народного мэра – Алексея Чалого.

– Кто за революцию? – крикнул со сцены один из организаторов, имея в виду «резолюцию».

– Мы! – радостно крикнули демонстранты, смеясь над «оговоркой по Фрейду».

В ночь на 24 февраля в Севастополь с тайным визитом приехал из Киева назначенный «временным правительством» начальник СБУ Валентин Наливайченко, а на следующий день чиновники городской администрации попытались не пустить Чалого на работу. Однако на то он и «народный мэр», чтобы его отстоял народ, – тысячи людей заставили силовиков порвать ордер на арест Алексея Михайловича, после чего тот беспрепятственно вошёл в свой кабинет.

– Всё развивалось быстро, как во сне, – говорит журналист Борис Рожин. – Искра народного восстания, высеченная в Севастополе, переросла в пламя и быстро распространилась по всему Крыму. 25 февраля поднялся Симферополь – местные жители вышли на улицы с российскими флагами, а крымские татары вместе с заезжими боевиками-националистами устроили драку. Пресекая «кровавый сценарий», российские «вежливые люди» на следующий день захватили все ключевые объекты полуострова. Конечно, Россия – большой молодец, но если бы севастопольцы не организовали себя сами, то Москва не рискнула бы взять Крым под свою опёку.


«Дома хорошо, даже если крыша протекает»

Движимый искренним желанием воссоединиться с Россией, Севастополь действительно проявил чудеса самоорганизации. С первых часов восстания в городе выросли многочисленные отряды самообороны, в которые вступали все – от предпринимателей до водителей маршруток. Возглавляемые отставными военными, дружинники патрулировали улицы, отлавливали провокаторов и охраняли органы власти, причём делали это «вежливо», чтобы не оплошать рядом с людьми в зелёной форме.

– Внешне наши ребята не отличались от орков с Майдана, – ухмыляется в усы Александр Куприянов, командир одного из таких отрядов. – Камуфляжная форма, дубинка, иногда маска, скрывающая лицо… Но в отличие от Украины у нас никто не погиб, не сгорело ни одной покрышки и не был разбит ни один автомобиль. Даже ни одно животное не пострадало. А всё почему? Мы не нападаем, а защищаем свою землю, и для нас не играет роли национальность. Да, Севастополь – русский город, но русский – это не просто название народа, а состояние души. Отстаивать Крым вышли все – русские, украинцы, армяне, евреи и даже большинство татар.

На волне этого эмоционального подъёма 16 марта прошёл и референдум, который походил не на унылые выборы, а на подлинный народный праздник. Ещё за полчаса до начала голосования перед избирательными участками выстроились солидные очереди.

– Ни в СССР, ни в «самостийной» Украине я не припомню такого энтузиазма, – изумлённо разводит руками Татьяна Серафимовна, учительница английского языка в севастопольской гимназии имени Пушкина, в которой разместился один из избирательных участков. – Вон, посмотрите на того человека в инвалидной коляске! Это – старшая сестра моей ученицы. Мы ей предложили принести на дом урну, так она заявила: «Нет уж, спасибо, в такой день я буду голосовать вместе со всеми!»

Наверное, никогда раньше я не видел такой концентрации счастливых людей на квадратный метр. А мне, поверьте, есть с чем сравнивать – за два месяца до крымского референдума я вживую наблюдал за «революционной» толчеёй на Майдане. И если в Киеве на лицах даже самых интеллигентных людей читалась какая-то мрачная озлобленность, то в Севастополе я видел перед собой сотни светлых лиц.

– Как же нам не радоваться, если мы так долго ждали этого дня? – обнимает меня на радостях научный сотрудник Пётр. – Понимаешь, мы хотим в Россию вовсе не потому, что там зарплаты и пенсии выше. Да и ваши проблемы нам хорошо известны – коррупция, олигархат, сырьевая экономика. Но Россия – наш дом, а дома хорошо, даже если крыша протекает. Если мы этой энергией грамотно распорядимся, то справимся со всеми проблемами. Вместе.


Крымский референдум напоминал народный праздник, разделить который хотели все

Михаил Тюркин, обозреватель «НВ». Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+6
Умеренный дождь