Страна и мир

«Мы потеряли настоящего друга нашей страны»

22 октября
Владимир Путин и Кристоф де Маржери

 

Вчера в трагической и нелепой катастрофе в аэропорту Внуково погиб человек, по которому в России стоило бы объявить траур: глава французской нефтяной компании «Тоталь» Кристоф де Маржери, один из самых верных, искренних и влиятельных друзей России в Европе.

Достаточно сказать, что он не свернул в связи с санкциями ни одного своего проекта в нашей стране. Более того – открыто выступал против этих санкций. Он поддерживал наших промышленников, включённых в санкционные списки. На минувшем Петербургском международном экономическом форуме демонстративно, перед телекамерами, обнял и назвал своим другом Геннадия Тимченко. «Тоталь» ведёт крупные совместные проекты – причём из числа самых технически сложных, связанных с освоением шельфа, со сланцевой нефтью, совместно с нашими компаниями. О Кристофе де Маржери будут долго помнить в нашем относящемся к Северо-Западу Ненецком автономном округе, который преуспевает в том числе за счёт Харьягинского нефтяного месторождения, освоенного благодаря «Тоталь».

Господин де Маржери был капитаном бизнеса в лучшем смысле этого слова – не столько даже финансистом, сколько промышленником, автором смелых и успешных энергетических проектов. 

– Франция потеряла выдающегося руководителя, а также настоящего патриота, – говорит глава французского правительства Мануэль Вальс.

– Это был талантливый и одновременно независимый руководитель, – отмечает президент Франсуа Олланд.

Столь же прочувствованные заявления звучат и в России:

«В лице Кристофа де Маржери мы потеряли настоящего друга нашей страны, о котором сохраним самую добрую память», – говорится в телеграмме президента Владимира Путина, адресованной французскому коллеге.

…Что же касается обстоятельств катастрофы, в которой погиб Кристоф де Маржери, то уже сейчас, ещё до официальных выводов следствия, они у многих – у авиационных специалистов, в Госдуме, в СМИ – вызвали возмущение и стыд. И не только за руководство Внуково...

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов, много лет возглавлявший «Аэрофлот», прокомментировал катастрофу во Внуково кратко и исчерпывающе:

– Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет.

По известным на вечер вторника данным, самолёт бизнес-класса, на котором глава «Тоталь» должен был улететь в Париж, во время разгона по полосе столкнулся со снегоуборочной машиной, водитель которой решил в это время пересечь ВПП. 

Уже вчера утром Следственный комитет заявил, что водитель снегоуборщика был пьян (для установления этого факта, как известно, особо сложные экспертизы не требуются). Если это подтвердится в ходе следствия, за такое нужно как минимум снимать и судить всё руководство аэропорта. 

Ответственность за действия своих менеджеров должны понести и собственники Внуково (кто они – отдельная болезненная тема). Но, полагаю, именно по этой причине – из-за предстоящего «разбора полётов» – уже вчера днём у простого водителя, который получает обычную зарплату, появилась целая бригада адвокатов. Её руководитель сразу же вышел на прессу и заявил, что его подзащитный был трезв, потому что он сердечник и пить ему нельзя. Не исключено, скоро выяснится, что от водителя пахло не алкоголем, а лекарствами, и вообще человеку просто стало плохо на работе, так что всё случившееся – трагическая случайность.

Что ж… С тем, что трагическая, никто не спорит. Гибель Кристофа де Маржери не просто огромная потеря для России, но и сильнейший, едва ли не катастрофический удар по её имиджу. А вот случайность ли?

Мы долго убеждали себя, что все наши техногенные аварии и катастрофы сугубо случайны. Утонула «Булгария» – так просто люки забыли закрыть. Сотни людей погибли от наводнения в Крымске – тоже стечение обстоятельств: русло реки не прочистили, мол, кто же мог предполагать такое? Разбился под Петрозаводском пассажирский «Ту» – ошиблись пилоты и диспетчеры, все мы люди. А сколько космических спутников мы теряем при запусках – своих и европейских? Счёт идёт на многие десятки. И каждый раз авария из-за мелочи, случайности, человеческого фактора – то лишнюю тонну топлива залили, то разгонный блок чего-то забарахлил. В результате европейцы и китайцы сейчас ускоренно, но успешно развивают свои космические программы.


Терминал Внуково принимает и отправляет самолёты первых лиц нашего государства. Те же внуковские снегоуборщики, один из которых стал причиной трагедии, чистят полосы для обычных пассажирских самолётов, у которых бывает по 300–400 человек на борту


Катастрофа во Внуково – не случайность. Как и все другие наши катастрофы. Если капитаны речных судов привыкли возить людей на ржавых лоханках, то какая-то из них неизбежно пойдёт ко дну. Если воровать деньги, выделенные на очистку рек и каналов, то некоторые города рано или поздно будут затоплены. Если в космической отрасли менеджеры получают миллионы, а работяги – меньше офисных клерков, то брак ракет станет хроническим явлением. И если во Внуково водилы раз за разом плевали на разметку и пересекали ВПП «где короче», а их начальники не обращали внимания на такие мелочи, то столкновение с самолётом было неизбежным.

Количество нарушений, даже мелких на первый взгляд, обязательно переходит в качество – в крупную аварию или катастрофу. Хотя, возможно, гибель Кристофа де Маржери тоже станет тем рубежом (количество перейдёт в качество), после которого у нас последуют качественные перемены о вопросах дисциплины, безопасности и просто культуры работы. 

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно