Планета

Мы летим, ковыляя во мгле?

19 апреля

 

Попадут ли российские авиакомпании в черный список ЕС

Помните юмореску Задорнова о том, как люди в Тюмень стоя летели? Дескать, «водила подбросил». Если взять среднестатистического немца, то примерно таково его отношение к гражданскому воздушному флоту России. Мало сервиса. Сиденья узкие и жесткие. Скудно кормят на борту. Цены, как правило, выше, чем у немецких авиакомпаний, предлагающих полеты в РФ. Да еще и очень опасно.

Между тем с точки зрения имиджа наших авиалиний в глазах немцев самое печальное заключается в том, что новость о крушении в Тюмени самолета ATR-72 с 43 пассажирами на борту долетела до Германии почти одновременно с упомянутой юмореской Михаила Задорнова. А крушение «борта» с 47 пассажирами к юго-востоку от Петербурга приключилось не когда-нибудь, а в июне 2011 года – по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), ставшего в Европе в целом и в ФРГ в частности годом самых безопасных полетов за десятилетия.

Есть ли повод у немцев опасаться российских авиаперевозчиков, притом что, по местным официальным данным, только за последние два года в России в результате крушений гражданских бортов погибло свыше 200 человек? И уж если мыслить местечково – есть ли нам дело до бюргерских страхов? Если в первом случае ответ очевиден и следует из летного «некролога» (200 смертей!), то во втором он также однозначен: «Да, есть!»

Дело хотя бы в том, что в ЕС существует так называемый черный список авиакомпаний, самолетам которых запрещается совершать посадки в Европе. И сейчас в определенных кругах Старого Света все чаще задаются вопросом: «Почему, если российские самолеты столь опасны, ни одной российской авиакомпании до сих пор нет в черном списке ЕС? Не скажу, что этот вопрос муссируется, но в преддверии наступающего сезона отпусков он важен как никогда. Я не знаю, как выглядит ситуация с российской «взлетной полосы», но если доверять местным источникам, то незанесение наших авиакомпаний в запретные европейские списки обусловлено всего лишь «джентльменскими двусторонними договоренностями». А также тем, что Росавиация превентивно утвердила свой черный список, занеся в него шесть авиафирм.

Дальше прошу внимания всех – даже абсолютно равнодушных как к немецким страхам, так и к убыткам, потенциально грозящим российским авиаторам. Ведь европейцам после очередного крушения отечественного борта может надоесть оставаться джентльменами. Речь сейчас пойдет о конкретных небесных извозчиках, к услугам которых в отпускной сезон, возможно, захочется (или придется) прибегнуть многим россиянам. Об «извозчиках», названия которых стоит знать каждому, вне зависимости от того, планирует ли он путешествовать по просторам бывшей «необъятной родины своей» или же предпочитает промчаться воздушным «галопом» по Европам.

Для начала – перечень авиалиний, которые, по немецким данным, занесла в свой «превентивный черный список» Росавиация: Wim-Avia, Dagestan Airlines, Yakutia Airlines, Tatarstan, Aviastar TU, Utair-Cargo. Далее, если просмотреть полетный «черный список ЕС», можно было бы указать десятки названий небесных извозчиков из Казахстана и Кыргызстана. Однако, дабы сэкономить газетную площадь, поступлю проще и скажу, что абсолютно все авиакомпании, официально зарегистрированные в Кыргызстане, присутствуют в означенном черном списке, а из казахстанских линий соответствующей участи удалось избежать лишь одной – Air Astana.

Что же это означает в практическом плане? Конечно, нельзя сказать, что, оказавшись на борту одной из указанных авиалиний, вам непременно придется припомнить слова знаменитой песни: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы идем на последнем крыле. Бак пробит, хвост горит…» Однако европейцы между собой без обиняков называют самолеты таких линий «летающим авиахламом» или «воздушным металлоломом», а на официальном уровне – запрещают оным совершать посадки на территории ЕС. Читай: оперировать на местном «рынке» воздушных сообщений.

Разделять ли российскому путешественнику европейские – и, в частности, немецкие – страхи перед полетами на таких самолетах, может решить лишь он сам. Но замечу: с учетом того, что некоторые из указанных фирм ведут в преддверии летнего сезона отпусков достаточно агрессивные рекламные кампании, призывая россиян летать именно их «бортами» и по демпинговым (для отечественных реалий) ценам, может быть, следует задуматься – гоняться ли за такой дешевизной или попытаться найти более безопасную альтернативу ей?

Что же касается весенне-летних путешествий в Старый Свет, то поспешу обрадовать в первую очередь петербуржцев и гостей города, планирующих посетить Германию. Ведь к российским авиалиниям, предлагающим рейсы в ФРГ и обратно, пока что не зарегистрировано существенных нареканий со стороны немецких надзорных ведомств. А немецкие авиалинии – хорошо известные петербуржцам Lufthansa и AirBerlin – и вовсе занимают во всевозможных летных рейтингах самые престижные места. В частности, эти немецкие авиаперевозчики являются, если доверять общеевропейским рейтинговым спискам, одними из лидеров в плане безопасности полетов, сервиса на борту, доступности по цене и симпатиям к ним пассажиров.

Замечу: как по данным новейших официальных рейтингов, так и исходя из собственного опыта, ваш корреспондент порекомендовал бы петербургским отпускникам именно этих немецких «летунов» (присовокупив к ним еще и German Wings) – не только для перелетов из Питера в Германию, но и для путешествий внутри Старого Света.

Ну а теперь, говоря словами Задорнова, «испытайте гордость за нашу страну» и попутно получите «прививку» от ошибок, которые совершают многие россияне, едва сойдя на землю в каком-нибудь немецком аэропорту и полагая, будто попали исключительно в мир малых цен и всеобъемлющих услуг. Начну с ошибок. Многих земляков, не являющихся опытными путешественниками, буквально с первых же шагов по Европе ошарашивают броские баннеры и тубы, рекламирующие полеты в Мадрид, Рим, Милан, Париж по «ну очень смешной цене» (19,95–49 евро). Ошарашивают настолько, что некоторые сразу же бросаются покупать «за туром тур».

Видимо, россияне перефразируют для себя известное высказывание Остапа Бендера: «Вы не в церкви, вас не обманут» – и, руководствуясь глубоким убеждением, что «мы не в России, в Европе не обдурят», нередко попадают впросак. Мало того что «заветная» цена билета во «всемирную столицу влюбленных» или «в Мекку корриды и знойных мачо» зачастую оказывается ценой билета в один конец (да еще и без учета налогов и сборов, «весящих» зачастую больше стоимости собственно перелета). Вас могут «выбросить» – и с большой вероятностью так и сделают – на каком-нибудь запасном аэродроме в десятках километров от желанной «столицы» или «Мекки». «Ведь это – тоже Париж, тоже – Милан!» Учитывая же, что железнодорожные вокзалы частенько располагаются в паре километров от «тоже Парижа» и «тоже Милана», вам придется сильно раскошелиться на такси, или… совершить пешее «паломничество» в вожделенную «Мекку туризма». В результате вы запомните такой «ненавязчивый европейский сервис» навсегда.

По личному опыту: представители сервисных служб иных «бюджетных» авиалиний, офисы которых вы можете увидеть в немецких аэропортах, отнюдь не всегда горят желанием преодолевать трудности перевода и посвящать «дорогих россиян» в такие тонкости. В итоге земляков ожидает крах надежд. В этом смысле в лучшую сторону отличаются сервисные представительства немецких «бюджетных линий». В том числе упомянутых AirBerlin и German Wings. Во всяком случае, мне пока ни разу не доводилось сталкиваться с тем, чтобы операторы германских «летунов» играли на скрытых «накрутках» или не уведомляли клиентов, что доставят их не в Париж, а – в «тоже Париж». Не доводилось даже тогда, когда преднамеренно провоцировал их, разыгрывая из себя парня, только что прилетевшего из далекой Сибири и умеющего объясняться исключительно на пальцах.

Что же касается «гордости за нашу страну», то хочу в завершение посмешить вас и разочаровать юмориста Задорнова. Дело в том, что стоячие места в самолетах отнюдь не российское изобретение, а… европейское. Ввести оные действительно планировал шеф компании Ryanair, давным-давно освоившей воздушное пространство ЕС и, в частности, ФРГ. Так, дескать, в самолетах станет больше мест! Разумеется, в конце концов такое «новаторство» здесь официально запретили: «Опасно». Но неугомонный босс авиалинии, входящей ныне в десятку лучших в Европе по соотношению цены билетов и сервиса, на том не успокоился. И захотел ввести плату за пользование… туалетом на борту.

А ведь были на счету этого «гиганта европейского сервиса» и другие шутки. Доставка пассажиров вместо Парижа в бельгийский Льеж (400 километров. от пункта назначения). Заклеивание в кокпите ветрового стекла… изоляционной лентой (на маршруте Стэнстед, Британия – Рига, Латвия, протяженность 1500 километров.). Разборки с пассажирами из-за веса багажа, приобретшие такой накал, что в них был вынужден вмешаться бельгийский МИД. Что ж, как видим, подчас и в Старом Свете додумываются до того, до чего в России могут додуматься разве что юмористы. Вот только это не тот «европейский опыт», который нам стоит перенимать.

 

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь