Город

Мосты и автомобилисты пострадали от жуликов

18 ноября

 

Фирмы-однодневки, выигравшие тендер на ремонт четырех петербургских мостов, обрекли горожан на езду по разбитым переправам.

Андреевский, Заневский, Ново-Калинкин мосты и Шафировский путепровод закроют на ремонт в лучшем случае в 2011 году, хотя работы на этих объектах должны были завершиться еще в сентябре 2010-го. Дело в том, что, предложив до смешного низкие цены, городской конкурс выиграли спекулянты. Видимо, фирмы, существующие только на бумаге, рассчитывали перепродать госконтракты, но афера, весьма распространенная в Петербурге, на этот раз провалилась.

На фоне этой истории ситуация с ремонтом Американских мостов и подрядчиком ЗАО «Флора», сорвавшим все возможные сроки работ, просто меркнет. Ведь на набережной Обводного канала при желании все-таки можно найти следы подрядчика, а вот к четырем мостам, о которых идет речь в этом материале, рабочие даже не приближались. И это, как отмечают в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), прискорбно: все переправы нуждаются в срочном ремонте, но наибольшие опасения вызывает Шафировский путепровод. Он встретит зиму в аварийном состоянии, и неизвестно, как переживет холод. На севере Петербурга Шафировский проспект считается одной из самых востребованных магистралей. Ежедневно из Невского района сюда выезжают тысячи легковых машин. По Шафировскому с кольцевой съезжают сотни фур. Огромный поток неминуемо проходит через путепровод, состояние которого, по словам многих автомобилистов, уже давно оставляет желать лучшего: сплошные выбоины и ямы… Их много раз пытались залатать, но со временем это только усугубляло ситуацию. Проспект буквально вставал при каждом точечном ремонте…

По итогам тендера минувшим летом город заключил контракты с тремя фирмами – «Орбита-М», «Русская классика» и «Тезис». Компании обязались полностью отремонтировать дорожное покрытие, заменить поребрики, благоустроить территорию – и все за смешные деньги. Например, на ремонт Андреевского моста они попросили у бюджета 334 тысячи рублей, Заневского – 1 миллион 181 тысячу рублей, Ново-Калинкинского – 1 миллион рублей. Шафировский путепровод оказался самым «дорогим» объектом, за него попросили 6,3 миллиона рублей. По словам экспертов, опрошенных «НВ», ни одна приличная фирма за такие деньги работать бы не стала, эти работы стоят значительно дороже. Так же считают и в КРТИ. Новоявленные генподрядчики сразу вызвали подозрения у специалистов ведомства. Вчера начальник дорожно-мостового управления комитета Антон Суханов сообщил корреспонденту «НВ»: эти компании и не могли выйти на объекты, потому что у них не было ни штата, ни квалифицированных специалистов, ни банального представления о том, как нужно ремонтировать мосты. Но если так, то почему же с ними заключили контракт?

На этот вопрос у чиновников есть только один ответ: проблема – в несовершенстве федерального закона, который не предусматривает предварительных квалификаций участников конкурса. Иными словами, опыт работы претендентов на других объектах значения не имеет, компании имеют полное право не сообщать о нем. При заключении контракта важна лишь сумма, указанная в заявке. Чем она ниже, тем больше шансов у компании получить госконтракт.

А дальше есть уже отработанная схема махинаций: организация, получившая тендер, может нанять субподрядчиков, дешевую рабочую силу, а может перепродать другой более солидной фирме договор с городом, разницу в цене положить себе в карман и раствориться в воздухе. Все об этом будут знать, но концов уже не найти. Почему это не сработало на сей раз, история умалчивает.

В случаях, подобных этому, от фирм-однодневок спасли бы изменения, внесенные в федеральный закон, в частности, обязательная предварительная квалификация участников конкурсов, чтобы заказчик заранее знал, с кем он имеет дело, а не узнавал по факту, когда все сроки уже сорваны.

– Единственная возможность – принятие документа, инициированного Законодательным собранием Петербурга, который бы регламентировал квалификационный отбор для организаций, но пока и этого нет, – отмечает Антон Суханов. – Самая тяжелая ситуация у нас действительно на Шафировском путепроводе, а компания «Орбита-М», которая должна была его ремонтировать, даже не знала, как нужно укладывать асфальт. Мы вызывали представителей предприятия на совещание и сами предлагали им нанять субподрядчиков.

Но самым печальным остается то, что от всей этой неразберихи больше всего пострадают люди, вынужденные ежедневно ездить по разбитым дорогам.

– На Шафировском и глазом не успеешь моргнуть, как влетишь колесом в какую-нибудь глубокую яму! Когда стоишь в пробке, чувствуешь, как путепровод буквально трясет от фур, проезжающих в обратном направлении! Может, так и должно быть, но все равно страшно! – поделился возмущением петербургский автомобилист Алексей Никифоров.

К концу 2010 года КРТИ надеется в арбитражном суде разорвать отношения с недобросовестным подрядчиком. Действующий закон запрещает делать это в одностороннем порядке, только по взаимному согласию, что в данной ситуации вряд ли возможно: по словам специалистов ведомства, телефоны организаций молчат который день. После этого потребуется новый конкурс, и в лучшем случае к весне 2011 года определится новый подрядчик. Но где гарантия, что он окажется надежнее предыдущего? Антон Суханов ответил: гарантии нет.

 

Ирина Тищенко, редактор отдела городской информации «НВ». Фото Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно