Город

Маршрутки добрались до воды

16 апреля

В этом году горожане и гости северной столицы впервые смогут воспользоваться услугами водного такси в центре Петербурга

В городском комитете по транзитно-транспортной политике (КТТП) подвели итоги конкурса на право перевозок пассажиров по воде. Особого желания заняться водными перевозками петербургские бизнесмены не проявили: на каждый из четырех лотов нашлось всего по одному претенденту. Они и стали победителями: «Водоход Санкт-Петербург» (Кронштадтская линия), ООО «МБС» (Приморская линия), ОАО «Северо-Западное пароходство» (Пригородная линия) и ООО «Интер яхт сервис» (Центральная линия). Договоры с ними заключены на пять лет.

В КТТП понимают, что в первый год своего существования водное такси не сумеет составить реальную конкуренцию наземному общественному транспорту, но уверены, что в перспективе этот вид перевозок будет пользоваться у пассажиров огромной популярностью. За пять лет чиновники надеются расширить сеть водных маршрутов с 4 до 14.

До сих пор в Петербурге было лишь две водные линии: «Ломоносов – Кронштадт» и «Петербург – Кронштадт». При этом их сложно было назвать «маршрутными» в привычном понимании этого слова – из пункта отправления в пункт прибытия суда ходили без остановок. Линия, связывающая Ломоносов и Кронштадт, останется без изменений, а вот второй водный путь в Кронштадт теперь будет лежать из центра города – с Арсенальной набережной. А главное, появятся два новых маршрута: Центральная линия свяжет Арсенальную набережную и район Старой Деревни, а Приморская протянется от гостиницы «Москва» до «Ленэкспо».

Для водных маршруток, которые будут ходить по центру города, предприниматели уже закупили небольшие суда вместимостью от 10 до 12 пассажиров. Малый размер позволит катерам оперативно доставлять горожан из одной точки в другую. Предполагается, что водные маршрутки будут ходить по расписанию, с интервалом примерно в 15–30 минут. Определена и стоимость проезда по воде. Самые дорогие билеты на Кронштадтской линии: 96 рублей, самые дешевые – на Пригородной: 39 рублей. Что же касается новых линий, то проезд по Центральной и Приморской будет стоит 50 рублей.

…Понятно, что главное преимущество речных такси (помимо эстетических) – отсутствие пробок, что, казалось бы, делает перспективу развития такого рода перевозок очень заманчивой. Однако большинство предпринимателей, которые занимаются водными перевозками, пока не готовы вкладываться в этот бизнес.

– Это довольно рискованное предприятие, – считает владелец нескольких катеров Георгий Авалян. – Кроме того, нужно одномоментно вложить в проект большую сумму, закупить транспорт. Один кораблик стоит около 3,5 миллиона рублей. К тому же не факт, что такие маршруты будут пользоваться у пассажиров популярностью. Но если они действительно будут востребованы, уже на следующий год многие предприниматели, я уверен, захотят освоить другие линии. В общем, все будет зависеть от опыта наших коллег.

В комитете по транзитно-транспортной политике считают, что бизнесмены опасаются напрасно. И даже предусмотрели для них определенные компенсации (ведь тарифы на проезд устанавливает город). Как сообщил председатель КТТП Николай Асаул, на эти цели в городском бюджете уже предусмотрено 83 миллиона рублей. Кроме того, город на свои деньги оборудует специальные причалы для водных маршруток и выполненные в классическом петербургском стиле остановочные павильоны (на эти цели потрачено 22 миллиона). Ожидая прибытия водных такси, пассажиры смогут с комфортом укрыться в них от дождя или палящего солнца.

– У нас в городе есть все необходимые ресурсы для развития водных маршрутов, – говорит Николай Асаул. – До недавнего времени этот рынок развивался только в плане перевозки туристов по рекам и каналам, потенциал которых в полной мере сегодня не используется. Вся правовая база готова. Я бы сказал, что водные такси – это не просто эксперимент, а проект, рассчитанный на годы.

Если интерес к движению по Центральной и Приморской линиям еще только предстоит выяснить, то два испытанных водных маршрута уже успели стать популярными. Да и суда, которые используются на них для перевозки пассажиров, компаниям-победителям закупать по новой не пришлось, они хорошо знакомы любому петербуржцу. От Кронштадта до Петербурга, например, пассажиров возят скоростные «метеоры», а между Кронштадтом и Ломоносовым курсируют большие паромы, которые могут взять на борт до 300 человек.

По прикидкам чиновников КТТП, на первых порах водными маршрутами будут пользоваться около 400 тысяч человек в год. В этом году, как ожидается, основная нагрузка ляжет на Пригородную линию – по ней планируется перевезти не менее 260 тысяч пассажиров. Остальные маршруты, вероятно, будут загружены гораздо меньше. Так, например, ожидается, что услугами Приморской и Центральной линий воспользуются около 50 тысяч пассажиров, а Кронштадтской – 40 тысяч. В дальнейшем же (когда эта транспортная сеть расширится до 14 линий) по воде планируют перевозить до 2,5 миллиона человек в год.

– Мы провели исследование и выяснили, что основная целевая аудитория водных такси – это активные люди, которые не хотят терять время, простаивая в пробках, – рассказал руководитель петербургского отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. – Речь идет о всех представителях так называемого «трудоспособного населения», студентах. Но и о туристах не нужно забывать. Их в Петербург ежегодно около 4,5 миллиона приезжает, и большинство с удовольствием воспользуются услугами водных маршруток.

Центральная линия
Арсенальная наб. – Большая Невка – Карповка – Большая Невка – Выборгская наб. – Большая Невка – Черная речка – Большая Невка – Приморский пр. – Большая Невка – Старая Деревня – Большая Невка – Выборгская наб. – Большая Невка – Карповка – Большая Невка – Нева – Арсенальная наб.

Приморская линия
«Ленэкспо» – Нева – Горный институт –Нева – Медный всадник – Нева – Летний сад – Нева – Петропавловская крепость – Нева – Арсенальная наб. – Нева – наб. Робеспьера – Нева – Свердловская наб. – Нева – Смольная наб. – Нева – Синопская наб.

Кронштадтская линия
Арсенальная наб. – Нева – Эрмитаж – Невская губа – Кронштадт.

Пригородная линия
Кронштадт – Невская губа – Ломоносов.

 

история вопроса

 

Проект развивается в правильном направлении

 

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно