Общество

Люди борются за центр города. С машинами и чиновниками

18 июня

 

Какие улицы Петербурга могут стать пешеходными и как обустроить уже существующие пешеходные улицы

На этой неделе пришли две, казалось бы, никак не связанные друг с другом новости. Первая: согласно рейтингу популярного британского журнала Monocle, Копенгаген вновь признан лучшим для проживания городом мира (российских городов в топ-25 нет). Вторая: на Малой Конюшенной улице под открытым небом открылась необычная выставка «Лето в Питере».

И всё-таки связь между этими событиями есть. Дело в том, что открытие выставки на Малой Конюшенной способствует тому, что эта одна из пока немногих пешеходных улиц Петербурга становится более привлекательной для этих самых пешеходов. А стало быть, это ещё один шаг к тому, чтобы Петербург стал «городом для людей» (а не для машин). То есть в сторону создания атмосферы, которая вот уже много лет успешно создаётся в том самом Копенгагене.

Как обстоят дела с «пешеходизацией» небольших улиц исторического центра, выяснял корреспондент «НВ».

Несколько лет назад, когда Петербург только начинал избавляться от невесёлого статуса «великого города с областной судьбой» и сопутствующей данному статусу запущенности, на берегах Невы появилось несколько пешеходных улиц. Большинство из них (скажем, Малая Садовая или 6–7-я линии Васильевского острова) прекрасно прижились – пешеходы их сразу облюбовали. А вот на Малой Конюшенной улице все эти годы было, по большому счёту, пустынно. Просто потому, что она, что называется, непроходная, и делать тут людям в общем-то нечего (как, впрочем, и машинам). То есть получилось, что общественное пространство рядом с Невским появилось, а собственно общества на нём никакого нет – и пространство пропадает впустую. Разве что кто-то умудряется здесь парковаться.

Но вот на днях на Малой Конюшенной прямо под открытым небом открылась необычная выставка «Лето в Питере». Всего несколько оригинальных арт-объектов сыграли роль детонатора: на улицу потянулись люди. Причём не припарковать свой автомобиль, а просто так – погулять, полюбоваться. Потому что в улице появился смысл.

Экспозиция родилась благодаря усилиям активистов из общественной организации «Код города». Они разместили на Малой Конюшенной несколько занятных конструкций, которые одновременно выполняют функции и скамеек, и велопарковок… Тут же – карты с необычными достопримечательностями северной столицы, фотографии летнего Петербурга плюс бесплатный интернет. В результате Малая Конюшенная превратилась в актуальное, а не формальное общественное пространство.

Как рассказал «НВ» организатор проекта Анатолий Бузинский, место для выставки выбрали не сразу – рассматривали несколько вариантов, в том числе ту же Малую Садовую. Но остановились на Малой Конюшенной. Остановились по двум причинам. Первая: потому что улица широкая. Вторая: по словам Анатолия, эта улица «просто кричала, что её нужно оживить».

– Хотя Малая Конюшенная предназначена в первую очередь для пешеходов, бывают они здесь редко, – констатирует Анатолий Бузинский. – Другое дело – та же Малая Садовая, где постоянно перемещаются потоки людей к Невскому проспекту, к кинотеатрам, к Зимнему стадиону, цирку и так далее. Малая же Конюшенная ведёт, по сути, в никуда, и поэтому потребности бывать здесь у людей нет. А теперь улица стала комфортнее именно для пешеходов, для которых и предназначена.

К слову, это не первая попытка привлечь горожан на Малую Конюшенную. Так, в День города, который недавно отмечали в Петербурге, на этой улице проходил фестиваль авторских поделок «ДеЛаРук» – и горожане с удовольствием заворачивали сюда с Невского проспекта.

Отметим, что популярность Малой Конюшенной – вопрос принципиальный. Ведь именно дефицит пешеходов на этой улице является одним из аргументов противников «пешеходизации» Петербурга как таковой. Мол, зачем городу пешеходные улицы, если вон – Малая Конюшенная пустует? А ведь в городе на Неве полно улиц, которые могли бы стать настоящим украшением северной столицы, если их грамотно обустроить под пешеходные зоны.


Как только пешеходная Малая Конюшенная получила хоть какое­то соответствующее наполнение, на неё сразу потянулись люди



Предположительно эта выставка на Малой Конюшенной продлится до конца лета



Улица Рубинштейна так и просится стать пешеходной. Всё наполнение, инфраструктура, необходимая для полноценной жизни пешеходной улицы, здесь уже есть. Осталось только убрать машины



Этот участок Большой Морской – парадный вход на главную площадь Петербурга. Но сегодня он используется как парковка. Несмотря на все заверения чиновников, что так быть не должно…


 

перспективы

Петербург готов к новым пешеходным зонам. А власть?

В прошлом году общественники из движения «Красивый Петербург» провели опрос горожан – петербуржцев спрашивали, какие улицы города они видят пешеходными. Было названо более 80 маршрутов. Из них выбрали 40 наиболее перспективных и представили список на суд экспертной комиссии.

Специалисты (эксперты в области транспорта, градостроительства и урбанистики) единогласно заключили: как минимум пять улиц Петербурга уже в ближайшее время можно превратить в пешеходные зоны.

А именно:

– участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба;

– Кирпичный переулок между Большой Морской и Малой Морской улицами;

– пешеходный маршрут по Крюкову каналу от Новой Голландии до Никольского собора;

– трамвайно-пешеходный Средний проспект Васильевского острова от 12-й линии до Кадетской; 

– Леонтьевская улица в Пушкине.

Алгоритм действий был предложен простой: сначала запретить парковку, затем расширить тротуары, а затем – посмотреть, что из этого получилось, и в зависимости от результатов делать или не делать улицу пешеходной полностью. То есть эксперты предложили использовать принцип английских парков – прокладывать дорожки там, где это удобно людям.

Кроме того, часть экспертов поддержала предложения и по другим улицам. Речь, например, шла о постепенном превращении Садовой улицы и Кузнечного переулка в трамвайно-пешеходные зоны с запретом на парковку и с широкими тротуарами. На Пушкинской же улице, по мнению экспертов, лучше максимально расширить тротуары, но оставить пространство и для автомобилей. А на улице Рубинштейна нельзя забывать о проезде для местных жителей во дворы своих домов. На Васильевском острове стоит развивать пешеходную инфраструктуру 6–7-й линий до набережной Большой Невы, расширяя тротуары, но сохраняя одностороннее движение к Большому проспекту. Такую же схему предложили и для набережной Мойки между Исаакиевской площадью и Марсовым полем, и для набережной канала Грибоедова от Гороховой улицы до Невского проспекта. И так далее.

– При правильном подходе можно оживить любую городскую улицу, особенно в центре Петербурга, где всегда есть люди, – уверен координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс. – А как только бизнесмены увидят, что место привлекает горожан, то те же кафе появятся здесь сами собой. Если создать некий «драйвер», то на смену банкам и бутикам, обычно пустующим по выходным, придут кафе, маленькие магазины и так далее.

Тем временем наработанные предложения разослали по комитетам и ведомствам Петербурга. Это было почти год назад. Однако до сих пор ничего не произошло. Казалось бы, вот они – готовые, продуманные решения. Но, увы…

Особенно удручает ситуация с участком Большой Морской (от Невского до арки Главного штаба). В «Красивом Петербурге» получили целую пачку с положительными вердиктами чиновников. Но даже парковку в этом месте так и не запретили…

 

тем временем в столице…

Москва стремительно становится городом для людей

В прошлом году в центре Москвы появилось сразу пять пешеходных маршрутов общей протяжённостью более 5 километров. От автомобильного движения освободились Тверской проезд, улицы Никольская и Большая Дмитровка, Крымская набережная, организован обширный пешеходный маршрут по Замоскворечью. Кроме того, в том же 2013 году в девяти административных округах столицы было создано 30 пешеходных зон районного значения общей протяжённостью почти 27 километров.

А в начале мая пешеходная зона появилась на участке Болотной набережной. Правда, пешеходная она только по выходным и праздникам, а в будни эта тупиковая улица выполняет в основном функцию парковки.

Согласно планам столичных властей, в 2014 году в Москве появится ещё порядка 100 (!) новых пешеходных маршрутов на подходах к станциям метро – участки протяжённостью 500–1000 метров.

Параллельно в Москве стремительно увеличивается зона платной парковки. А в итоге – в столице становится меньше пробок и больше пространства для людей.

 

Полина Огородникова. Фото Юрия Гольденштейна и Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь