Город

Кризис и лечит, и калечит

31 мартa

Экономические трудности привели к замораживанию ряда городских проектов. Об одних стоит пожалеть, о других – нет.

 


Об отложенных проектах очередной реконструкции Сенной площади и строительства города-спутника Южный едва ли стоит сожалеть. Но было бы неплохо, если бы умерили аппетиты и те, кто хочет построить избыточную развязку, которая соединит Фрунзенский и Московский районы

 


Кризис – не тётка… И первое, чем Петербургу приходится жертвовать в трудные времена, – крупные, дорогие инвестпроекты. Слава богу, успели до кризиса достроить новое Пулково, сдать в эксплуатацию первую очередь «Экспофорума», несколько участков Западного скоростного диаметра… Что же касается других громких проектов, то не о каждом из тех, что будут заморожены, стоит жалеть. (Хотя, конечно, есть и такие.) И не каждому из тех, что будут, несмотря на режим экономии, запущены в работу, радоваться. Исходя из этого, мы поделили проекты на несколько групп.

К слову, часть из них – проекты коммерческие. Но мы рассматриваем их, ориентируясь не на источники финансирования, а на целесообразность.

 

Отложены до лучших времён. И возможно, к лучшему


Помимо прочих минусов проекта реконструкции Сенной стоит отметить: не исключено, что когда на площади восстановят церковь, то придётся снова всё переделывать

 

В числе проектов, узнав о приостановке которых многие горожане вздохнули с облегчением, несомненно, есть планы очередной реконструкции Сенной площади. Намерения-то, как всегда, благие: расширить Садовую улицу. Но к 300-летию Петербурга Сенную уже реконструировали – вымостив площадь гранитом, построив там капитальные торговые павильоны, установив скамейки «под старину»… Сейчас всё это предлагается снести ради расширения проезжей части. Наверное, нынешняя Сенная – не самое прекрасное в городе место, но – и далеко не худшее. Так что 1,2 миллиарда рублей (во столько оценивается проект) можно безболезненно сэкономить.

Не стоит также, на наш взгляд, жалеть, что отложено минимум на год строительство второй очереди «Невской ратуши» – административно-делового квартала в Дегтярном переулке неподалёку от Смольного. В здания первой очереди должны будут переехать раскиданные по городу комитеты администрации Петербурга – новоселье намечено на осень. А вот вторая очередь – это бизнес-центры и гостиницы. И у неё один недостаток: она резко увеличит транспортную нагрузку на этот район и на весь центр города. Уже сегодня невозможно припарковаться в радиусе полутора-двух километров от Смольного. А ввод «Невский ратуши» и спешно возводимых поблизости жилых комплексов довершил бы транспортный коллапс в этом районе.

Ещё одна «позитивная заморозка»: на год отложено начало массовой жилищной застройки района бывшего аэропорта Ржевка. Причина, почему не стоит об этом жалеть, тоже в транспортной ситуации: Рябовское шоссе давно уже забито под завязку. А за год, глядишь, что-нибудь изменится. Например, строительную компанию заставят построить дорогу-дублёр.

Скорее всего, будет отложен и старт мегапроекта строительства города-спутника Южный. Его авторы обещали, что там будут созданы тысячи рабочих мест для местных жителей. Но сейчас эти обещания выглядят излишне оптимистичными. А если новых предприятий в Южном не появится, десятки тысяч людей должны будут каждый день добираться в Петербург и обратно. Эти гигантские людские волны захлестнут дороги и метро.

В общем, не так плохо, что кризис остановил гигантские жилые проекты – появилось время наверстать отставание по инфраструктуре. Или хотя бы задуматься над этой проблемой.

 

Замороженные проекты, о которых стоит пожалеть

Самая тяжёлая потеря для города – новый мост через Неву: между Смоленским проспектом (левый берег) и улицей Коллонтай (правый). Его строительство начнётся, когда, как говорят в Смольном, позволит экономическая ситуация и появятся приемлемые механизмы финансирования (проще говоря – когда за всё заплатит федеральный бюджет). Сколько десятков миллиардов он будет стоить, говорить рано. Но одно можно сказать точно: если сложить стоимость потерянных в пробках человеко- и машино-часов, стоимость сожжённого напрасно бензина, они будут наверняка больше, чем цена нового моста даже по самому дорогому варианту.

В жертву экономии (цена вопроса – 10 миллиардов) принесён и мост через остров Серный – от набережной Макарова Васильевского острова до Петроградской стороны в районе реки Ждановки. А без этого моста разваливается весь проект транспортного обхода центра Петербурга. Проект не отменён, но сроки начала работ сдвинуты минимум на год.

Ещё 7 миллиардов рублей снято с развития метро – тоже тяжёлая потеря. Остановятся или замедлятся работы на Красносельско-Калининской линии (станции «Казаковская» и «Путиловская»). Секвестр коснулся и Лахтинско-Правобережной линии, её станций «Театральная» и «Горный институт».

Жаль также, что не начнётся строительство мусороперерабатывающего завода в Левашово. Можно спорить о технических тонкостях, но завод по-любому нужен. Позорище в виде гигантской свалки у КАД, которая отравляет воздух в Приморском районе и прилегающей части Ленобласти, должно быть ликвидировано. Но споры по технологии дали повод отложить этот проект (стоимость – 9 миллиардов рублей) до наступления светлого будущего.

И наконец, очень жаль, что отказано проектам по берегоукреплению Финского залива. Залив наступает на пляжи, уменьшая их площадь, съедая в год от 0,5 до 25 метров береговой полосы… И будет продолжать делать это впредь. Зато бюджет сэкономит… 80 миллионов.

…Отдельно стоит упомянуть об отложенных проектах, в деталях спорных, но в целом нужных. В эту группу проектов включим программу реновации исторических кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» (они вроде не заморожены, но и не реализуются, точнее – идёт творческая бумажная работа). Градозащитники боятся разрушений, инвесторы – градозащитников, жители кварталов – выселения на окраины, скептики – спекуляций… В общем, в нынешнем году реновация, скорее всего, начата не будет… Похожая ситуация с Апраксиным Двором. Решения о глобальной реконструкции никто не отменял, но и выполнять его никто не торопится.

 

однако

«Выжили», несмотря ни на что...

В то время как «под нож» идут многие и многие проекты (как нужные, так и не очень), есть и такие, которые «выживают», несмотря ни на что. Даже несмотря на весьма сомнительную целесообразность. В этом ряду особого упоминания заслуживает будущая станция метро «Новокрестовская» на намыве в Финском заливе (впритык к Крестовскому острову). Хотя инвестиции в строительство новых станций подземки, как уже сказано выше, секвестированы, «Новокрестовской» повезло. Самая ненужная, на наш (и не только) взгляд, станция (которая к тому же будет закрываться именно тогда, когда способна принести пользу – в дни футбольных матчей на новом стадионе) оказалась включённой в программу подготовки к ЧМ-2018 и будет профинансирована полностью. Её цена – примерная – около 20 миллиардов рублей. Вдвое больше, чем стоил бы мост на многострадальный Васильевский остров, втрое больше, чем срезали со строительства других станций метрополитена…

Спорным проектом является и сооружение многоуровневой транспортной развязки, которая соединит Московский и Фрунзенский районы, улицы Димитрова и Орджоникидзе, ныне разделённые железной дорогой. То, что соединять их нужно, – бесспорно, но строить трёхуровневую многополосную развязку, чтобы состыковать две узкие улицы, – это выбрасывать деньги на ветер (или в чей-то карман). Достаточно было бы обычного путепровода.



важно

Пишите в Смольный!

В этом материале мы, конечно не претендуя на монопольное владение истиной, попытались напомнить горожанам о наиболее резонансных проектах, у каждого из которых, как оказалось, своя судьба. Для чего? В том числе для того, чтобы любой желающий мог высказать своё мнение о них руководителям Смольного. Для этого по инициативе губернатора был создан и действует портал «Наш Санкт-Петербург» (www.gorod.gov.spb.ru). Вице-губернатор – руководитель администрации губернатора Александр Говорунов, выступая недавно в «НВ», призвал горожан активно использовать этот канал связи, обещая, что все мнения, вся конструктивная критика и предложения будут учтены.

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2