Страна и мир

Жёсткая Меркель? Удивляться нечему…

28 ноября

Выступление Ангелы Меркель в бундестаге породило разговоры о конце «восточной политики» Германии и чуть ли не об окончательном разрыве партнёрских отношений между Россией и ФРГ


После жёсткой антироссийской речи Ангелы Меркель в бундестаге многие эксперты заговорили о том, что Германия отныне является не союзником, а оппонентом России в новой холодной войне в Европе. Насколько это мнение соответствует действительности? Ответ – в материале из Германии.

 

Уве Клуссман, немецкий журналист и историк, обозреватель журнала «Шпигель»

Надежды на скорое появление стратегической оси Берлин – Москва заронил в начале XXI века канцлер Герхард Шрёдер, который своей широкой спиной закрыл от россиян реальные настроения и интересы немецкой политической элиты. Однако истеблишмент Германии всегда лояльно относился к трансатлантическому проекту. Просто сейчас, на фоне украинского кризиса, этот факт высветился рельефно.

Да, канцлер Вилли Брандт провозгласил в 1970-е годы «восточную политику», одним из элементов которой стала нормализация отношений с СССР. И эта особая роль Германии в диалоге с Россией всегда вроде как являлась визитной карточкой немецкой дипломатии. Но даже во времена Брандта и Шрёдера ФРГ в отношениях с Москвой всегда исходила из того, что она является неотъемлемой частью Североатлантического альянса. Неслучайно «восточная политика» Германии совпала хронологически с «политикой разрядки», провозглашённой Штатами в начале 1970-х.

Надо сказать, что верность «атлантическому единству» – это тот пункт, который объединяет всех немецких политиков независимо от их принадлежности к правому или левому лагерю. Вы спросите, неужели никто не желал видеть Германию нейтральной страной? Увы, но такие настроения были сконцентрированы лишь в достаточно узких маргинальных кругах. И это всегда отличало Германию, например, от Австрии, чья элита в 1955 году настояла на нейтральном статусе своего государства, в результате чего Вена сегодня не является членом НАТО.

На протяжении десятилетий стратегические ориентиры ФРГ не менялись. Более того, в Германии даже отсутствует такое понятие, как доктрина национальной безопасности или доктрина внешней политики. Несколько лет назад Кристоф Хойсген, главный советник Ангелы Меркель, предложил создать подобный документ, однако госпожа канцлер не позволила ему осуществить этот проект. А всё почему? Как младший партнёр американцев, Берлин не имеет права на собственную стратегическую концепцию.

Многие наверняка вспомнят, как в начале своего правления Ангела Меркель говорила по-русски в эфире российского телевидения: «Мы будем развивать стратегическое партнёрство с Москвой». Но даже тогда эти заявления не стоило воспринимать всерьёз. Если вы узнаете, какое количество стран Берлин объявляет своими «стратегическими партнёрами», вы сильно удивитесь. К сожалению, само понятие «стратегическое партнёрство» в немецкой дипломатии давно и в значительной мере девальвировалось.

Возникает вопрос: почему именно в последние дни и недели руководство Германии делает особенно резкие шаги в отношении России? Мне кажется, что здесь присутствуют как объективные, так и субъективные факторы. Во-первых, нельзя забывать, что Ангела Меркель окружена советниками, которым близка стратегическая позиция США. Субъективный же момент связан с особенностями немецкого менталитета. И когда ФРГ вот уже 70 лет является успешным проектом, нам часто кажется, что к нашим советам всем стоит прислушиваться. Ангела Меркель провела около 30 телефонных разговоров с Владимиром Путиным, однако последний не стал менять свою политику. Разумеется, это породило разочарование и охлаждение.

Но как рядовые граждане ФРГ относятся к политике госпожи Меркель на российском направлении? Судя по последним опросам, немецкое общество разделено на две примерно равные части. Одна часть опасается того, что Россия ведёт агрессивную политику, как когда-то Советский Союз, и мечтает о расширении зоны своего геополитического влияния. Другая же часть немцев боится того, что раскручивающаяся санкционная спираль приведёт к возобновлению холодной войны.

 

По моим ощущениям, несмотря на разногласия по Крыму и разные оценки ситуации на Востоке Украины, граждане ФРГ в массе своей выступают за добрососедские отношения с Москвой. В целом же немцы воспринимают события на Украине как нечто такое, что не затрагивает напрямую их интересов. Оно и понятно – эта страна находится далеко…

 

Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
Слабый дождь
25 апреля
четверг
+6
26 апреля
пятница
+5
Умеренный дождь