Планета

Исламисты укореняются на Ближнем Востоке

27 февраля

«Халифат» всё отчётливее приобретает зловещие формы не очередной террористической организации, а радикального исламского государства


В последние время проект «Халифат», инициированный группировкой «Исламское государство» («ИГ»), словно бы сорвался с цепи, пытаясь превзойти по жестокости все другие террористические организации. Но не похоже, что всё это – спонтанные вспышки жестокости. Зверские расправы являются частью стратегии «ИГ», цель которой – построение полноценного государства от Поволжья до экватора, от Китая до Пиренеев.

Несколько дней назад боевики напали на ряд городов северо-востока Сирии, где компактно живут христиане-ассирийцы. Были сожжены дома и храмы, убито несколько десятков человек, сотни бежали. «Игиловцы» похитили не менее 90 христиан, которые, возможно, будут убиты. Это тем более вероятно, что ранее ливийские боевики, присягнувшие на верность «ИГ», заявили о казни 21 христианина-копта из Египта. Позже в интернете появилось жуткое видео с их казнью. Сразу же после этого члены «ИГ» совершили массовое убийство в иракском городе Эль-Багдади, за который в последнее время шли упорные бои. Пленников, обвинённых в сотрудничестве с иракскими военными, они сожгли заживо. А ещё раньше был казнён иорданский пилот Муаз Аль-Касасбех. В сети тоже появился ролик, на котором пленного пилота сжигают в клетке…

На деле (если считать количество казней и число убитых) волна террора на подконтрольных «халифату» территориях пошла на убыль – исламисты понимают, что на одном терроре государства не построишь. Однако вместе с тем поднимается медийная волна – когда убийства показывают с предельным смакованием. И получается, что казнь единственного иорданского пилота оказывает такой же психологический эффект, как и десятки массовых экзекуций, не отражённых в интернете.

– «ИГ» будет последовательно «питаться» в первую очередь за счёт освещения своей деятельности и публикации видеозаписей казней в СМИ, – говорит арабист и исламовед профессор Ефим Резван. – Громкая история с казнью египтян получила немедленное отражение во всех основных мировых изданиях, тогда как бронетанковая атака какого-нибудь пограничного перехода в лучшем случае заняла бы один новостной абзац.

.Поговаривают, что при казни коптов медийное подразделение «ИГ» («Аль-Хайят») привлекло к постановке сцен сценаристов и режиссёров фильмов ужасов. Что свидетельствует о значении, которое придаёт «ИГ» «террору в интернете». Цель этого террора – вызвать соответствующую реакцию в регионе. И исламисты добиваются этой цели.

Реакция стран, чьи граждане были столь жестоко убиты, была предсказуемой. По Иордании прокатилась волна возмущения. На следующий день после известия о гибели Аль-Касасбеха иорданские власти казнили двоих членов «ИГ», находившихся в тюрьме. Король Абдалла II прервал визит в США и вернулся на родину. Монарх поклялся вести воздушное наступление на экстремистов до тех пор, пока у иорданских ВВС «не кончатся бомбы и топливо». Позже стало известно, что опытный пилот Абдалла II лично возглавил авиационное звено истребителей F-16, которое нанесло удары по позициям боевиков у города Ракки.

– Мы собираемся уничтожать их. Это наша битва, – эмоциональное высказывание министра иностранных дел Иордании Нассера Джудеха, очевидно, выражает чувства большинства иорданцев.

Вместе с иорданскими на боевые вылеты вновь отправились самолёты Объединённых Арабских Эмиратов, которые несколько раньше заявляли о выходе из антиигиловской коалиции. Кроме того, Бахрейн передислоцировал эскадрилью ВВС на территорию Иордании с тем, чтобы она приняла участие в военных действиях против «ИГ».

После убийства коптов активизировался и Египет. Египетские ВВС совместно с ливийской военной авиацией совершили серию атак по местам дислокации террористов, тренировочным лагерям и складам с боеприпасами в Дерне.

И складывается впечатление, что… именно такой военной активности исламисты и добивались. Ведь в задачу «ИГ» входит раскачивание ситуации по всему мусульманскому миру и перенос войны в другие регионы. А для этого в первую очередь необходимо втянуть соседей в войну.

Примечательно, что, пока США практически устранились от активных действий, а Европа, как обычно, отделывается выражением озабоченности, исламистам противостоят в основном мусульманские государства. Пока, правда, не все. Например, власти Катара отозвали своего посла в Каире после египетского удара по террористам в Ливии. После этого представитель Египта в Лиге арабских государств Тарик Адель обвинил Катар в поддержке террористов. То есть противоречия на Ближнем Востоке нарастают. А исламистам на данном этапе только этого и надо.

Пока же военные действия разной степени интенсивности продолжаются и в Сирии, и в Ираке. Но наряду с этим «ИГ» пытается пустить метастазы даже в отдалённые от основного театра военных действий страны. Так, после казни египтян в Ливии заговорили о том, что «ИГ» собирается открывать «второй фронт» в этой стране. Эмиссары «халифата» начали проникать в Ливию полгода назад, пользуясь продолжающимся вооружённым противостоянием между военными властями и исламистами. Корень ливийской гражданской войны – контроль над нефтяными месторождениями. Но если инфильтрация «ИГ» в страну будет продолжаться, возможно, контроль этот будут осуществлять сторонники «халифата». Во всяком случае, они уже блокируют нефтяное месторождение аль-Мабрук. Если «ИГ» получит доступ к ливийской нефти, это значительно облегчит её финансирование.

Аналогичную стратегию – проникновения и постепенного захвата позиций – «ИГ» использует и в других государствах, например Афганистане и Пакистане. Однако взаимоотношения тамошних исламистских движений сложнее. Если часть пакистанских талибов заявила о своей поддержке «ИГ», в Афганистане «Талибан» относится к «воинам халифата» гораздо прохладнее. Дело в том, что, похоже, афганские талибы постепенно отходят от идеи мирового джихада и предпочитают вести традиционный бизнес – производство и контрабанду наркотиков. А в эмиссарах «ИГ» видят конкурентов на этом поприще.

– Роль и участие боевиков «Талибана» в террористической активности на территории Центральной Азии несколько искажены и преувеличены, – утверждает киргизский политический аналитик Эсен Усубалиев. – Основной источник дохода талибов – это наркотики, и хаос, порождённый терроризмом, им невыгоден. Им очень важны надёжные пути поставки наркотиков в Центрально-Азиатский регион, Россию и дальше – в Европу. Поэтому им нужна стабильность, что противоречит утверждениям о том, что они участвуют в террористических актах, готовят у себя боевиков и намерены взрывать пути-дороги в Киргизии и Таджикистане.

Однако несмотря на проблемы с местными исламистами, включая талибов, «ИГ» всё более активно действует в Центральной Азии. Там идёт массовая «джихад-вербовка» молодых людей на Ближний Восток. Естественно, те из них, кто выживет, возвратятся на родину готовыми террористами.

– Среди тех, кто направляет террористов в Киргизию, находятся силы намного мощнее наших, киргизских. В этом отношении мы просто обязаны удерживать сотрудничество с теми военными блоками, в которых находимся сейчас, – ОДКБ и ШОС, – считает Эсен Усубалиев.

Недавно на границе Афганистана и Таджикистана появились около тысячи боевиков «ИГ». Таджикистан в срочном порядке укрепляет свою границу. Это происходит в сотрудничестве с афганскими силовиками.

– Вызывает озабоченность, что в рядах «ИГ» воюют выходцы из Таджикистана, – говорит аналитик по вопросам безопасности из Душанбе Хайдар Солиев. – Однако обнадёживает то, что население центральноазиатских стран в большинстве своём не поддерживают действия террористов. На мой взгляд, у «ИГ» нет шансов добиться своих целей в регионе. Но точечные теракты для дестабилизации ситуации не исключены.

Так или иначе, ход развития проекта «Халифат» показывает, что пока наступательная инициатива находится в руках боевиков «ИГ».




Боевики «ИГ» сделали из смерти людей шоу по тем же сценариям, по каким принято делать шоу из всего в мире поп-культуры, против которого якобы выступает этот «теократический» режим. Иначе как безбожными их варварские преступления нельзя назвать, в них отражается доведённое до предельных значений желание человека жить без Бога и против Бога. За масками убийц христиан могут скрываться только трусы и палачи, вымещающие свою сатанинскую злобу на тех, кто заведомо не опасен, а декларируя себя противниками неверующего мира, боевики на самом деле демонстрируют безбожие и гордыню. В Русской православной церкви скорбят о невинно убиенных в Ливии, как скорбят о них и все верующие, какого бы вероисповедания они ни были. Убеждён, скорбят о них все, кто называет себя верующими.

Владимир Легойда, председатель синодального информационного отдела Московской патриархии

 


тем временем…

Штаты на прямое столкновение не идут

Соединённые Штаты наносят бомбовые удары по позициям «ИГ» ещё с лета. Однако недавно президент Барак Обама отказался начинать против боевиков «ещё одну наземную войну». Он, правда, заявил, что в случае необходимости может отдать приказ о применении против «ИГ» сил спецназа, однако, похоже, это лишь декларация.

Многие эксперты подозревают американцев в том, что те сами запустили проект «ИГ» в целях создания на Ближнем Востоке ситуации «управляемого хаоса». Но в какой-то момент собственное детище вышло из-под контроля. Во всяком случае, США явно предпочитают сдерживать «ИГ» чужими руками.

Похоже, что и бойцы «халифата» не горят желанием напрямую сталкиваться с американскими войсками. Например, при штурме города эль-Багдади они и не подумали атаковать расположенную в пяти километрах базу Айн-аль-Асад, где расквартированы около трёхсот морских пехотинцев США.

Россия готова присоединиться к коалиции

Президент РФ выразил соболезнования Египту в связи с убийством египетских граждан, высказав уверенность, что виновники преступления понесут наказание. Владимир Путин ещё раз подтвердил, что Россия готова к самому тесному сотрудничеству с Египтом в борьбе со всеми проявлениями террористической угрозы.

Ещё более конкретно выразился постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. На заседании Совета Безопасности он заявил, что считает возможным участие России в международной коалиции по борьбе с террористами в Ливии, в том числе в части обеспечения морской блокады для предотвращения поставок боевикам оружия.

Ещё в начале февраля Россия предложила конкретные меры по подрыву системы финансирования «ИГ». Главными источниками доходов для «Исламского государства» являются контрабанда нефти, добываемой на подконтрольных ему территориях, продажа археологических древностей на чёрном рынке, работорговля, выкупы за заложников, а также дань, получаемая с покорённых племён и городов. По данным экспертов, ежедневный доход исламистов составляет около 3 миллионов долларов. Именно эти каналы финансирования и предлагала перекрыть российская сторона.

Казнь коптов объединила Египет 

– Египту объявлена война, – считает Мона Халиль, исполнительный директор Российско-египетского делового совета, политолог и религиовед. – Её объявили «ИГ» и США, которые стоят за этой организацией. Принцип «разделяй и властвуй», который Вашингтон пытается отработать в регионе, действует. Главный конфликт, при котором Каир вступил в противоборство с Вашингтоном, случился 30 июня 2013 года, в так называемую вторую Египетскую революцию. Тогда 40 миллионов египтян вышли на улицу в разных городах и сёлах страны, чтобы сказать «нет» радикальной группировке «Братья-мусульмане» и отстранить от президентства тогдашнего лидера страны Мухаммеда Мурси. И поскольку «Братья-мусульмане» были очевидными ставленниками Америки, это вызвало очень сильную аллергию в американском истеблишменте.

Как считает эксперт, казнь христиан должна была спровоцировать межконфессиональный конфликт и раскол в египетском обществе – ожидалось, что египетские исламисты поддержат казнь коптов, а египетское правительство сочтёт не очень корректным жёстко реагировать (всё-таки коптов в стране всего 10 процентов, и эту тему можно было бы и замять, сказать, что это, конечно, плохо, но Египет – мусульманское государство, где ислам записан в конституции как государственная религия).

Однако все новостные ленты, как рассказывают египтяне, в эти дни выходили с заголовком «Убийство 21 египтянина», не называя их конфессиональную принадлежность. Перед кафедральным собором Каира прошла большая демонстрация, на которую пришли как мусульмане, так и христиане. Они выразили единодушную поддержку властям и соболезнования родственникам погибших.

– Сейчас общество сплотилось как никогда. Египетское общество крайне возмущено, по всей стране объявлен траур, отменены все развлекательные мероприятия, – продолжает Мона Халиль. – В траурные дни молитвы звучали и в христианских храмах, и в мусульманских мечетях. А все погибшие, согласно арабской и египетской религиозным традициям, объявлены мучениками. Казнь египетских христиан – это попытка дестабилизировать страну и общество, ослабить её нарастающий потенциал. Это месть непокорному Египту за то, что он не выполняет приказы Большого Брата.

 

 

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2