Планета

Германия – Россия: дорога вперёд

22 июля

 

Почему общие вызовы, стоящие перед двумя странами, могут способствовать ускорению союза между ними

Ускоренное развитие партнёрских отношений России и Германии, вплоть до создания оси Берлин – Москва. Реально ли такое сегодня – на фоне смакования мировым информационным мейнстримом заметного охлаждения между двумя странами, для преодоления которого потребуются якобы десятилетия? На фоне изрядно поднадоевших всем деловым людям обеих стран «качелей» европейских санкций, раскачиваемых из-за океана? В действительности ныне всё это не только реально, но и насущно, как никогда до сих пор, – в национальных интересах двух государств. Ибо сегодня при всей политической риторике мы наблюдаем десятки схожих процессов, происходящих в РФ и ФРГ. От возрождения державной мощи и желания активнее участвовать в формировании международной политики до обострившихся вызовов их суверенитетам, которые пытается ограничить глобальный финансовый и электронный регулятор с его «основной резервной валютой» и дистанционными средствами слежения, выдаваемыми за «телекоммуникационные услуги» и безобидный компьютерный софт. От поиска перспективных путей развития сотрудничества с Китаем до перестройки деятельности спецслужб. 

Не будет преувеличением сказать, что сегодня в мире происходит глобальное переосмысление государственных ценностей: через преодоление «блокового» мышления – к национальному. И это, безусловно, в интересах простых немцев и россиян. События развиваются так, что молниеносно ветшают некогда броские вывески «трансатлантического единства». Какое уж тут единство, когда, например, антироссийские санкции в размере 9 миллиардов (!) долларов обрушиваются со стороны США на… крупнейший французский банк BNP Paribas, который участвовал в финансировании сделки с вертолётоносцами «Мистраль». Стоит отметить, что действия «единственной в мире сверхдержавы», шпионящей за своим главным союзником в Европе (Германией) и обрушивающей санкции на не менее важного союзника в Старом Свете (Франция), не говоря уже о России, объективно сближают эти три страны на почве общих проблем. Сближают, притом что политико-экономическая ось Париж – Берлин уже практически состоялась, а присоединение к ней Москвы, вопреки пессимистичному взгляду одного известного французского экономиста, способно многое дать России (как, впрочем, и Германии с Францией). И это помимо того, что Россия с Германией прокладывают так называемый «новый Великий шёлковый путь» в Пекин.

Есть и ещё одно малоизвестное обстоятельство, потенциально способное кардинально облегчить в среднесрочной перспективе диалог Москвы и Берлина. Об этом обстоятельстве не пишет мировой информмейнстрим. Суть в том, что правление ЕС становится всё более немецким или как минимум мыслящим по-немецки. А это – при наличии политической воли у лидеров России и Германии на формирование новой континентальной архитектуры в интересах народов обеих стран – позволит уже в недалёком будущем избежать тотального диктата со стороны брюссельских «еврократов». «Брюссельского обкома» старого созыва, которому в рамках евросоюзных обязательств пока ещё вынужден, зачастую в ущерб национальным интересам, подчиняться официальный Берлин и который до сих пор не понимает того, что антироссийские санкции не в меньшей степени направлены против руки, его, Брюссель, кормящей, – против ФРГ. 

Ось Берлин – Москва – Пекин вполне осуществима

Китай заинтересован в стратегическом партнёрстве с Россией и Германией. Сказанное справедливо и, так сказать, в обратном направлении. Этот факт был подтверждён в ходе визитов в Пекин сначала Владимира Путина, а затем Ангелы Меркель. Китай, да не покажется это странным, может стать новым полем сотрудничества между Германией и Россией: аналогичный шанс, не без участия заокеанского глобального регулятора, был упущен – но, судя по всему, ещё не безвозвратно – на Украине. И в данном случае речь также идёт о том, что помешать возникновению оси Берлин – Москва – Пекин могут лишь США. Рискнём сделать прогноз: все мы с вами станем свидетелями таких попыток как ещё до конца текущего года, так и в особенности в 2015 году. И славу Богу, если полыхнёт не настолько, чтобы обжечь весь континент.

Теперь по фактам. По фактам, которые по неведомой причине упускают из поля зрения многие зарубежные аналитики. Суть современного зарождения указанной оси даже не в том, что на «азиатском экономическом плацдарме» Германия и Россия могут и должны при наличии на то политической воли сотрудничать в плане обмена переговорным опытом с китайским партнёром. Суть в том, что актуальные события свидетельствуют о сближении по многим позициям трёх великих держав.

Считаем. Во-первых, в апреле Пекин официально утверждает «дорожную карту» по развитию сотрудничества между КНР и ЕС. Отметив, что аналогичный документ в последний раз утверждался Пекином в далёком 2003 году, обратим внимание на следующее: ныне наши китайские партнёры не отделяют сотрудничества с ЕС от партнёрства с Россией. В Китае сотрудничество по линии Пекин – Москва – Берлин – ЕС уже называют «новым Великим шёлковым путём».

Во-вторых, буквально на днях официальные представители немецкого правительства заявляют, что не видят в российско-китайской энергетической «сделке века» каких бы то ни было отягчающих обстоятельств для аналогичного сотрудничества между Россией и ФРГ, Россией и ЕС. Больше того, в немецких правительственных кругах подчёркивают: «У нас с Россией и дальше будет очень тесная взаимная зависимость». Зависимость со знаком плюс. Суть данного заявления Берлина действительно трудно переоценить. Ибо отныне любым западным аналитикам, вбивающим в головы европейским обывателям мысль о том, будто «Россия Путина» отказалась от Европы в пользу Китая, придётся как минимум делать вид, что они запамятовали о позиции Германии, не видящей в сотрудничестве РФ и КНР ущерба для развития взаимоотношений между РФ и ФРГ.

И наконец, третий, пожалуй самый знаковый и самый замалчиваемый медийным мейнстримом, факт. Одним из главных итогов пекинского визита госпожи Меркель стало двухстороннее соглашение о формировании юаневого клирингового центра во Франкфурте-на-Майне. Для этих целей Пекин выделит Берлину около 13 миллиардов долларов. Как раз такие «телодвижения» Германии – вкупе с планами России по диверсификации «основной резервной валюты», а также с аналогичными протестными настроениями на самых верхних этажах финансового мира Франции – и вызывают глубокую озабоченность Вашингтона. А вовсе не «намерения автоконцерна Volkswagen захватить китайский авторынок, вытеснив с него американских производителей», как о том только и доводится читать.

Суммируем: ситуация сложилась так, что у Китая, Германии, России – держим Францию в уме – вдруг оказалось как никогда много объективных общих интересов в сфере промышленности, инвестиций, безопасности финансовой деятельности и так далее. А общие интересы подразумевают выстраивание под них новой континентальной архитектуры. Играть на столь серьёзном поле в одиночку попросту нельзя.

При всём том, как подчёркивают инсайдеры, ФРГ уже вскоре предстоит тяжелейший выбор между национальными интересами (сотрудничество с Китаем, работающим, в свою очередь, с Россией) и ростом напряжённости во взаимоотношениях между США и КНР: «Германии в недалёком будущем придётся позиционировать себя». Ответ на то, сложится ли трёхсторонняя ось, чей потенциал намного превышает возможности так называемой трансатлантической зоны свободной торговли (между ЕС и США), даст время. Однако чем удачнее будет идти строительство оси по факту, пусть даже без «судьбоносных» о том заявлений, тем легче прогнозировать рукотворные «шоки будущего», направленные глобальным регулятором на ухудшение отношений между Берлином, Пекином, Москвой. Пример тому – известные события на Украине, случившиеся как раз тогда, когда российско-германская идея о «равной удалённости» этой страны от ЕС и России готовилась наполниться конкретным содержанием в рамках многосторонних европейских переговоров и была торпедирована известно кем.

«Энергетический мост» между Россией и ФРГ

Одна из новейших сенсаций на ниве развития немецко-российского партнёрства, ныне активно обсуждаемая в Германии, – визит в страну президента компании «Роснефть» Игоря Сечина, выступление предпринимателя и политика, которого аналитики ФРГ считают возможным преемником Владимира Путина, перед представителями Германского энергетического агентства в Берлине с докладом под названием «Германия и Россия: дорога вперёд», а также высказанное им предложение о строительстве «энергетического моста» между Калининградом и ФРГ.

Суть дела: возможные поставки в ФРГ электроэнергии с Балтийской АЭС наземным путём или по морскому кабелю и, таким образом, актуализация проекта под названием «Объединённая энергосеть Калининградской области и Германии», с использованием двух гигантских реакторов БАЭС по 1200 мегаватт каждый.

Суть сенсации: высокопоставленные собеседники главы «Роснефти», судя по всему, запамятовали, что данный проект в действительности уже обсуждался в 2011 году на уровне российского Министерства экономического развития и тогдашнего министра экономики ФРГ Филиппа Рёслера. Запамятовали, а потому восприняли идею господина Сечина как некое откровение.

И наконец, суть сенсации с точки зрения местных СМИ: сам факт приглашения Сечина на встречу высокопоставленных менеджеров на фоне европейских экономических санкций против России. Напомним, что соответствующее приглашение выступить в Берлине перед менеджерами крупнейших компаний и политиками глава «Роснефти» получил непосредственно от шефа Германского энергетического агентства Штефана Колера и предпочёл поездку в Германию присутствию на открытии гигантской буровой платформы в окрестностях Сахалина. С позиций глобального «санкционера» уже сам факт столь «несвоевременного» приглашения – афронт.

На деле предложение главы «Роснефти», ошеломившее своей внезапностью председателя правления концерна E.ON Йоханнеса Тайссена и бывшего шефа RWE Юргена Гроссманна и уже подвергшееся ёрническим комментариям во вненациональных СМИ, просчитано отечественной стороной с поистине немецкой дотошностью – и в интересах обоих государств. Судите сами. Россия действительно заинтересована в импорте атомной энергии. Германия, постепенно закрывающая свои АЭС в процессе так называемого «энергетического поворота», нуждается в получении энергии, доступной по цене. Что подтвердит любой житель страны, получающий всё более устрашающие счета за свет.

Известно, что страны Балтии, испытывающие дефицит энергии после того, как в 2009 году Еврокомиссия распорядилась закрыть Игналинскую АЭС, сегодня из политических соображений не хотят подключаться к энергетической системе России. Так почему бы Германии – в интересах простых немецких потребителей – не занять место тех, кто возвёл в принцип слова из песни известного барда: «Жратвы чужой не надобно. Пусть нет – зато своя»?

Германия, США и Россия в свете нового шпионского скандала

Когда в июле грянул очередной шпионский скандал, связанный с разведывательной деятельностью, осуществляемой США против своего «самого надёжного партнёра» в Старом Свете, не только простой российский люд, но и хорошо осведомлённые отечественные аналитики заговорили о том, что-де теперь «немцы опомнятся и увидят: не Москва, а Вашингтон систематически осуществляет враждебные скрытные действия по отношению к ним». А это, дескать, поспособствует, в свою очередь, сближению двух наших стран.

Ведь вдумаемся: большинство опрошенных социологами немцев желают «большей независимости» не от России (50 процентов), а от США (57 процентов). При этом 69 процентов респондентов отмечают, что за последнее время утратили доверие к американскому союзнику, в то время как 40 процентов опрошенных высказываются за большее укрепление партнёрства между РФ и ФРГ.

Можно сделать вывод: отнюдь не разовое разоблачение немецкого разведчика, шпионившего против своей родины в интересах Штатов, разочаровало большинство немцев в американском союзнике. По всей видимости, данный пессимизм имеет более глубокие корни.

Перечислять американские подпитки таким «корням» немецкого недоверия – дело долгое и скучное. Поэтому сразу перейдём к тому направлению будущего российско-германского сотрудничества, которое может иметь зачин именно в новейшем шпионском скандале и которое в данный момент времени может показаться едва ли не сенсационным. Речь идёт о расширении сотрудничества немецких и российских спецслужб.

Сенсации тут, впрочем, нет. Ведь объективно факты таковы, что и те и другие проходят сейчас схожие стадии роста. Один пример: и в России, и в Германии стремятся освободиться от американского программного обеспечения и услуг связи, предоставляемых заокеанскими провайдерами, имеющими, судя по всему, доверительные связи с АНБ и ЦРУ.

В России разрабатывают безопасный национальный браузер и защищённый от несанкционированного съёма информации планшетный компьютер. В Германии министерство внутренних дел и бундестаг отказываются – скажем так, не без подсказки – от услуг американского телекоммуникационного концерна Verizon, подозреваемого в передаче глобальных массивов данных для АНБ.

В России и Германии спецслужбы планируют усиление работы с террористической и сепаратистской деятельностью в социальных сетях. 

Ещё один пример: сегодня уже не только на высших этажах официального Берлина, но и во властных кабинетах ЕС всё чаще поговаривают о создании «АНБ Евросоюза» – структуры столь же мощной, как дискредитировавшее себя в глазах немцев агентство, но независимой от указаний «старшего брата» из США.

И тут возникает вопрос: почему бы на волне осознания национальных интересов в области безопасности, на волне структурно схожих процессов, происходящих в недрах российских и немецких спецслужб, не расширить кардинальным образом их взаимодействие? Любому скептику, которому партнёрское сотрудничество российских спецслужб с новым «европейским АНБ» представляется надуманным, напомним: официальная «дорожная карта» КНР по развитию взаимоотношений с ЕС предусматривает соответствующее развитие отношений и с Россией. Не исключая углубления сотрудничества разведсообществ обоих государств.

«Мир с Россией – во имя суверенной Европы»

С 26 июня в киосках и магазинах прессы по всей ФРГ можно приобрести специальный выпуск журнала Compact, посвящённый Владимиру Путину. Редактор Compact, известный германский журналист и первый переводчик речей президента России с русского языка на немецкий, Юрген Эльзассер говорит: «В Compact мы всегда обращались и будем обращаться к теме односторонних трансатлантических обязательств Федеративной Республики Германия, которые ограничивают нашу свободу действий как государства. Нам следует осуществлять открытую внешнюю политику с участием России в качестве нашего хорошего партнёра – вместо выполнения указанных односторонних обязательств. По этой теме мы проведём 22 ноября большое совещание с Институтом демократии и сотрудничества в Париже под девизом «Мир с Россией – во имя суверенной Европы». Нам необходимо создать вектор сотрудничества Париж – Берлин – Москва».

 

прямая речь

Чарльз Гейв, французский экономист, глава компании GaveKal, автор книги «Наш прекрасный новый мир»: 

– Более всего меня волнует формирующийся континентальный союз между Россией и Германией. Предотвращение такого партнёрства столетиями было постоянной идеей французской дипломатии, и неспроста. Союз между Германией с её промышленной мощью и Россией с её военной мощью и неисчислимыми природными богатствами привёл бы к появлению влиятельного в политическом отношении гиганта. С исторической точки зрения Париж всегда склонялся к союзу с русскими, но не из большой дружбы, а дабы предотвратить германо-российский союз. Однако сегодня у Франции фактически нет ничего, что она могла бы предложить России. Сегодня, похоже, только Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии могло бы стать щитом, препятствующим образованию союза на востоке. 

Однако дело обстоит так, что Великобритания, видимо, покинет ЕС в течение ближайших четырёх лет. Сегодня политический ландшафт Старого Света меняется – от европейской Германии к немецкой Европе. Сегодня Владимир Путин преследует однозначную цель: выковать новый союз Германии и России, чьё влияние распространялось бы на всю Восточную Европу. 

Если Путин будет успешен в таком начинании, то оно нанесёт существенный ущерб мощи США, в особенности в условиях ухода Великобритании с поля Евросоюза. И вот тогда возникнет вопрос о том, как «мы» не только допустили утрату своих политических позиций в Азии и на Ближнем Востоке, но и потеряли «нашего» самого надёжного и гибкого союзника – Европу.

Материалы подготовил Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.37
0.103 (0.11%)
Курс Евро
99.53
0.176 (-0.18%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Умеренный дождь
30 мартa
суббота
+8
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+8
Облачно