Культура

Евгений Гришковец: «Я не знаю, что такое арт-хаус»

15 января

 

«Человек-оркестр» не хочет, чтобы его кино числилось в рубрике «не для всех» или «для знатоков»

Сказать о нем просто «известный актер» было бы неверно по сути. Сейчас уже, кажется, каждому школьнику известно, что Евгений Гришковец – «человек-оркестр»: он и прозаик, и драматург, и музыкант, и режиссер. А фильм «Сатисфакция», который выходит в российский прокат 20 января, вообще его авторский проект. Он и автор сценария, и продюсер, и, конечно же, артист – исполнитель одной из двух главных ролей.

– Евгений Валерьевич, как появилась идея фильма «Сатисфакция»? Вы ведь сначала говорили о совсем другом кинопроекте…

– Идея этого фильма пришла совершенно неожиданно. Мы действительно хотели сделать большой проект: Москва глазами приезжего человека. Долго сидели над сценарием у меня дома в Калининграде, в итоге даже как-то от него подустали. А во время работы мы периодически отрывались, выпивали, я беспрерывно что-то рассказывал. И вот Юрию Дорохину (режиссеру из Иркутска. – Прим. авт.) пришла в голову такая идея – сделать фильм, где бы я долго с кем-то разговаривал, выпивал. А я уже потом додумал историю про дуэль, где герои пьют не просто так. Обычно если двое мужчин собираются вместе, пьют и разговаривают, то неизбежен мат, поэтому было необходимо ввести некие дополнительные условия, чтобы герои говорили о самых важных вещах, выпивали, при этом не матерясь. Кстати, оказалось, что снимать фильм, в котором герои статично находятся за столом, выпивают и говорят, намного сложнее, чем делать какой-то экшн.

– Почему вы увезли своих героев из Москвы в далекий Иркутск?

– «Сатисфакция» – история большого города, но не Москвы. В столице такая история вряд ли могла бы произойти, а если бы и произошла, то с другой остротой и накалом. Да и любовная интрига в Москве могла бы потеряться – боюсь, герои бы даже не узнали об измене. Я лично знаю персонажей, которые живут на три семьи, и никто ни о чем не догадывается, семьи друг друга не знают и верят, что папа уезжает в командировки. Москва может поглотить кого угодно, а в провинции, пусть даже в таком большом городе, как Иркутск, все на виду, почти все круги общения так или иначе соприкасаются.

Еще одна причина съемок в Иркутске – в том, что режиссер Анна Матисон, Юрий Дорохин и вся студия, занятая в съемках, находятся именно там. Мы изначально в целях экономии бюджета рассматривали Украину, Донецк. Но потом посчитали и поняли, что в Иркутске получится еще дешевле, потому что все друг друга знают, и какие-то съемочные площадки предлагались либо совсем недорого, либо вовсе бесплатно. Сибиряки – люди широкой души и щедрые натуры, способные на поступки, – мы в этом убедились за полтора месяца съемок.

Наши знакомые предоставили огромный дом, где они живут с детьми. Мы вторглись туда кинематографической компанией, понаставили камер, разбили зеркало, что-то сломали, в общем, нанесли немалый урон. И помимо всего практически уничтожили и вытоптали чудный зеленый газон перед домом. Сейчас хозяин дома стал мэром Иркутска, и я думаю, что городу с мэром повезло, потому что человек он терпеливый, дружелюбный и интересный. Самое-то обидное, что сцена, которая снималась пять дней и потребовала всех этих разрушений, в итоге не вошла в фильм. А ведь в ней был задействован прекрасный грузинский актер Георгий Накашидзе – и эпизод замечательный, и с таким трудом, не без помощи Министерства культуры, мы вывозили Георгия из Грузии… Но ничего, когда-нибудь, когда уже пройдет прокат картины, мы сделаем новую версию фильма, и она будет в два раза длиннее!

– Первоначально просочилась информация, что вашим партнером в «Сатисфакции» будет телезвезда Иван Ургант, но затем его сменил не самый известный актер Денис Бургазлиев…

– Иван Ургант – исключительно талантливый драматический актер, и, главное, есть ощущение, что он просто привит от пошлости. Но он с этой ролью вряд ли справился бы, он слишком благополучный и не смог бы дать вот того самого странного излома. И самое главное, было важно, что за ним идет, скажем так, бэкграунд жизнерадостного благополучия. В сериале «Час Волкова» я увидел Дениса Бургазлиева. Навел справки, оказалось, десять лет проработал в Германии, играет в рок-н-ролльной группе «Инкассаторы». Его первый серьезный опыт в актерское карьере – работа в культовом спектакле с Петром Мамоновым «Лысый брюнет». Это, конечно, большая школа. У Петра Мамонова вообще почти нет близких друзей, а Денис его близкий друг. Денис – парадоксально мыслящий человек. После первой же пробы стало ясно – вот он, и больше никого не нужно.

– Вы как-то говорили, что всю жизнь пишете одну книгу с одним героем… Можно ли считать фильм «Сатисфакция» еще одной главой этой нескончаемой книги?

– Конечно, я писал сценарий. Хоть и не умею. Поэтому делал это в соавторстве с Анной Матисон, которая стала режиссером картины. Она человек кинематографический и знает, как и что нужно делать. Герой картины для меня необычно жесткий. Все-таки это первый случай в моей художественной практике, когда мы с героем не похожи. Мой киногерой – человек городской, у которого внешне все хорошо. Однако в благополучных условиях, при своем очевидном богатстве он несчастен и страшно одинок, совсем не знает, как жить. При всем умении управлять другими людьми этот очень сильный человек не понимает, что такое жизнь, и ужасно страдает. Я же сам, безусловно, счастлив, успешен и удачлив в профессии, у меня прекрасная семья, чудесные дети, хорошее жилье, нет недостатка в средствах последние шесть-семь лет, но я часто несчастен и одинок даже среди самых близких людей. И если бы я знал рецепт, применил бы на себе сразу же.

– Ваш герой предается гневу, не может простить предательства… А как бы вы повели себя в такой ситуации?

– Я вообще против гнева. Гнев считаю самым ужасным несчастьем. Когда мы гневаемся, мы забываем о счастье. Люди, которые легко гневаются, чаще всего одиноки. Так что я лично борюсь с желаниями отомстить или как-то гневно ответить. Честно, не всегда получается, но установка такая есть, потому что я скорее хочу быть счастливым, чем злым.

Конечно, мне приходилось в жизни сталкиваться с предательством, но я в этот момент просто расставался с людьми. Болезненно знать, что тебя предали, обманули, а в любой лжи, даже мелкой, есть предательство. Особенно тяжело, если это делают люди, которым ты доверял, которые тебе были близки и дороги. Мстить? Нет. Я могу тысячу раз в момент отчаяния и гнева пообещать себе, что отомщу, а потом остываю и использую любую возможность, чтобы снять напряжение. Понятно, что на моменте лжи и предательства все отношения заканчиваются, но если обида останется, нужно, чтобы она не была жгучей и горячей, потому что нужно жить дальше, а с обидой или в состоянии мести – это не жизнь. Все равно что проживать прошлое. Человек, который стремится отомстить или не переживает обиду, сродни инвалиду. То есть если у человека отняли ногу, она у него не вырастет, и он так и будет жить с этим. Живущий с обидой, он лишен возможности жить дальше, как раньше.

– Ваш фильм можно отнести к арт-хаусу?

– Я не знаю, что такое арт-хаус. Кто-то считает наш фильм арт-хаусом, я с этим категорически не согласен. Не хочу, чтобы наше кино числилось в рубрике «кино не для всех», «кино для знатоков». Оно адресовано всем. А фильмы, которые рассчитаны на кинофестивали, – там изначально и у сценаристов, и у режиссера тикает где-то под височной костью только одно: попасть на фестиваль, получить «ветвь», «льва» или еще что-нибудь. А здешняя публика их не интересует. Фильмы, которые получают какие-то призы в Каннах и Венеции, не доходят до проката, потому что они не нужны нашим зрителям. Вот фильм «Овсянки» недавно получил призы, был отмечен критикой в Венеции, а нормальные люди убегали с этого фильма, потому что он к ним не имеет никакого отношения.

– Как вы относитесь к своей публике? «Подтягиваете» ли ее до своего уровня?

– Я не уважаю людей, которые не любят своего зрителя, не доверяют ему. Я десять лет живу на деньги зрителей, которые купили билет на спектакль, а фильм «Сатисфакция» снят с моей стороны очень честно – я не получил ни копейки за сценарий, за продюсерскую работу и ни копейки за 34 довольно тяжелых съемочных дня. Я вложил в этот фильм 50 тысяч долларов, вместо того чтобы купить машину, потому что так было нужно. Я потратил на этот фильм год своей жизни по-честному, без заказа. Мне совершенно безразличны фестивали. Наш фильм попадал в список Каннского фестиваля, и было много оснований полагать, что он попадет в какую-то из программ, но если бы так и случилось, то я бы в Канны не поехал, потому что у меня были намечены спектакли во Владивостоке, билеты были проданы.

– У вас очень плотный гастрольный график… А отдыхать удается?

– Прилетаю в Калининград и отсыпаюсь. Почти никуда не выхожу из дома – это единственный способ отдыха. Ну а если соберусь-таки в отпуск –  куда-нибудь к теплому морю, в ту же Африку, но не люблю отдыхать без семьи.

 

Беседовал Виктор Казаков. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно