Страна и мир

Есть ли у нас план?

29 января

Правительство России определилось с методами борьбы с нынешним экономическим кризисом


 

Вчера был опубликован антикризисный план правительства России, разговоры о котором шли ещё с конца декабря прошлого года, – именно тогда министры засели за разработку документа. С этого момента ежедневно появлялась скупая, словно сводки с фронтов, информация из «источников, близких к правительству», которая через пару дней становилась неактуальной, поскольку план претерпевал очередные изменения. От этого и рассуждения аналитиков о принимаемых правительством мерах и возможных результатах реализации антикризисного плана все эти дни больше напоминали гадание на кофейной гуще.

И вот документ наконец обнародован. Первое, что бросилось в глаза, – изменение его названия. То, что ещё недавно называлось «Планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», теперь именуется «Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости...» этого развития. Если на заседаниях правительства во время подготовки документа слово «кризис», характеризующее нынешнее состояние российской экономики, звучало довольно регулярно, то в плане оно вообще не встречается. Как в саге о Гарри Поттере злодея Воландеморта именовали «тот-кого-нельзя-называть», так и в правительственном документе термин «экономический кризис» заменили на «период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры». Мол, пусть длинно, зато звучит не так страшно. 

Первоначальная версия документа содержала 101 пункт. После переработки по поручению президента осталось лишь 60. Намерения не изменились: в ближайшие два года власти России планируют заняться активизацией «структурных изменений в российской экономике», стабилизацией «работы системообразующих организаций в ключевых отраслях», снижением инфляции и смягчением последствий роста цен на социально значимые товары. 

К слову, изменить структуру экономики собирались ещё в пору кризиса 2008–2009 годов, но, как это у нас водится, до главного руки тогда так и не дошли. На это на одном из недавних совещаний указал и президент Владимир Путин. 

– К сожалению, структура российской экономики мало изменилась, – отметил он. – Но, может быть, те внешние ограничения, с которыми мы сталкиваемся сегодня, наконец подтолкнут нас к тому, чтобы эту структуру менять более энергично…

В отличие от предыдущего кризиса, который носил глобальный характер, нынешние экономические сложности, по большому счёту, исключительно российская головная боль. Отсюда и отличные от прежнего антикризисного плана направления действий российского правительства. В первую очередь это импортозамещение, к которому вынуждает объявленная России «санкционная война». 

Ещё одна новация – содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек. В остальном всё как и в 2009 году, когда создавался предыдущий антикризисный план: поддержка банковской системы, сокращение бюджетных расходов, борьба с безработицей, адресная помощь пенсионерам, многодетным и прочим незащищённым категориям населения. 

– Что бы мы ни делали и какие бы планы ни строили, мы, безусловно, должны обеспечить выполнение наших социальных обязательств, – подчеркнул во время предварительного обсуждения антикризисного плана с членами правительства Владимир Путин. – Это всё абсолютно реализуемо, и нет никаких сомнений в том, что мы это сделаем.

Один из вопросов, который волновал россиян, – будут ли резать бюджетные расходы и на сколько. Ответ получен: будут. На 10 процентов. «В первую очередь за счёт исключения неэффективных трат, – говорится в документе. – При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований». 

Социалка, кстати, стала одним из поводов для дискуссии, которую открыл Минфин при разработке антикризисных мер. Напомним, Владимир Путин в своём последнем послании Федеральному собранию РФ заявил, что пенсии должны быть проиндексированы выше заложенных в бюджете параметров – на фактическую инфляцию 2014 года, которая составила 11,4 процента. Это требовало дополнительных 188 миллиардов рублей. В итоге антикризисный план включил индексацию страховой части пенсии уже с 1 февраля на 11,4 процента, несмотря на столь серьёзную, особенно в условиях кризиса, цену вопроса. 

Не будут уменьшаться расходы на оборону, сельское хозяйство и исполнение международных обязательств России. Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрируют на завершении ранее начатых проектов, а вот со стартом новых «строек века» придётся подождать до лучших времён. Затянуть пояса предстоит и самим чиновникам: расходы на них государства будут сокращены, особенно на «услуги повышенной комфортности». 

Как и в прошлом антикризисном плане, основной денежный поток прольётся на банки. Ещё в декабре на докапитализацию кредитно-финансовых учреждений из бюджета направлена колоссальная сумма в один триллион рублей. На днях получателями этих средств было объявлено 27 крупнейших банков. Мера вызвала массу недоуменных реплик со стороны экономистов: по их мнению, этот триллион, образовавшийся в 2014 году в связи с профицитом бюджета, резоннее было бы направить на поддержку реального сектора, дабы подстегнуть развитие экономики. Вместо этого бизнес получил резкое увеличение стоимости банковских кредитов после повышения Банком России ключевой ставки до 17 процентов. 

Когда ждать изменения ситуации? Как гласит антикризисный план, одним из условий существенного снижения процентных ставок является «стабилизация мировых сырьевых рынков».

– В принципе, это примерно то же самое, что делали власти при прохождении первой волны мирового финансового кризиса в 2008–2009 годах: раздадим деньги, благо пока ещё кое-что осталось, а там, глядишь, цены на нефть пойдут вверх и всё самое страшное окажется позади, – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Однако бизнес вряд ли может считать свои ожидания от антикризисного плана совсем уж напрасными. Правительство, в частности, направит 10 миллиардов рублей на поддержку малых инвестиционных предприятий, упростит процедуру признания того или иного бизнеса субъектом малого или среднего предпринимательства, что позволит большему числу компаний получить государственную поддержку, ограничит число проводимых проверок и введёт налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей. 

По ряду других пунктов антикризисного плана, как, например, стимулирование кредитования на строительство жилья экономкласса, увеличение объектов социальной ипотеки, параметры финансирования пока не определены – в соответствующих графах стоит прочерк. Это означает, что точку в антикризисных мерах ставить рано. Особенно с учётом того, что завтра состоится обсуждение этого плана в Госдуме. А оно обещает быть очень жарким… 

авторитетно

Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам

Это не антикризисный план, а план вхождения в кризис. Опять практически все деньги направляют в банки, и это при том, что у нас нет финансового кризиса и цепочки банковских банкротств. Фактически банкам уже передано почти полтора триллиона рублей. Как можно отдать такие деньги банкам и говорить о кредитовании реального сектора, подняв ключевую ставку до 17 процентов? По сути, это означает следующее: уважаемые банки, мы вам дадим деньги, но только вы никого не кредитуйте. Повышение ключевой ставки до 17 процентов – это фактически паралич в кредитовании. 

В 2009 году банкам тоже были перечислены огромные средства, но тогда хотя бы какие-то слова говорили о поддержке реального сектора и снижении налогового бремени. Да и ключевую ставку во время предыдущего кризиса настолько не задирали – напротив, по чуть-чуть снижали. Всё дело в том, что тогда царил мировой кризис, все страны стремились из него выйти. Их заставляли подписывать Вашингтонскую декларацию, в которой, в частности, содержались призывы осуществлять фискальное стимулирование, то есть обеспечивать экономический рост. Справедливости ради отмечу, что не только в нашей стране были попытки направить основные антикризисные средства на помощь банкам. 

Однако были и те, кто этих попыток не предпринимал, в частности Китай. В итоге под давлением Вашингтонской декларации и примеров, которые подавали другие страны, у нас старались что-то делать по стимулированию экономики. Но теперь-то мир не собирается нам ничего подсказывать! А занимаются антикризисными мерами у нас всё те же люди, которые радовались международным рейтингам, которые им давались за «хорошее поведение», сводившееся к отправлению «нефтяных» денег в резервные фонды. Так что мне представляется, что в целом никакой чёткой концепции в так называемом антикризисном плане нет и само правительство не понимает, с чем оно борется. А потому и кризис для нас неизбежен…

 

Нужна качественная смена экономической политики

Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, доктор экономических наук, профессор

Антикризисный план правительства исходит из логики наливания воды в давно прохудившееся ведро. Экономическая система России нуждается как минимум в капитальном ремонте, а лучше – в качественном изменении. У нас сложилась система, где господствует набор ограниченного круга олигархических структур, сращённых с государственным аппаратом, паразитирующих на бюджете, сырьевых ресурсах и финансовом посредничестве, фактически выкачивая деньги из России. 

Вливание в эту систему десятков миллиардов долларов ничего не даст. Нужна качественная смена экономической политики и системных институтов в нашей стране. Президент, правительство, Дума должны принимать среднесрочные программы, концентрирующие ресурсы на нескольких ключевых направлениях: высокотехнологичное производство, наука и образование. Эти ресурсы надо брать из других сфер – из запасов их брать можно, но крайне ограниченно. 

В этих важнейших направлениях кроме ресурсов должны быть сконцентрированы льготы для действующего в них государственного и частного бизнеса: минимальные налоги, максимальная поддержка через кредиты, совместные государственно-частные инвестиции с гарантиями результатов. Во всех остальных сферах должны быть высокие налоги на бизнес и паразитическое потребление сверхбогатых слоёв населения по примеру Франции. Надо, чтобы Депардье бежали из России, а не в неё. Это даст реальную возможность получить необходимые ресурсы в стране. 

Условием этого является серьёзная общественно-политическая реформа, которая позволит гражданам убедиться в том, что государственные деятели представляют их интересы, а не интересы олигархов. Как это делается, достаточно хорошо известно: сильное гражданское общество при ответственности чиновников и серьёзных полномочиях в их руках. Сегодня нет ни одного, ни другого, ни третьего. Без этих решений никакие вливания ни в какую сферу серьёзных результатов не дадут – будет продолжаться в лучшем случае стагнация и латание тришкиного кафтана. 

 

Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно