Фототема

Если соединить АВТОмобиль и омниБУС

01 сентября

Сегодня автобусному движению Петербурга исполняется 85 лет


В автопарке встречаются целые династии. Например, династия ремонтников Колобковых трудится в автобусном парке № 2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Старший, Николай, работает начальником комплекса мастерских автопарка. Его сын Артемий трудится автоэлектриком. Молодой человек сознательно пошел по стопам отца – свою работу он считает интересной и даже тонкой. «Самое главное в ней – спросить у водителя о жалобах, – поделился Артемий. – А также найти неисправность в автобусе и поставить правильный диагноз»

1 сентября 1926 года городские автобусы вышли на первый маршрут. Он пролегал от Детскосельского (Витебского) вокзала через Загородный проспект и Комиссаровскую (Гороховую) улицу к саду Трудящихся (нынешний Александровский). Именно эта дата считается отправной точкой для автобусного сообщения северной столицы.

Но на самом деле автобусы появились много раньше. Прообразы, которые и дали им название, пустили по Петербургу еще 11 ноября 1907 года. Первый автомобильно-омнибусный маршрут проходил так: Александровский сад – Балтийский вокзал – Варшавский вокзал. (Кстати, от слов АВТОмобиль и омниБУС появилось новое слово «автобус».) Совсем скоро открылся второй маршрут от Александровского сада до Витебского вокзала. Он имел одну особенность – доехав до Семеновского моста через Фонтанку, автобус останавливался и всех пассажиров просили выйти, чтобы перейти мост пешком, а затем продолжить поездку в автобусе. Машины того времени имели маломощные двигатели, что не позволяло им заезжать на крутую переправу.

Основное преимущество автобуса, говорят эксперты в дорожной сфере, – это возможность быстро изменять существующие и открывать новые маршруты. Он не привязан ни к проводам, ни к рельсам.

Больше трехсот городских маршрутов сегодня покрывают весь город – от центра до окраин. Именно автобусы начинают курсировать в новые районы, а троллейбусы, трамваи и метро появляются там гораздо позднее.

Сегодня в распоряжении ГУП «Пассажиравтотранс» – главного автобусного предприятия города – более полутора тысяч машин. За десятилетия этот вид транспорта претерпел серьезные метаморфозы – на смену кондукторам пришли валидаторы, высокие ступени сменили низкие полы. А скоро, обещают специалисты, автобусы и вовсе станут ходить вместо бензина на газе.



Обычный городской автобус 1970-х годов на трассе. В отличие от своего «собрата» «Икаруса-55 люкс», который работал на междугородних маршрутах в 1960-х, в нем нет особых удобств: кресла не откидываются, нет индивидуального света. Любопытно, «Икарус-55 люкс» назывался «сигарой» из-за формы кузова – и там действительно можно было курить



Водитель Сергей Левченко и контролер Надежда Терентьева. Такие тандемы есть практически в каждом автобусе. Если для последнего главное – коммуникабельность и вежливость, то от водителя требуется максимальная концентрация внимания на дороге



Балансировка колес – обязательная процедура, через которую проходит каждый автобус и от которой зависит безопасность пассажиров



На старом фото автобус ЗИС-16. В 1920-х и начале 1930-х годов советское автомобилестроение не было развито и машины закупали за рубежом. Первые автобусы ленинградского парка – германские Fomag с советскими кузовами, затем стали закупаться машины фирм Leyland, Mannesman-Mulag, SPA. В 1940-х появились советские автобусы



Некоторые современные автобусы, где пассажиры выходят в переднюю дверь, а садятся в заднюю и среднюю из-за отсутствия кондукторов, повторяют модель ЛАЗ-695 1970-х годов. В то время в автобусах в принципе было две двери, заводы-изготовители писали на них «вход» и «выход»

 

Софья Прокошева. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно