Общество

Дворы? Парковки…

04 октября

Как можно решить проблему парковок в петербургских дворах в целом и в новостройках в частности

Как верно подметила карикатурист «НВ» Ольга Быстрова, автомобилисты не только паркуются во всех уголках петербургских дворов, но и ездят по ним словно по магистралям. Причём там, где нет лежачих полицейских, многие автомобилисты в скорости себя не ограничивают. Разве что только если во дворе образовалась пробка и впору вызывать регулировщика или ставить светофор. Словом, если в 1990-е родители боялись выпускать детей во двор из-за разгула криминала, то теперь прогулка во дворе стала опасной совсем по иной причине...


Власти Петербурга начали наконец борьбу с хаотичной парковкой в центре города. Но эта проблема продолжает обостряться и в спальных районах – во всех петербургских дворах. Наши дворы, особенно в новостройках, настолько заполонены транспортом, что, кажется, машины стоят друг на друге. А строители тем временем продолжают растить новые высотки, совсем не думая ни о том, куда жителям ставить свои авто, ни о том, что по городским дворам стало просто невозможно спокойно пройти пешком. И в старых дворах эту проблему, пожалуй, уже не решить – во всяком случае, в обозримом будущем. (Места для специальных парковок здесь уже, как правило, нет, и пустыри давно не пустуют. Когда же эти районы строились, то о парковках и вовсе никто не думал: машин в городе было мало, а те, что были, просто так под окнами не стояли.) А в новых дворах?

…Микрорайон «Лахтинский разлив» вырос буквально за считаные годы. Ещё с десяток лет назад в конце улицы Оптиков красовалось болото. А теперь на этом месте как грибы после дождя выросли многоэтажки. Причём грибы ещё те – домов ниже 20 этажей здесь не найдёшь. И все эти домища расставлены с невероятной плотностью… По интернету постоянно ходят фотографии, демонстрирующие мастерство парковки в исполнении автомобилистов «Лахтинского разлива». Битком забитые дворы требуют от водителей особого профессионализма не только в поиске места, но и в самом проезде по внутриквартальным дорогам. И получается это, надо сказать, далеко не у всех. Лахтинцы говорят, что для их дворов царапины на бортах или сломанные боковые зеркала – дело привычное.

Похожая ситуация складывается и в другой новостройке – жилом комплексе «Северная долина», что на Парнасе. Там пока готов только один квартал – между улицами Валерия Гаврилина, Николая Рубцова, Фёдора Абрамова и Михаила Дудина, но и он весьма показательный. Паркуются здесь как попало: и на тротуарах, и на газонах… По словам местных водителей, чтобы найти свободное место, нужно сделать по двору не менее пяти кругов. Даже днём!

И такие примеры беспорядочной парковки в новых жилых комплексах сегодня, увы, стали нормой. И не только в новых кварталах. В социальных сетях на «водителей-нахалов» жалуются жители Купчино, Весёлого посёлка, Пороховых, Комендантского аэродрома, Гражданки…

Причина нарастающей проблемы лежит на поверхности: количество машин, которое и так достигает в нашем городе полутора миллионов, с каждым годом растёт примерно на 9 процентов. При этом за последние годы в Петербурге ликвидировали тысячи гаражей, десятки тысяч мест на открытых автостоянках. Землю (в том числе и некогда свободную) отдавали под торговые и бизнес-центры и, конечно же, под новые жилые дома.

Свежий пример – на углу Северного проспекта и улицы Руставели, где сейчас располагается порядка 500 гаражей, построят новый «О’КЕЙ».

А что же власть? Кто вообще должен решать эту проблему?

– Мы занимаемся только уличной дорожной сетью и никак не соприкасаемся с проблемой парковки во дворах, – заявила Юлия Головина, пресс-секретарь городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры. – С этим вопросом лучше обратиться либо к муниципальным властям, либо в районные администрации.

Что ж, обратимся.

– Только в нашем муниципальном образовании за последние пять лет появилось шесть новых кварталов, где парковочных мест хронически не хватает, – констатирует Александр Белов, глава муниципального образования № 65 Приморского района.

И что же могут сделать муниципалы? Ничего…

– Проблема парковок во дворах – это проблема не муниципального, а именно городского уровня, – передаёт «мяч» обратно муниципал Белов. – Необходимо, чтобы соответствующие городские структуры уделили пристальное внимание нехватке парковочных мест во дворах.

Остаётся апеллировать к районным властям.

– Ситуацию с нехваткой парковочных мест, конечно, нужно решать, – обрадовала пониманием проблемы Юлия Лебединова, пресс-секретарь администрации Калининского района. – Но это должна быть целая программа – району с этой проблемой не справиться. Это должно быть межведомственное дело, в котором бы принимали участие и комитет по управлению городским имуществом, и комитет по благоустройству, и комитет по строительству.

То есть круг, как это обычно в таких случаях и бывает, замкнулся. Опять звонить в Смольный – во все указанные госпожой Лебединовой комитеты – мы, уж извините, не стали. А смысл? Чтобы получить тот же ответ из серии «Это не наше дело» и совет обратиться к муниципалам и в районы?

Но, быть может, Петербургу помогут изменения в федеральном законодательстве? В частности, эксперты предлагают повысить коэффициент обеспеченности нового жилья парковками. Сейчас действуют строительные нормы, согласно которым на 100 квартир должно быть предусмотрено 25 мест под стоянку. То есть своим парковочным местом будут обеспечены жильцы лишь четверти квартир, хотя машина нынче есть почти в каждой семье. И девелоперские компании строго блюдут этот более чем щадящий норматив – он их вполне устраивает. Именно поэтому и на Парнасе, и в «Лахтинском разливе», и в новых кварталах юго-запада дворы и выглядят как одна большая хаотичная парковка.

А если поднять упомянутый коэффициент даже не в четыре, а хотя бы в два-три раза? Эта норма не только оказала бы положительное влияние на ситуацию с парковкой во дворах, но и снизила бы плотность застройки: ведь строителям пришлось бы отводить площади под парковку.

Корреспондент «НВ» обратился с просьбой прокомментировать это предложение к ряду руководителей крупных компаний, которые строят в Петербурге жильё. Но… Никто (!) из них не согласился комментировать не только это предложение, но и ситуацию с парковкой во дворах в принципе.

Вывод напрашивается сам собой: ни один девелопер не хочет строить на самом деле комфортные кварталы. Куда выгоднее налепить «термитников», которые всё равно удастся продать.

 

Конечно, удивляют и новосёлы, которые смело несут деньги в строительную кассу, не изучая проектных документов и даже не обращая внимания на карту. Да по одной только планировке жилого комплекса, скажем, в Русановке можно понять, что ставить машины там будет некуда.

 

прямая речь

Александр Белов, глава муниципального образования № 65 Приморского района:

– От инвестора, который строит дома, нужно изначально требовать, чтобы он обеспечивал качественный уровень жизни для своих новосёлов. А это не только комфортные квартиры, но и комфортные дворы. В этом вопросе важно уже не столько спасти старые дворы, сколько не допустить создания проблем во дворах новых. Но мы сегодня, к сожалению, не хотим решать и эту проблему и продолжаем строить дома с недостаточным количеством мест для парковки. Притом что в Петербурге всё больше семей уже не с одним, а с двумя автомобилями.

Юлия Лебединова, пресс-секретарь администрации Калининского района:

– Говорить о проблеме нехватки парковочных мест во дворах мы начали ещё с середины 2000-х. Однако то немногое, что мы можем на своём уровне делать, – это расширять внутридворовые территории. Когда составляется проект комплексного благоустройства территорий, мы где только можно «отрезаем» дополнительные площади для парковки автомобилей. Но сохраняя по максимуму зелёные насаждения. Ведь сейчас это обязательное условие для создания проекта комплексного благоустройства территорий.

 

Теоретически есть и ещё один метод решения проблемы. У района нет мест, которые можно было бы сдать в аренду или продать инвесторам для строительства тех же паркингов, но мы пытаемся сотрудничать с собственниками КАСов – кооперативных автостоянок. У нас есть на примете несколько адресов (к примеру, на улице Брянцева или Ольги Форш), где потенциально можно было бы возвести многоуровневый паркинг на месте КАСов. При грамотном инвестировании такой проект можно было бы реализовать так, чтобы и собственники КАСов получили бесплатно свои места, и инвесторы окупили строительство, продав места, которые появились дополнительно. Однако, как мы поняли, далеко не все автомобилисты готовы расстаться со своими железными домиками, куда можно помимо машины ставить ещё и шины, и спортинвентарь, и огурцы… Так что и в этом направлении мы сегодня зашли в тупик.

 

ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ СТРОИТЕЛЕЙ. 

 

Руководители крупных строительных компаний все как один отказались комментировать ситуацию. Впрочем, это отмалчивание тоже весьма красноречиво.


а как у них…

Нет знака – значит, парковаться нельзя

• В Амстердаме едва ли не все парковки выкуплены местными жителями и мест для приезжих там попросту нет. Местные же платят за возможность поставить машину у дома по 120–130 евро в месяц. А гостям советуют оставлять авто в большом парковочном доме, от которого придётся добираться на общественном транспорте.

• В Германии парковочные места обозначены практически везде, и поэтому у автомобилистов просто не возникает вопроса: «А могу ли я здесь поставить машину?» Нет знака парковки – значит, не можешь. А парковочные места для местных жителей, как правило, определены заранее. За них платят либо хозяева дома, к которому относится парковка, либо арендаторы (как за отдельную коммунальную услугу). Встречаются и бесплатные парковки, но это редкость.

Парковочные места в Германии бывают разные: уличные, подземные или в гараже-лифте. Стоят они 70–80 евро в месяц. Каждое парковочное место обычно помечают номерным знаком, чтобы никто другой не смог поставить сюда авто, или же владельцу выдают специальный документ на лобовое стекло, подтверждающий, что он житель данного дома.

 

• В Хельсинки бросить машину прямо под окнами своего же собственного многоквартирного дома лучше не пытаться даже на пару минут – соседи тут же позвонят в полицию. Парковаться можно только или на своей земле (если таковая имеется), или на специально отведённых местах для стоянки в отдалении от дома.

 

резюме

Кто-то должен потесниться, или Чем хуже, тем лучше?


В петербургских дворах всё принадлежит автолюбителям – и проезжая часть, и тротуары, и газоны

Если обращаться к западному опыту, то за основу решения проблемы можно взять принцип «твоя машина – твоя проблема». Согласно этой логике, каждый человек, который решил приобрести автомобиль, должен понимать, что ему придётся не только тратиться на содержание этого автомобиля, но и озаботиться вопросом парковки. Однако автомобилисты с такой постановкой, конечно, не согласны.

– Паркинги должны относиться к своего рода социалистической категории. То есть в финансировании их строительства должны участвовать власти, – считает автомобильный эксперт Андрей Чепелев. – Сейчас же – при дорогих земельных участках, дорогих согласованиях, дорогом строительстве – никто не будет продавать парковочные места дёшево.

Иными словами, если обязать строителей обеспечивать дворы своих домов парковками, то это скажется на цене жилья. Или на количестве детских площадок, зелёных насаждений… А стало быть, за комфорт обитателей новых районов должен платить бюджет? Но бюджет – это деньги всех налогоплательщиков, а не только тех, кто покупает новые квартиры и машины…

А что если поступить радикально? Просто на законодательном уровне запретить парковку во дворах вне специально отведённых для этого мест, как это практикуется в некоторых европейских странах? Понятно, что у нас на такой шаг никто не пойдёт… Потому что в городе слишком много автомобилей, которые используются ежедневно. И люди привыкли к нынешнему бардаку. Для владельцев таких машин никакие гаражи и никакие отдалённые паркинги не являются решением проблемы. Им надо иметь машину прямо под окнами – и точка.

Поэтому, скажем, архитектор Дмитрий Лагутин полагает, что проблему стоит решать совершенно иначе: заставить людей… отказаться от машин. И начало этому уже положено, отмечает он, проектом платных парковок в центре. Постепенно, уверен архитектор, пробки и проблемы с парковкой сами собой приведут к развилке: или плати за паркинг, или ходи пешком.

То есть вот вам ещё одно мнение: не надо решать проблему парковок во дворах, потому что… чем хуже автомобилистам, тем лучше.

А в итоге приходится констатировать: проблема запущена чудовищно. И платить за её решение так или иначе придётся очень дорого. Если, конечно, кто-то вообще надумает её решать.

Пока же недовольны все: и автомобилисты, которым негде парковаться, и остальные обитатели дворов, которые вынуждены протискиваться к своим подъездам сквозь тонны железа… Недовольны все, а проблемы вроде как и нет. Вы слышали, чтобы хоть на сколько-нибудь серьёзном уровне её поднимали?..

Поэтому всё, что на сегодня можно реально сделать, – это поставить диагноз. Впрочем, постановка диагноза уже начало лечения.


Владислав Воробьёв, Полина Огородникова, Степан Морозов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.59
0.147 (0.16%)
Курс Евро
99.79
0.067 (0.07%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+7
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0