Страна и мир

Дать миру шанс

10 февраля

Завтра в Минске ожидаются исторические переговоры, которые в случае успеха могут остановить войну на Украине


В пятницу Владимир Путин принял в Кремле Ангелу Меркель и Франсуа Олланда. Если дальнейшие предварительные переговоры увенчаются успехом, то завтра в Минске к ним присоединится Пётр Порошенко. Впрочем, в этой истории есть ещё один участник…

 

«Саммит надежды», «Попытка остановить безумие», «Последний шанс на мирный исход» – такими заголовками все эти дни пестрит мировая пресса. Не будет преувеличением сказать, что мир застыл в ожидании встречи лидеров России, Украины, Германии и Франции. Саммит в «нормандском формате» запланирован на 11 февраля, а в качестве места переговоров выбран Минск.

Впрочем, минская встреча может ещё сорваться – не случайно политики говорят о ней весьма сдержанно.

– Будем ориентироваться на среду, если к этому времени удастся согласовать ряд позиций, которые мы в последнее время интенсивно обсуждали, – заявил Владимир Путин в разговоре с Александром Лукашенко.

Вчера вечером началась встреча в том же четырёхстороннем, «нормандском формате» на уровне заместителей глав МИДов. Вчера же Ангела Меркель встречалась с Бараком Обамой. Ясно, что итогом этих встреч может стать срыв переговоров. Но, как бы то ни было, очевидно: стороны готовы к диалогу как, быть может, никогда за последний год.

Оно и понятно: события подошли к красной черте. Ведь на прошлой неделе представители «ястребиного» крыла заокеанской элиты всерьёз заговорили о поставках Киеву летального оружия из США. И если Барак Обама прислушается к «партии войны», то Вашингтон, по сути, признает себя стороной конфликта, вынудив тем самым Россию повышать ставки в игре.

Но насколько высоки шансы на мирный выход из кризиса? И удастся ли после провала первой редакции Минских соглашений установить по-настоящему устойчивое и долгосрочное перемирие?

Недостатка в оценках и прогнозах в эти дни, разумеется, нет. А вот заявления официальных лиц, которые могли бы дать пищу для реальных прогнозов, – в дефиците. Однако именно на них, а не на мнения многочисленных «источников», «экспертов» и «аналитиков» мы и постараемся ориентироваться.

Судя по всему, шансы на мирный исход сейчас гораздо выше, чем в сентябре 2014-го (когда были подписаны Минские соглашения), поскольку теперь в активный дипломатический процесс вовлечены все ключевые игроки, причём на максимально высоком уровне. В отличие от Минска-1 новые переговоры должны пройти на уровне глав государств, а не лидеров ДНР/ЛНР и маловлиятельных посланцев из Киева и Москвы. И активное участие в нынешних переговорах американской стороны – тоже весьма обнадёживающий симптом.

Итак, Владимир Путин, по словам французского президента, написал Петру Порошенко письмо, в котором выдвинул новые мирные инициативы. А Франсуа Олланд и Ангела Меркель пошли на беспрецедентный шаг – отправились сначала в Киев, а затем в Москву. Параллельно с этим вояжем в украинской столице господин Порошенко встречался с госсекретарём США Джоном Керри. А уже в Мюнхене с Керри беседовал глава МИД РФ Сергей Лавров (впервые в этом году). Наконец, в воскресенье лидеры «нормандской» четвёрки долго беседовали в режиме телефонной конференции, согласовывая…

Что именно согласовывая? Вот об этом и поразмышляем – основываясь, повторим, исключительно на фактах и официальных заявлениях первых (минимум – вторых) лиц.

Так какие вопросы могут стать предметом обсуждения в Минске? По каким пунктам стоит ожидать наиболее жарких дебатов? Каковы варианты возможного единого решения?

 

 

Повестка № 1. Прекращение огня и демилитаризованная зона

Осложнение ситуации в Донбассе связано не только с растущим числом жертв среди мирного населения, но и с заметно изменившейся ситуацией на фронте. За последние недели ополченцам удалось расширить контролируемую ими зону на 600 квадратных километров. Трудно представить, что руководство ДНР и ЛНР согласится после прекращения огня отдать Киеву завоёванные ценой огромных усилий территории, вернувшись к линии контроля, обозначенной в Минском соглашении от 19 сентября.

Что же касается глубины демилитаризованной зоны, из которой предстоит отвести тяжёлое вооружение, то Франсуа Олланд говорит о 50–70 километрах в обе стороны. Но в случае с ДНР и ЛНР это будет означать отвод вооружений с большей части территории республик – вплотную к российской границе. Поэтому, чтобы убедить ополченцев пойти на такой шаг, им придётся дать твёрдые гарантии безопасности.

Повестка № 2. Ввод миротворческого контингента

Один из ключевых вопросов состоит в том, кто будет следить за соблюдением перемирия и отводом тяжёлых вооружений. В своём выступлении на Мюнхенской конференции канцлер Ангела Меркель заявила, что «развести стороны должны миротворцы, которым доверяют все стороны конфликта». Этот вариант не исключил и президент Украины Пётр Порошенко, хотя и сделал ряд оговорок.

– Для организации присутствия миротворческих сил надо принять решение на уровне Совета Безопасности ООН, – заявил он. – А это потребует как минимум полгода. Можете себе представить – полгода! К этому времени украинский народ уже будет уничтожен… Нам нужна не миротворческая операция, а прекращение огня и полный вывод иностранных войск.

Почему целых полгода? Оставим этот вопрос в стороне. Ясно только, что Порошенко не в восторге от идеи с миротворцами. Но и не отвергает её в принципе.

С другой стороны, представители ДНР и ЛНР в январе заявляли, что против появления миротворцев не возражают, но в их числе обязательно должны присутствовать представители России. Согласится ли на это украинская сторона?..

Кроме того, непонятно, какие международные организации могут взять на себя проведение миротворческой операции в Донбассе. ООН? ОБСЕ и ОДКБ на паритетных началах?..

Повестка № 3. Контроль над российско-украинской границей

Что касается требования президента Порошенко «закрыть границу» с РФ в той части, где она соприкасается с территорией ДНР и ЛНР, то оно также может упереться в ряд неразрешимых противоречий. Украина требует полного контроля над российской границей в Луганской и Донецкой областях. Однако в Москве могут опасаться, что если самопровозглашённые республики будут отрезаны от России настоящей границей (с размещением на ней, например, международных миротворческих сил), то что будет, если Киев после этого предпримет наступление на Донецк или Луганск, как это произошло в августе.

Впрочем, надо понимать, что граница на этом участке слишком протяжённая (450 километров) и слишком проницаемая – для установления эффективного контроля над ней необходимы очень уж серьёзные силы и средства. Так что этот пункт, если он будет внесён в итоговый текст соглашения, останется в значительной степени декларативным. Да и острота этой проблемы может спасть в том случае, если Киев и народные республики согласятся с расположением миротворческого контингента в демилитаризованной зоне.

Повестка № 4. Статус юго-восточных территорий

В том, что Украина должна сохранить территориальную целостность, сходятся все стороны. Как и в том, что Донбасс должен получить ту или иную степень самостоятельности. Но одно дело – автономия по украинскому варианту (косметическое самоуправление), другое – например, право вето на такие ключевые решения, как вступление Украины в НАТО. И вариантов решения этого вопроса – масса: слишком широк спектр возможных решений, слишком важны нюансы…

Впрочем, этот – ключевой – пункт повестки вполне может быть и отложен. Причём как в долгий ящик (что означало бы замораживание конфликта), так и до следующей встречи на высшем уровне.

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ»

 

 

взгляд…

…из Германии

Вот две зарисовки с натуры, прекрасно характеризующие атмосферу завершившейся Мюнхенской конференции по безопасности.

В субботу утром госсекретарь США Джон Керри чуть было не травмировал ожидавших его возле отеля «Баварский двор» журналистов, едва не сорвав двери с петель. Американская делегация вылетела из гостиницы, как будто за ней гнались демоны. Уже на улице, переведя дух, Керри тихо сообщил одному из земляков: «Всё идёт очень плохо!» Эти слова услышали журналисты, тем самым получившие явное доказательство того, что на конференции произошёл «трансатлантический раскол».

Причём произошёл он ещё в субботу, вопреки официальному заявлению Керри о том, что «никакого раскола нет». Раскол оказался значительно глубже, чем прогнозировали накануне форума эксперты. Все они в основном склонялись к тому, что США с их желанием начать поставки вооружения ВСУ подвергнутся обструкции со стороны Германии и Франции. Но в то, что на стороне Берлина и Парижа выступят британцы, – этого не предполагал никто.

Вторая зарисовка: через 22 часа и 18 минут после эмоционального появления на публике Джона Керри организатор конференции Вольфганг Ишингер с улыбкой Будды говорит прессе о том, что «наконец-то блеснула надежда». Он имел в виду новость о том, что уже в ходе самой конференции подтвердились сведения о встрече лидеров Германии, Франции, России и Украины 11 февраля в Минске. Выяснилось, что согласование минской встречи с Путиным Ангела Меркель и Франсуа Олланд провели по закрытой телефонной линии, спешно оборудованной в «Баварском дворе». Этого уже достаточно было, чтобы Ишингер мог подчеркнуть: форум проводился не зря.

Водораздел по отношению к итогам Мюнхенской конференции – 2015 прошёл не только по линии США – ЕС, но и в медийном пространстве. Если англоязычные СМИ сейчас пишут о «новом Мюнхенском сговоре», то немецкие издания выражают надежду на то, что планы по деэскалации противостояния на Украине, обсуждавшиеся в кулуарах саммита, будут реализованы уже в Минске.

Хотя справедливости ради отметим: германские аналитики в этом смысле скорее пессимисты, нежели оптимисты. Пока, полагают в ФРГ, трудно надеяться на то, что в Минске «удастся проторить дорогу к миру, которую начали строить в Мюнхене». Однако победа «сил мира» над «силами войны», случись она в столице Белоруссии, не только способствовала бы нормализации ситуации на Украине, но и «стала бы торжеством внешнеполитической линии РФ», а также «прологом к будущему сотрудничеству Германии и России».

А понять относительный пессимизм немцев можно. С сегодняшних позиций прорыв по итогам Минской встречи в «нормандском формате» видится фантастичным. Впрочем, пессимисты уже были посрамлены в ходе форума. Ещё до его начала я подсчитал: только менее трети аналитиков предполагали, что канцлер Меркель решится бросить вызов США и «протянет руку» России. И лишь двое экспертов упомянули, что Британия может разделить позицию Берлина и Парижа о недопустимости поставок вооружения Киеву. Тем не менее это произошло.

Кстати, германская пресса воздаёт должное мужеству и долготерпению канцлера ФРГ и главы МИД РФ. Заокеанский медийный мейнстрим смакует «обструкцию», которой подвергли Лаврова некоторые западные делегаты. А немцы делают акцент на том достоинстве и чувстве юмора, с которым глава МИД России выдержал все эти не слишком достойные дипломатов атаки. Без преувеличения – Сергей Лавров заработал в Мюнхене немало очков для России и её позиции по Донбассу.

Впрочем, есть и ряд обстоятельств, которые могут омрачить возможную встречу в Минске. Как отмечают инсайдеры, в ходе вчерашних переговоров канцлера ФРГ с Бараком Обамой в Вашингтоне американская сторона применяла метод кнута и пряника, чтобы заставить Меркель занять в Минске «более жёсткую позицию по отношению к Путину».

Как сложится завтрашняя встреча в Минске? Хочется верить, что все её участники в полной мере понимают, насколько велика цена успеха этого саммита. Как пишут немецкие СМИ, второго такого шанса может не быть. Что же касается простых немцев, то после дождливой зимы они заждались первых весенних лучей солнца, а после «ледникового периода» в отношениях с Россией – признаков реального потепления. Наглядное свидетельство – реклама весенней коллекции в мюнхенских бутиках в окрестностях отеля «Баварский двор», призывающая: «Занимайтесь модой, а не войной!»

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии


…из Франции

В последние дни во Франции заметно похолодало, и, видимо, поэтому французы стали особенно чувствительны к разговорам о холодной войне. Согласно соцопросам, 60 процентов граждан страны уверены, что украинский конфликт разворачивается между Киевом и Москвой, а агрессором выступает Москва. Российская же точка зрения здесь учитывается здесь лишь частью французской интеллигенции, которая занимает сдержанную позицию и не оставляет попыток «понять Россию».

Большинство французских массмедиа упорно культивирует страх перед Россией, как когда-то перед СССР. И всё это всплывает накануне новой попытки наладить диалог между Европой и Россией.

И вся французская пресса мигом подхватила цитату Керри о «последнем шансе для Путина сделать выбор в пользу окончания войны на Украине». При этом местные СМИ «забывают», что предложение нового мирного договора изначально исходило от Владимира Путина, который первым предложил обсудить условия мира на Украине. Франсуа Олланд присвоил эту инициативу себе и Ангеле Меркель. Хотя на деле речь идёт лишь о контрпредложении на текст мирного договора, выдвинутого Москвой.

При этом здесь никто не говорит, кто и кого убил в украинском конфликте, – зато упоминания о размерах общих потерь идут потоком. Во Франции никто не пишет: «Украинская бомба убила столько-то человек». Зато, ориентируя свои статьи в антироссийском духе, СМИ молчаливо намекают, что все эти потери – результат действия «пророссийски настроенных сепаратистов».

Однако французская интеллигенция всё же пытается понять позицию Москвы в украинском кризисе. Элен Каррер д’Анкосс, известный специалист по истории России, заявила по этому поводу:

– Поставки вооружений, особенно от стран НАТО, приведут лишь к ухудшению отношений с Россией.

А Паскаль Бонифас, директор Института международных и стратегических отношений, говорит по поводу усиления конфликта в Донбассе:

– Милитаризация украинского конфликта только добавит масла в огонь, нежели потушит его. Если пока нет политического решения, то прибегнуть к военному – значит надолго отложить возможность мирного решения конфликта.

 

Елена Развозжаева, корреспондент «НВ» во Франции

 

заграница нам расскажет…

 

Китайские СМИ: Евросоюз должен опасаться «украинской ловушки» Вашингтона

Агентство Синьхуа комментирует попытки решения украинского кризиса:

«Неожиданный визит в Москву Меркель и Олланда выявил трещину в монолите Запада, противостоящего России по украинскому вопросу. ЕС должен держаться своей позиции, пытаясь наладить контакты с Россией и мирными средствами решить проблему, и он стоит на правильном пути. А вот мысль Вашингтона о необходимости вооружать Киев представляется опасной и вредной. Как сказала Ангела Меркель (признавая при этом, что переговоры с Россией будут трудными), американское предложение «не приведёт к прогрессу, который нужен Украине». Скорее всего, его реализация породит порочную спираль, которая будет в итоге угрожать и региональной, и даже глобальной стабильности.

На самом деле и у ЕС, и у России есть все поводы опасаться тайных целей Вашингтона, пусть даже тот в ответ обвиняет Европу в том, что она «бросила союзника». Вряд ли можно назвать совпадением то, что лишь единичные усилия по мирному разрешению этого кризиса (в том числе Минское соглашение и «нормандский» диалог) получили одобрение США. Если кризис на Украине сохранится и усугубится, а в мире начнётся новый раунд холодной войны, то единственной выигравшей стороной будут США, тогда как все остальные что-то потеряют.

Вряд ли пожар, разгоревшийся в Донбассе, переметнётся через Атлантику и распространится на территорию США. Зато очень даже вероятно, что он, если его не потушить, спалит и ЕС, и Россию. Вот почему Вашингтон может себе позволить предложить истерзанной войной стране, потерявшей уже тысячи человек, оружие, тогда как другие стороны, чьи интересы прямо затрагивает происходящее, – Брюссель и Москва – выступают против этого.

Кроме того, разжигая войну, Америка может укрепить свою роль в обеспечении безопасности Европы – и, возможно, придать новый смысл существованию альянсу НАТО, который в последнее время потерял лоск.

Но США, видно, забыли, что времена на дворе царят другие. Мир и развитие, а не война и конфронтация – вот главные темы дня. Для Евросоюза, который выковал мощные экономические связи с Россией, было бы крайне неразумно ставить своё будущее на вашингтонскую карту – а значит, обслуживать американские интересы в ущерб своим собственным.

Что же касается украинского кризиса, то сейчас самое важное и насущное – как можно скорее прекратить боевые действия и возобновить мирный диалог между правительством и повстанцами, добивающимися независимости. А мировому сообществу нужно использовать любую возможность для того, чтобы сыграть конструктивную роль и устранить кризис – вместо того, чтобы, следуя эгоистичным соображениям, лишь продлевать его».



Коллаж Антонины козловой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+6
Умеренный дождь