Северо-Запад

Бюджет, слышишь, пилят…

28 май

Уникальные исторические памятники Выборга могут так и не дождаться денег, выделенных на их реставрацию. И тогда уже ничто не спасёт средневековый город от окончательного разрушения


 

Сегодня на восстановление находящейся в катастрофическом состоянии исторической части Выборга планируется выделить порядка 4 миллиардов рублей. Но, как показало расследование «НВ», для города, где разрушается единственный в стране рыцарский замок, где одна часть старинных зданий разваливается от полной беспризорности, а другая приговаривается городской властью к сносу, где догнивают чудесные деревянные дома в знаменитом парке Монрепо, этих средств недостаточно. Судя по всему, уникальному историческому комплексу по-прежнему грозит гибель. Есть основания полагать, что значительная часть выделяемых средств, как часто бывает, уйдёт не на цели, связанные с сохранением старинной части Выборга, а попросту осядет в чьих-то карманах.

Не в Олафа корм

Выборг – город уникальный. Ведь исторически сложилось так, что на территории России нигде больше нет цельного образца крупного европейского поселения XIV–XX веков – немногочисленные выжившие фрагменты Восточной Пруссии не в счёт. А в Выборге хоть и воевали, хоть и горел город неоднократно, но застройка его исторической части в основном сохранялась. Центр этот небольшой, компактный, и, если его отреставрировать, – был бы город-игрушка, из которого туристов не выгнать было бы.

Но пока что Выборг выглядит удручающе, начиная с самого замка на острове с его знаменитой башней Олафа – символом города, известным далеко за пределами Северо-Запада России. Издалека видно, что башня вся ободранная, а в стенах замка зияют трещины. Два таких раскола уже выросли в здоровенные обвалы и прикрыты от глаз публики полиэтиленом. По словам директора музея «Выборгский замок» Светланы Абдуллиной, валунные стены чрезмерно напитаны влагой, от чего и разрушается кладка, причём происходит это постоянно: сначала тихонько вылезает один камень, потом другой, всё это может медленно сползать вниз, пока не грянет настоящий обвал.

Не менее уникальны и так же глубоко несчастны Часовая башня с огромными трещинами в нижнем ярусе, рядом с нею – останки кафедрального собора, стоящие так с войны, отреставрированные и заброшенные дом купеческой гильдии и башня Ратуши, а также множество других зданий. Например, шикарный некогда дом Говинга был расселён много лет назад, но вместо капитального ремонта он получил полное забвение, разорение и пожар. Ну и печально знаменитый полуснесённый квартал между улицами Крепостной и Сторожевой Башни, битву за который выборгская общественность проиграла два года назад.

И что же – эти здания не реставрировали? Нет, многие пытались восстановить. Например, в башню Олафа в последние 10 лет постоянно вкладывали деньги – то на одно, то на другое, в общей сложности почти 38 миллионов рублей. Но что осталось от этих трудов? Очень немногое, например, согласно акту последнего осмотра состояние кладки стен башни (как валунной, так и кирпичной) аварийное.

Сейчас объявлен тендер на разработку проектной документации для ремонтно-реставрационных работ на башне Олафа. Торги назначены на 9 июня 2015 года, а работы должны быть закончены уже… 28 августа 2015 года! Возможно ли выполнить качественные и профессиональные проектные работы в такой срок? По мнению реставратора Ирэн Хаустовой, которая работала на многих выборгских объектах годами, – нет!

Да и нужно ли разрабатывать проект с нуля, если в «Спецпроектреставрации» уже проводились подобные работы? Первоначальная стоимость нового проекта определена в 14,2 миллиона рублей. Можно ознакомиться со сметой-калькуляцией, приложенной к тендерной документации. Стоимость работ оплачивается по третьей, самой сложной категории, к которой относятся «здания, сооружения и их фасады (интерьеры) со сложной конфигурацией, мелкими деталями, орнаментами, лепниной, резьбой и т. п.». Мы предлагаем всем желающим найти орнаменты, мелкие детали и резьбу на фасаде башни Олафа! Их там нет! А судя по заложенному нормативу, сложность фасада этой башни можно сравнить с фасадом Кёльнского собора.

Теперь о проведении историко-архивных и библиографических изысканий с составлением исторических записок. В смете-калькуляции, разработанной Минкультом, стоимость этих работ по башне Олафа обходится почти в 700 тысяч рублей. Фантастика: неужели за переписывание и оформление уже многократно опубликованных архивных и исторических материалов требуется платить такие суммы? По другим объектам то же самое, например по башне Ратуши и по Часовой башне.

Кстати, башня Ратуши была отреставрирована в 1974–1984 годах под руководством Ирэн Хаустовой с составлением полной документации. Но в техническом задании для проектирования реставрационных работ по новой концепции опять приведены такие же «сверхсложные обмеры», а состояние стен опять признано «неудовлетворительным». Но, по мнению Ирэн Хаустовой, именно эта башня как раз в достаточно приличном состоянии.

А вот Часовой башне срочная реставрация, по уверениям специалистов, действительно необходима. Но те аварийные консервационные работы, которые проводились осенью 2014 года и на которые было выделено 3,8 миллиона рублей, по мнению Ирэн Хаустовой, являются примером непрофессионализма. Поставили леса, а в трещинах валунной кладки XV века торчат кирпичи, замазанные раствором. 

При этом в сметной документации для нового проекта предусмотрено 300 тысяч рублей на археологические раскопки в виде четырёх шурфов два на два метра и до трёх метров глубиной (по башне Олафа – то же самое), при этом обе башни стоят на скале, что видно невооружённым глазом. Вряд ли это такая специальная наивность сотрудников Министерства культуры – не знать о том, что давно вошло в десятки книг и сотни научных трудов. Здесь, наверное, всё же другое – надежда на то, что эта строчка проскочит, её никто не заметит, особенно если проверяющие будут профанами или друзьями проверяемых. Ведь, как сказал один петербургский археолог, попросивший не называть его имени, кушать хочется и археологам тоже.


В Выборге всё ещё водят экскурсии. Но показывать всё чаще приходится разруху – как здесь, в печально известном «квартале сноса»

 

 

Реставраторы – стахановцы?

В 2014 году на основании государственного контракта была разработана концепция восстановления исторической части Выборга. Конкурс, объявленный Минкультом, выиграла московская фирма ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». К счастью, московские специалисты, понимая, что Выборг они практически не знают, в качестве соисполнителей привлекли и достаточно опытных реставраторов из Петербурга. Конечно, эта концепция крайне необходима городу, о ней можно спорить, что-то менять и корректировать, что, кстати, и происходит, и это надо приветствовать. Но то, как такой важный документ создавался, при изучении выставленных на ознакомление материалов вызывает недоумение.

В техническом задании от 18 сентября 2014 года указан срок выполнения первого этапа работ – 29 сентября 2014 года. То есть за 11 дней (включая выходные) необходимо было выполнить осмотр технического состояния зданий, сделать фотофиксацию и подготовить научно-проектную документацию со сметой-калькуляцией по 26 федеральным объектам Выборга! А до 25 октября 2014 года такие же работы необходимо было провести в отношении остальных 256 зданий, которые рассматривались в концепции восстановления. Даже профану понятно, что за эти сроки такой объём работы выполнить не сможет никто. Однако подписи стоят, отчётные бумаги приложены. На наш вопрос: мол, как же так, – слышим знакомое: «Ну, вы же понимаете…»

Понимаем. Так у нас складывается: две реальности, две действительности. По бумагам (законы, контракты, инструкции, отчёты, проекты) у нас одна действительность, отвернёшься от бумаг – другая.

Есть ещё одна проблема, о которой пока не говорят. Для срочной реставрации выбрано несколько исторических памятников, при этом только башня Олафа входит в состав музея, а другие здания ещё только планируют передать в создаваемый Выборгский музей-заповедник. Но известно ли, как собираются использовать эти объекты в составе нового музея? Получается, что существует только идея передачи зданий в новое учреждение, а в смете-калькуляции уже заложены деньги на «Проект приспособления» для музеев и выставочных залов. Причём немаленькие: на башню Олафа более 1,5 миллиона, на башню Ратуши – почти 2 миллиона, на Часовую башню – больше миллиона. Напоминаем сроки выполнения работ: 28 августа 2015 года вся проектная документация должна быть сдана, а к 30 октября 2015 года проекты должны пройти экспертизу и получить все необходимые согласования.

И что будет – очередной набор типовых выставочных площадей, в которые что-то потом будут запихивать? А ведь в Выборге есть талантливые люди, они не только предлагают, но и частично реализуют уникальные идеи, которые вместо скучного, набившего оскомину стандартного формата способны превратить город в потрясающий, интереснейший современный культурный центр. Почему бы не провести конкурсы на разработку креативных концепций по использованию новых музейных объектов и уже после этого разрабатывать проекты по приспособлению объекта с учётом всех сложностей и особенностей исторического памятника?


Часовая башня, известная многим по кадрам из фильма «Земля Санникова», сейчас в лесах. Но поможет ли ей это?

 

 

Опилки для Выборга

Что же в сухом остатке? Сейчас появилась реальная возможность заняться восстановлением исторических объектов в городе. Выделены деньги. Есть желающие потратить эти средства. Есть подозрение – после изучения документов, касающихся потенциальной реставрации, – что изрядная часть средств расползётся по непонятным счетам и подрядчикам. Некоторые выборжане уже не верят в то, что исторические памятники города можно спасти.

Со слов выборгского журналиста, градозащитника Андрея Коломойского, в комитет по культуре Ленинградской области дважды поступали предложения от выборгских реставраторов – разрешить им бесплатно провести ремонтные работы на южном валу замка, чтобы не дать развиваться обрушениям. Но по действующему закону с федеральным памятником так поступать нельзя, а вот дать ему разрушиться – можно. Возникает стойкое ощущение, что для чиновника куда важнее соблюдение формальностей, нежели реальная забота об объекте культурного наследия, особенно в аварийной ситуации. Сколько было примеров, когда вместо спасения объектов чиновники спокойно ждали конкурсов и тендеров, хотя потеря времени всегда оборачивалась большой потерей денег. Так что ничего личного, главное – правильную бумагу вовремя написать.

Но хочется верить, что есть ещё возможность противостоять той ситуации, когда до памятников культуры доходят только опилки от бюджетного распила. Отсутствие контроля и ответственности рождает безнаказанность. Частенько в призванные осуществлять этот контроль наблюдательные и попечительские советы массово входят чиновники, которых как раз и надо контролировать. Поэтому, на наш взгляд, в таких важных вопросах, как реставрация и спасение исторических памятников Выборга, необходимо обеспечить принятие важных решений после проведения открытых обсуждений на экспертных советах, причём с широким привлечением специалистов, а не чиновников.

 

прямая речь

Ирэн Хаустова, член Союза архитекторов России, реставратор высшей категории:

– В реставрации важно знать не только нормативные документы и методики работ, но и понимать особенности технологии первоначального строительства, ощущать среду, в которой изначально возводились эти сооружения, чтобы при реставрации учитывать все нюансы. Ведь зачастую именно эти тонкости способствовали тому, чтобы объект не развалился, а простоял несколько столетий, даже будучи подвергнут различным перестройкам. Реставратор должен работать тактично, восстанавливая старую архитектуру, а не заботиться прежде всего о своём эго, выпячивать свою значимость, как становится модно сейчас.


Виктор Дмитриев,
член Союза архитекторов России, член областного совета ВООПИиК:

– У меня есть идея по работе с памятниками фортификации с XIII по XX век. В Выборге и его ближайших пригородах на реальных (в разной степени сохранности) объектах можно проследить развитие фортификационных укреплений на протяжении более 600 лет! Это не только средоточие серьёзного научного интереса, это великолепный туристический потенциал для всего региона. И всё это можно как раз воплотить при реализации идеи Выборгского музея-заповедника. Почему бы при разработке концепций и проектировании объектов, построенных по европейским правилам в XIV–XVII веках, не привлечь западных специалистов, которые знакомы с аналогами таких построек и имеют опыт работы с ними? Почему бы не использовать уникальный опыт подобного сотрудничества, полученный при реставрации выборгской библиотеки архитектора Алвара Аалто?


Деньги, потраченные на башню Олафа Выборгского замка в последнее десятилетие

В 2002 году в связи с катастрофической ситуацией вышло распоряжение президента РФ № 518-рп: «Выделить в IV квартале 2002 г. из резервного фонда Президента РФ 4,53 млн руб. администрации Ленинградской области для Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство» на проведение ремонтно-реставрационных работ в государственном музее «Выборгский замок» (фасад башни Олафа, кровля южного, западного и восточного корпусов)».

В 2007 году в соответствии с федеральной программой «Культура России» на «Реставрационные работы по инъекционному и анкерному укреплению лицевого слоя кладки на башне Олафа Государственного музея «Выборгский замок» Федеральное агентство по культуре и кинематографии заключает контракт на сумму 2 848 983 рубля с ООО «КАСТ».

В 2009 году на «Ремонтно-реставрационные и первоочередные противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Башня Олафа Замка-крепости» Министерство культуры РФ заключает контракт на сумму 21 249 999 рублей с ООО «Рестройконтракт».

В 2010 году на «Разработку научно-проектной документации для дальнейшей реставрации по объектам культурного наследия – башня Олафа Замка-крепости, Комендантский дом (Дом наместника), Цейхгауз (1-й корпус)» Минкульт РФ заключает контракт на сумму 4 499 410 рублей с ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Также в 2010 году на «Продолжение проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения – башне Олафа Замка-крепости, Ленинградская обл.» Минкульт заключает контракт на сумму 4 999 975 рублей с ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация».

 

Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Ясно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь