Страна и мир

Больно…

26 мартa

Облегчить страдания людей мешают… инструкции


 

На днях один из популярных интернет-сайтов получил предупреждение от Роскомнадзора за заметку о самоубийстве двух онкологических больных, в которой было сделано предположение о причинах суицида. Закон «Об информации» действительно запрещает публиковать сведения «о способах совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства», однако никакого запрета писать о его причинах не содержит. Почему же тогда сайт предупредили?..

В последнее время участились сообщения о самоубийствах умирающих. Некоторые чиновники, как, например, заместитель мэра Москвы Леонид Печатников, отказываются признавать связь между этими трагедиями и плохой доступностью обезболивающих препаратов. А Вероника Скворцова, министр здравоохранения, заявила, что к самоубийству больных могут подталкивать не только невыносимые боли, но и эмоциональные причины и изменения, происходящие с мозгом умирающего.

Как сообщила вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, факты самоубийств онкологических больных проверяются. Но независимо от того, почему решили уйти из жизни эти конкретные люди, в России остро стоит проблема обеспечения больных сильнодействующими обезболивающими. Правила оборота таких анальгетиков (речь идёт в основном о наркотических средствах) все последние годы неуклонно ужесточались.

Специальные бланки для рецептов, небольшое число специалистов, которые обладают правом их выписки, ограниченный срок действия рецепта, возможность получения таких лекарств только в аптеке по месту жительства… Трудности у больного возникают и с рецептом на руках. Срок действия рецепта – пять дней после его выписки, а процесс его получения может занять до двух дней, а то и больше. Или, если в рецепте указана одна дозировка, а в аптеке то же лекарство, но другой дозировки, препарат не отпустят – согласно инструкциям. Помимо этого запрещена выписка рецептов на наркотики частными врачами, ограничен круг аптек, имеющих право на отпуск таких препаратов, а те, что разрешения имеют, должны быть ещё и соответствующим образом оборудованы.

При этом проверяющие чиновники часто ведут себя так, словно задались целью вообще прекратить выписку сильных обезболивающих.

— После каждой проверки, если честно, возникает желание закрыть все виды услуг, которые требуют анестезии, — говорит руководитель сети клиник «НИАРМЕДИК» Олег Рукодайный. – Равно как инспектор ГИБДД не стремится сделать движение безопасным, проверяющий не стремится подсказать клинике, как ей следовать утверждённым стандартам, а хочет лишь наказать.

В результате облегчение жизни страдающим людям становится делом архисложным.

— Главное для меня – снять у пациента болевой синдром, — говорил мне врач-травматолог в больнице, где я лежал после сложной операции.

Боли были запредельны, однако наркотики мне не полагались. На ночь кололи самый сильный ненаркотический анальгетик, после чего я – с ведома врачей! – выпивал принесённой родными водки и транквилизатор и лишь на таком диком коктейле на пару часов засыпал. О том, насколько я этим повредил своему здоровью, стараюсь не думать. Уверен, гораздо дешевле моему организму обошлись бы инъекции какого-нибудь наркотика.

…Ужесточение правил отпуска таких препаратов объясняется борьбой с наркомафией. Мол, стало куда меньше злоупотреблений в медучреждениях. Однако позволю усомниться, что лекарства являются основной статьёй дохода наркомафии. Она благоденствует на трафике героина и подобных зелий, которых нет в аптеках. Судить медсестру, пустившую налево пару ампул промедола, можно и нужно, но надо понимать, что для гидры наркоторговли это даже не комариный укол.

Тем более что часто под «замес» попадают честные медики. В 2009 году красноярский терапевт Алевтина Хориняк выписала тяжёлому онкологическому больному сильное обезболивающее, не подпадающее под классификацию «наркотик». Формально врач не имела на это права – пациент не был прикреплён к её поликлинике. На Хориняк возбудили уголовное дело и приговорили к 15 тысячам рублей штрафа. Правда, суд высшей инстанции полностью оправдал врача, но не все такие истории имеют счастливый конец – многие медики осуждены. Потому врачи просто боятся связываться с опасными препаратами. Доходит до диких вещей. Например, в одном из регионов России врачи только под давлением Минздрава согласились сделать инъекцию наркотического препарата умирающему ребёнку, страдавшему от страшных болей.

Наконец проблемой занялись власти. Возможно, на это их подвигла и недавняя волна самоубийств онкобольных. Вероника Скворцова сообщила, что в течение года в России должна появиться служба помощи при острых болях, которая будет работать в круглосуточном режиме. Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов предложил законодательно гарантировать россиянам право на наркотические анальгетики. Откликнулся и парламент.

– Мы обратимся к Минздраву и ФСКН с предложением во всех регионах провести встречи с представителями соответствующих структур для того, чтобы врачи не боялись выписывать необходимые сильнодействующие обезболивающие, – говорит вице-спикер Госдумы Андрей Исаев.

31 декабря прошлого года президент РФ подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Этими поправками увеличивается срок действия рецепта на наркотические обезболивающие
с 5 до 15 дней, право выдавать наркотики получают медучреждения в местности, где нет специализированных аптек, отменяется требование сдавать пустые ампулы и использованные пластыри для получения следующей порции обезболивающих. Всё это прекрасно, но закон вступит в силу лишь 12 июля 2015 года, а до тех пор людям, корчащимся в смертельных страданиях, придётся утешаться разве что словами графа Монте-Кристо: «Боль, ты не зло».

 

прямая речь

Сергей Калашников, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья:

– Медицинские обезболивающие наркопрепараты не являются источником наркомании. Другое дело, безусловно, особые препараты, они и в других странах подлежат определённому контролю. Но это всё-таки контроль разумный, а не абсолютно запретительный, как у нас. Если не поменять всю систему предоставления наркосодержащих лекарств, чисто лакировочными приказами мы эту проблему не решим.

 

 

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ». Фо­то Павла Смертина / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+16
Облачно