Город

«Аврора» прошла «медосмотр»

14 октября

В доке Кронштадтского морского завода подвели первые итоги ремонта легендарного крейсера


«Аврора» без воды – зрелище настолько редкое, что даже художники не остались в стороне. Скоро стоит ждать картин – «Аврора» в доке»


Прошло меньше месяца с тех пор, как легендарный крейсер покинул своё привычное место на Петроградской набережной и отправился на ремонт в Кронштадтский док. Начальный этап ремонта – осмотр корабля и выявление всех неисправностей – уже завершён. Оказалось, что для своего более чем почтенного возраста «Аврора» находится в прекрасной форме. И это несмотря на то, что предыдущий ремонт крейсер проходил 30 лет назад.

Любопытное совпадение: старейший в России корабль, спущенный на воду в 1900 году, сейчас находится в старейшем в Петербурге доке Кронштадтского морского завода, построенном в 1902-м. И всё же ремонтные работы ведутся самыми современными способами. Пока они касаются только той части крейсера, которая скрыта от человеческих глаз под водой.

– Сухопутные люди называют эту часть днищем, но для моряка это слово ругательное, и я вас очень прошу нигде его не употреблять! – предупреждал журналистов перед спуском в док капитан третьего ранга Андрей Краснобаев. – То, что для вас «днище», на самом деле подводная часть корпуса. Только так, и не иначе!

Как показало ультразвуковое обследование «Авроры», состояние этой подводной части, площадь которой составляет 2800 квадратных метров, удовлетворительное. На ней не оказалось никаких повреждений, она почти не подверглась коррозии. Прекрасно сохранился и уникальный руль корабля, сделанный из тикового дерева и бронзы. Для корабля-музея, стоящего на одном месте, деревянный руль является большой исторической ценностью. Тиковое дерево не зря называют вечным: оно может храниться в воде бесконечно долго, не гниёт и не разрушается, а только становится крепче с каждым годом.

После осмотра в доке стало ясно, что перо руля – так по-научному называется его деревянная часть – сможет просуществовать ещё минимум десяток лет. С него только сошла краска.


Краску с уникального руля счищают старым испытанным способом – топором


Результаты обследования крейсера очень обрадовали моряков и сотрудников музея «Аврора». Ведь ранее предполагалось, что руль или его отдельные части придётся заменить. Теперь же, скорее всего, будет решено оставить и деревянную, и бронзовую части руля.

– Ещё при подготовке к ремонту команда «Авроры» и специалисты-историки высказывали пожелания по максимуму сохранить облик крейсера, – рассказал начальник управления культуры Минобороны России Антон Губанков, курирующий ремонт легендарного корабля. – Думаю, в этот раз нам удастся учесть эти пожелания. Во время прошлого ремонта было хуже: тогда в подводной части «Авроры» пришлось кое-что изменить.

По словам Антона Николаевича, во время первого масштабного ремонта «Авроры» в 1946 году допустили страшную ошибку, которая едва ли не стала для крейсера роковой. Изначально вся подводная часть корпуса корабля была обшита тиковым деревом, а сверху – листами меди. Рабочие обнаружили в нижней части крейсера микроскопические протечки и залили пространство между железным корпусом и деревянной обшивкой специальным бетоном, который успешно применялся тогда на полностью металлических судах. Но они не учли, что этот бетон вступает в химическую реакцию с деревом – даже с «вечной» тиковой древесиной. В результате обшивка «Авроры», не боявшаяся воды, начала гнить.

Фирменные футболки музея «Аврора» посвящены не только крейсеру, но и здоровому образу жизни

 

В 1950-е годы было решено её удалить вместе с медными пластинами, но из-за бюрократических проволочек сделать это смогли лишь в 1980-е, во время второго большого ремонта. С тех пор подводная часть корабля выглядит иначе, но больше его внешний вид меняться не будет. По крайней мере во время теперешней реставрации.

Надводная часть крейсера тоже хорошо сохранилась. Только в одном месте, над ватерлинией, обнаружилась трещина. Однако исполняющий обязанности директора Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев заверил: её легко заделать.

В остальном же все сотрудники этого завода не перестают хвалить своих предшественников – тех, кто занимался «Авророй» тридцать лет назад. Прежние работы выдержали испытание и временем, и водой: сварочные швы не разошлись, крепления руля не разболтались. Конечно, крейсер все эти годы стоял на месте, однако заслуг рабочих ХХ века этот факт не умаляет. А сотрудники Кронштадтского завода готовы сделать свою работу не хуже предшественников.

– Иначе и не получится – экипаж на «Авроре» очень строгий, они контролируют всё, что делают рабочие, и никакой халтуры не допустят, – смеётся Антон Губанков.

Кроме наружного ремонта на «Авроре» планируется обновить электрику, связь и водопроводную систему, а также установить новое противопожарное оборудование. Сколько времени займут все эти работы, сказать сложно. Руководитель департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа Андрей Вернигора считает, что рассчитывать надо минимум на год, но, возможно, времени потребуется больше. В любом случае крейсер планируется вернуть на Петроградскую набережную и открыть для посетителей в 2016 году, когда музею «Аврора» исполнится 60 лет.

После реставрации обновятся и музейные экспозиции – они расскажут про историю крейсера более подробно.

 

– Раньше на экскурсиях рассказывалось в основном о революционных событиях и очень мало внимания уделялось всей остальной жизни корабля. Это неправильно, – считает Губанков. – Ведь «Аврора» участвовала ещё и в Русско-японской войне, Цусимском сражении, а также в нескольких сражениях Первой мировой. Будущие экспозиции подробно расскажут обо всём этом, а не только о выстреле, сделанном «Авророй» в 1917 году.


Татьяна Алексеева. Фото Андрея Чепакина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+3
Умеренный дождь
27 апреля
суббота
+9
Слабый дождь
28 апреля
воскресенье
+9
Ясно