Страна и мир

А если бы не Челябинск, а Петербург…

19 февраля

 

Научные и военные эксперты «НВ» отвечают на вопрос: «Можно ли защитить хотя бы самые крупные города от не самых крупных метеоритов?»

Взрыв метеорита над Челябинском взволновал не только жителей этого российского города, но и всех землян. И речь здесь не просто о метеоритной угрозе как таковой. Есть, с одной стороны, крупные метеориты, спасти от которых может только киношный Брюс Уиллис, с другой – космическая «мелочь», которая может упасть на голову любому из нас с вероятностью меньшей, чем падение пресловутого кирпича. Но что делать с метеоритами, подобными челябинскому, 10–20-метровыми? Можно ли хоть как-то отследить их приближение к Земле? Есть ли способы защиты хотя бы крупных густонаселённых городов?

Общая масса всего, что сваливается на нашу планету, – тысячи тонн в год. Из них 5–6 тонн достигают земной поверхности. Потом многие граждане приносят эти кусочки в научные центры, музеи. Некоторые даже коллекционируют космические обломки. А вот такие объекты, как тот, что нынче не на шутку испугал Челябинск (его предполагаемый размер – 15 метров), ударяют по нашей планете раз в 10–15 лет. Те, что покрупнее, – намного реже: метеориты вроде Тунгусского (70–100 метров) атакуют планету раз в сотни лет.

«Пришельцы» могут поразить Землю в любой точке – никаких зон риска (по аналогии с сейсмоопасными регионами) или, напротив, зон относительной безопасности на планете не существует. При этом понятно, что львиную долю площади Земли занимают моря и океаны, пустыни и леса. Падающие там малые космические объекты чаще всего даже не регистрируются.

– Как известно, две трети поверхности нашей планеты составляет вода, – отмечает Билл Кук, глава отдела изучения метеоритов из космического центра НАСА в Алабаме. – Так что о большинстве падающих на Землю метеоритов мы просто ничего не знаем.

Словом, метеориты из разряда челябинского – гости не такие уж редкие. А их опасность в том, что они, с одной стороны, достаточно велики, чтобы принести массу неприятностей, с другой – недостаточно велики, чтобы эти неприятности спрогнозировать.

– Крупные метеориты находятся под контролем астрономов: всё, что свыше километра, а также большая часть того, что свыше 140 метров, – на строгом учёте, – рассказывает доктор наук, заведующий лабораторией малых тел Солнечной системы Института прикладной астрономии РАН Юрий Медведев. – Как известно, в тот же день на расстоянии 28 тысяч километров от Земли пролетел 45-метровый астероид 2012 DA14. Но учёные давно следили за его полётом. А вот с объектами меньших размеров ситуация много хуже. Их увидеть крайне сложно... 

 

– Во-первых, – продолжает профессор Медведев, – если достаточно крупные астероиды, сближающиеся с Землёй и представляющие для нас опасность, исчисляются примерно десятком тысяч, то счёт тех, которые поменьше, идёт на миллионы. Никто даже не знает их точное число: от 2 до 10 миллионов тел в Солнечной системе. Во-вторых, при всём желании многие из них с Земли просто не разглядеть, особенно те, что летят со стороны Солнца. Вообще, челябинцам ещё, можно сказать, повезло. Будь размер этого метеорита в два-три раза больше да взорвись он не так высоко, последствия были бы куда хуже.

Своему российскому коллеге вторит и американский учёный:

– К счастью, челябинский метеорит большей частью сгорел при входе в атмосферу – в 25 километрах от поверхности, – говорит Билл Кук из НАСА. – Хотя несколько фрагментов и долетели до земли, трение об атмосферу превратило небесное тело в огненный шар. Шар этот, впрочем, заворожил мир и породил ударную волну в 20 раз сильнее, чем при ядерном взрыве в Хиросиме.

Юрий Медведев предлагает провести небольшие расчёты в применении к Петербургу:

– При падении в Финский залив или Ладожское озеро 100-метрового объекта в том месте, где глубина достигает 100 метров (кстати, максимальная глубина в заливе – 121 метр, в Ладоге – 230 метров), поднимется волна высотой до 50 метров. Конечно, по пути к Петербургу высота эта снизится, но всё равно зальёт полгорода и никакие защитные сооружения не спасут.

Так, может быть, своё слово в решении проблемы скажут военные? Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за оборонку, в эти дни провёл ряд срочных совещаний с ведущими экспертами и официально заявил, что «в настоящий момент ни одно государство не способно сбивать подобные объекты».

– Скорость челябинского метеорита, когда он входил в атмосферу, составляла приблизительно 50 километров в секунду. Это в сотню (!) раз выше скорости самолёта. Сегодня ни одна система ПВО не в состоянии засечь или расстрелять объект, который движется с такой скоростью, – подтверждает один из самых известных специалистов по космическим угрозам, сотрудник Уральского федерального университета, член комитета по метеоритам РАН, член Международного метеоритного общества Виктор Гроховский.

Существующие системы противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО), включая и обслуживающие эти системы орбитальные группировки военных и научных спутников, были просто не в состоянии ни заблаговременно обнаружить челябинский метеорит, ни уничтожить его в воздухе, ни даже изменить его траекторию.

Челябинск не защитила бы даже единственная в России система стратегической противоракетной обороны «Амур», прикрывающая Москву и Центральный экономический район России. Что же касается Петербурга, то он и вовсе не является воздушной крепостью наподобие столицы и прикрыт лишь ограниченным числом установок С-300 и усиленной системой ПВО. Впрочем, против метеорита оказалась бы бессильна и ПРО США.

Ведь как работает противоракетная оборона. Первыми старт баллистической ракеты должны засечь спутники, которые передают данные на наземные станции. Траекторию движения ракеты легко вычислить – и в заданном районе её берут под контроль станции дальнего обнаружения. Потом ракету передают коротковолновым станциям, которые и наводят на цель противоракеты и самолёты-перехватчики. Подлётного времени ракет «вероятного противника» – от 20 до 30 минут – на всё про всё вполне хватает. А вот данных о подлёте челябинского метеорита не было никаких…

Визуально он стал заметен, только когда вошёл в атмосферу, оставляя за собой дымный след, – то есть на высотах 80–60 километров. И летел он с такой скоростью, что времени для ответных действий уже не было. Этот метеорит двигался на Челябинск со стороны Канады, и не исключено, что военные локаторы на Чукотке его увидели – но даже запас времени в три-четыре минуты ничего не давал. К тому же метеорит мог взорваться в любой точке своего полёта – от Тихоокеанского побережья до Урала. Оставалось бы только моментально дать половине страны команду упасть на пол и прикрыть голову руками…

И, наконец, даже если рассмотреть фантастическую версию, что по метеориту могли ударить противоракетой, эффект был бы нулевым. Боеголовки противоракет поражают цель облаком осколков, которые прошивают насквозь корпус боеголовки противника и разрушают её начинку. Но монолитному каменному небесному телу они повредили бы не больше, чем слону – капли дождя. Что же касается тактического ядерного заряда, то он наделал бы бед больше, чем сотня таких метеоритов. Впрочем, всё это, повторимся, чистая фантастика – разговоры о том, как сбить пулю из рогатки.

Итак, военные бессильны. Но, возможно, всё же наука что-то придумает в будущем, чтобы нас защитить?

– Ни одна страна мира в одиночку не способна профинансировать подобный проект, нужны объединённые усилия крупнейших государств, но пока наша цивилизация к этому не готова, – объясняет профессор Юрий Медведев. – Так что никакой системы защиты от незваных космических гостей у человечества нет и в ближайшее время не предвидится.

Сергей Ачильдиев, ведущий полосы «Наука» в «НВ»; Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь