Культура

«Зритель стал умнее. И мы вместе с ним»

16 февраля

Театр «Приют комедианта» отмечает свое 25-летие громкими премьерами 


Виктор Минков (фото вверху) руководит театром, спектакли которого часто становятся яркими событиями. 
Так, громкой премьерой обещает стать «Шинель. Dress code», в котором в роли Башмачкина выйдет Роман Агеев

Виктор Минков, художественный руководитель театра «Приют комедианта»:

– Считаю, что театр должен выпускать премьеры – и не одну-две в сезон, а четыре-пять. Я, как директор и художественный руководитель государственного театра, существующего на деньги налогоплательщиков, вижу неразрывность творческой и экономической составляющих. Если мы формируем аудиторию, то должны все время давать ей новый интересный, вкусный продукт. Вторым критерием успешности я считаю интерес к театру профессионального сообщества – критиков, журналистов – тех людей, которые создают атмосферу культурной жизни. Третий критерий – посещаемость. Не может быть только домашних радостей. Мы должны сделать так, чтобы зал был полон. Кто-то может сказать, что у нас всего 166 мест. Но сделать так, чтобы каждый день все эти места были заняты зрителями, – серьезный труд. Опять-таки заполнение зала может быть качественно разным. Можно так заполнить, что к искусству это не будет иметь отношения. И четвертый критерий для меня определяющий – звучание театра за пределами Петербурга: московские гастроли, российские и зарубежные фестивали. Нам есть чем гордиться: уже в пятый раз мы провели за рубежом фестиваль «Санкт-Петербургский театральный сезон», о наших театрах узнали в Берлине, Хельсинки, Праге, Тель-Авиве, Милане. В стенах «Приюта» родилась идея проводить детский фестиваль «Музыкальный Петербург» в странах Европы.

Мы надеялись на прорыв в «Приюте» еще два года назад, когда стали приглашать начинающих режиссеров: Андрея Корионова, Сергея Щипицина, Ксению Митрофанову, Георга Жено, Антона Коваленко, и это все были достойные ученики мастеров Марка Захарова, Камы Гинкаса, Льва Додина, Юрия Красовского, Анатолия Шведерского, Вениамина Фильштинского. Но – прорыва не произошло. По разным причинам. Где-то я вижу и свою вину, наверное, в неправильном выборе материала. Например, тот же «Шаппонг & f***ing» Марка Равенхилла, который я советовал поставить Щипицину, – был не совсем в тему. Казалось, это должно было взорвать Питер, а ничего такого не произошло. Не случилось ожидаемого эффекта и от постановки спектакля «Человек-подушка» по МакДонаху у Антона Коваленко. К тому же город очень тяжело принимает новую драму. Иной раз хочется взвыть от этой консервативности. И я сам становлюсь в чем-то консервативнее, осмотрительнее. Точнее, пытаюсь совместить консервативность с новым, взрывным, интересным, глобальным – чтобы нашу театральную поляну как-то взрыхлить.

– Я решил приглашать на постановки модных и талантливых людей, сделать упор на яркие имена режиссеров и актеров. И вот 25-й юбилейный сезон как раз и стал этапным в жизни «Приюта». Спектакль «Коварство-любовь» Василия Бархатова привлек молодого зрителя, мы рады, что открыли для себя замечательного актера Илью Деля, он только что стал лауреатом молодежной премии «Прорыв», также родившейся в недрах «Приюта комедианта», за спектакль «Ромео и Джульетта» в Театре на Литейном. Буквально взорвал нашу зрительскую аудиторию спектакль Константина Богомолова «Лир». Режиссер собрал на сцене московских и питерских актеров, гениально сумев их сдружить и создать команду единомышленников. В Москве «Лира» критика приняла настолько восторженно и желающих увидеть было так много, что пришлось устраивать четвертый, ночной, показ. «Лир» едет в апреле на московский форум Russian Case, куда собираются лучшие европейские театральные продюсеры, а летом – в Гданьск на известнейший Шекспировский фестиваль. Но мы не делаем упора только на москвичей. Молодой питерский режиссер Николай Дрейден поставил у нас замечательную «Олесю» по Куприну, а недавно состоялась премьера спектакля «Мой уникальный путь» по Фрилу, это спектакль до мозга костей петербургского режиссера Григория Дитятковсого, и работа уже удостоилась премии имени Владислава Стржельчика. На 8 марта намечена премьера спектакля «Шинель. Dress Code» по повести Гоголя – 27-летнего режиссера Тимофея Кулябина называют одним из ведущих режиссеров Сибири. «Шинель» станет его первой работой в Петербурге. Впереди еще одна весенняя премьера – первая в России постановка пьесы испанского драматурга Жорди Гальсерана «Канкун» известного болгарского режиссера Явора Гырдева. А летом Александр Баргман готовит «Иллюзии» по нашумевшей пьесе Ивана Вырыпаева. 

Мы подняли серьезную планку и теперь должны ей соответствовать. Думаю, не только зритель стал умнее, но и мы вместе с ним. Скажу больше – пригласив, например, того же Константина Богомолова, я через его способ взгляда на искусство стал лучше понимать ту режиссуру, которую раньше не принимал: Някрошюса, Туминаса, Остермайера. Вот честно, смотрел дважды «Отелло» у Някрошюса и выходил абсолютно с холодным носом, думая: «Господи, что это за ребусы?» А теперь стал возвращаться мысленно к увиденному, анализировать и действительно видеть новые смыслы. 

 

– С глубоким уважением отношусь к Юрию Валентиновичу Томошевскому. Он действительно сделал огромное дело 25 лет назад, создав интересное новое направление. Но артист, режиссер и руководитель театра – три разные профессии, и Томошевский это понял. Я могу только благодарить Юрия Валентиновича за его разум, за его чувство такта, вообще за его душу. Он ушел в свободное плавание. И не потерялся. Он сам по себе человек-оркестр. И то, что со временем Юрий Валентинович нашел себе применение и ставит в Детской филармонии замечательные спектакли, говорит о том, что жизнь все расставляет по своим местам. Мы общаемся и, когда встречаемся, обнимаемся. 

Мои представления о том, каким должен быть театр, тоже меняются. Много лет я работал с приглашенными артистами, а сегодня мечтаю о театре с труппой. (У нас все артисты – приглашенные.) Мне кажется, в «Приюте» собралась лучшая труппа в мире — все сплошь яркие индивидуальности. Счастье, когда у тебя в театре играют Роза Хайруллина, Саша Баргман, Марина Солопченко, Лариса Луппиан, Ольга Антонова, Дарья Мороз, Сергей Дрейден. Не всех я, конечно, смогу пригласить в труппу. Но 25–30 человек – реально: старшее поколение, среднее и молодняк. Актеры будут плотно заняты и хорошо оплачиваемы. Жаль, что наши планы по реконструкции здания на Садовой разбились о градостроительные запреты. Мы не можем делать надстройку третьего этажа, так как закроем свет в жилом доме, который выстроен за театром. Пока нам здесь комфортно, уютно, это наш дом, который мы построили с нуля. Грех жаловаться, грех роптать – надеюсь, что-то случится и в моей судьбе, и в судьбе этого театра и «Приюту комедианта» найдется другое место в городе, где зал уже будет вмещать 400 зрителей. 

– О трагедии, которая нам может принести грядущая театральная реформа, кричат и Валерий Фокин, и Лев Додин, и московские мои коллеги и друзья. Но что мне кажется? Мальчиком я был в детском театральном лагере. И в этом лагере был замечательный начальник, который говорил: «Пережили блокаду – переживем и изобилие». Так вот и реформу переживем. Когда ты четко видишь, что тебе нужно делать, ты все равно обходишь острые углы. Что вообще может изменить реформа в жизни нашего театра – даже если вводится подушевое финансирование на одного зрителя? Ничего! Как были полные залы, так и будут. Если у меня будут хорошие режиссеры, значит, будут ставиться хорошие спектакли. И также будут ходить зрители. Да, изменился немного вектор, скорректировался под экономическую составляющую. Видимо, эта составляющая выявит и неэффективные театры. Что тоже будет неплохо. Потому что сказать, что в нашем датском королевстве все обстоит наилучшим образом, – неправда. В театральной жизни Петербурга много проблем. 

 

досье «нв»

Виктор Минков родился 3 марта 1971 года в Ле­нинграде.

Окончил Санкт-Петербург­ский университет культуры и искусства по специальности «режиссер драматического театра». 

В 1995 году назначен директором, а в 2000 году – директором – художественным руководите­лем театра «Приют комедианта». 

Поставил спектакли «Последняя лента Крэппа» в Театре эстрады, «Игра в джин» в те­атре «Балтийский дом», «Она броса­ет вызов», «Я хочу только одного – что­бы меня любили» и «Тетка Чарлея из Бразилии» в «Приюте комедианта».

кстати

Праздничный вечер, посвященный 25-летию «Приюта комедианта», состоится 27 февраля в Театре эстрады им. Аркадия Райкина и будет называться «Нам 25!». Публика увидит фильм, в котором снялись сотрудники театра «Приют комедианта», на экране они предстанут обитателями сказочного дворца: Виктор Минков в костюме короля, монтировщики – в обличье стражников, будут придворные дамы и даже гейша. Гостям вечера подарят отпечатанный типографским способом «Дворцовый вестник». «Приют» поздравят со сцены ученики Руслана Кудашова, артисты Александр Новиков и Маргарита Бычкова, музыканты «Терем-квартета» и другие деятели культуры.

Записала Елена Добрякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь