Мнения и комментарии

Зритель алчет сатисфакции

29 июня

В театре «Приют комедианта» болгарин Явор Гырдев выпустил премьеру по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана «Канкун».

В Петербурге Гырдев ставит впервые, до того он поставил в Москве «Метод Гренхольма» того же Гальсерана. А текст пьесы «Канкун» и вовсе премьерный: в России его еще ни разу не ставили. Да и пьеса свежая: в 2008 году она была представлена публике в Барселоне. 

Сценография Марии Лукки и Александра Мохова к этому спектаклю – это минимум выразительных средств и отсутствие цвета: сочные густые краски есть уже в самом сюжете. Поэтому на сцене – только комната с зеркальной стеной, в которой отражается пара диванов со светлой обивкой и небольшой журнальный столик. В порталах сцены – такие же светлые двери, ведущие прочь из этого гостиничного номера, попадая в который четверо вполне себе приятных людей среднего возраста в одночасье рехнулись. 

Или не рехнулись? Или просто перегрелись на солнце? Или реальность исказилась? Или просто чертовщина? Что случилось в том номере, где встретились две супружеские пары, знакомые с юности, стремительно приближающиеся к своим серебряным свадьбам? Они собрались вместе на далеком мексиканском курорте, открыли бутылку шампанского, подняли тост за свою удачливость, за дружбу, за любовь, за сложившиеся счастливо судьбы. И вдруг одна из жен, Рене, которую блистательно, «локомотивно» играет Анна Вартаньян, признается в нетрезвом кураже, что 25 лет назад она припрятала ключ от машины Висенте (Аркадий Шароградский), своего нынешнего мужа, и ему ничего не оставалось, как остаться с ней. А ее подругу Лауру (Елена Калинина) поехал провожать Пабло (Александр Ронис). Пьяную Рене ужасно веселит, что ловкость ее рук и изобретательность ума в ту давнюю ночь сложила пасьянс их судеб именно таким образом: Рене – Висенте и Лаура – Пабло. 

Затем последует череда страшных, отвратительных разоблачений, которые возможны в любой семье, стоит только немного спровоцировать ситуацию. Несложившиеся любови, принятые за другого решения, недовольство своей работой и зарплатой – все вдруг выпукло обозначится на карте таких, как казалось час назад, идиллических отношений. Мужчины примут единственно верное в такой ситуации решение: лечь спать. Но дальше – хуже. Рене проснется и обнаружит, что в ее номере спал Пабло. А теперь он ходит перед ней в чем мать родила, помахивая шутливо достоинством, чем доводит Рене до исступления. Более того: он называет ее своей… женой. 

Дальше Гальсеран приступает к мистификации. Сначала кажется, что трое друзей сговорились жестоко разыграть свою подругу и жену Рене. По ходу действия становится все яснее, что происходящее – не розыгрыш. Супруги действительно поменялись, и теперь муж Рене – Пабло, а Лаура – жена Висенте. И дети Рене оказываются детьми Лауры. Но только Рене по какой-то причине помнит все так, как было до этой ужасной ночи. Жанр в этот момент установить не представляется возможным: это что-то между комедией положений и психологическим триллером. После ряда смешных, а потом и страшных диалогов Рене решает повторить вечер, после которого сломалась ее жизнь. Она приглашает всех в номер, открывает шампанское, произносит те же речи и… чуда не происходит. Друзья расстроенно смотрят на нее и молча, одними взглядами договариваются о скорейшем посещении психотерапевта. 

После такого лихого сюжета, предельно азартно сыгранного всеми четырьмя артистами, зритель алчет сатисфакции. Что-то должно проясниться. Но Гальсеран, а вслед за ним и Гырдев предпочитают раствориться в неизвестности. Рене снова заснет и увидит бредовый сон, в котором ее муж – уже не важно кто, потому что она – любовница своей подруги Лауры. И обнимающиеся нежно женщины откровенно счастливы.

С таким финалом сложно делать однозначные выводы из увиденного. Это и о том, что имеет смысл бояться своих желаний и твердо понимать, что хочешь, и о том, что каждая семья несчастлива по-своему, и о том, что у человека под ногами множество путей и его дорога зависит только от него самого. Но не того жаждало сердце. Не на философии желало оно успокоиться. А на простом, внятном финале: сон или явь? Ведь то, что поставил Явор Гырдев на сцене «Приюта комедианта», – никакая не интеллектуальная драма (хоть бы режиссер и стремился к такому высокому определению), а хорошо сделанный бульварный театр, в котором отлично поработали одни из самых заметных городских актеров. Наблюдать их – удовольствие и счастье, за которые зритель будет голосовать рублем. А что еще нужно театру? Тем более за утонченно-интеллектуальные новинки «Приют…» в своем юбилейном сезоне отчитался сполна. 

Катерина Павлюченко, театровед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь