Общество

ЖИВУ В ЕКАТЕРИНОВКЕ, КАК В РАЮ

16 августа
У ВОДИЦЫ НЕ НАПИТЬСЯ?
Легенда гласит, что по этой дороге больше двух веков назад проезжала Екатерина Великая. Потому и дали название деревне - Екатериновка. Направлялась будто бы императрица в Петрозаводск и останавливалась здесь поменять лошадей.
Места эти с конца ХVIII века принадлежали роду Шуваловых. И одним из первых владельцев Екатериновки был граф генерал-лейтенант Петр Андреевич Шувалов. В первой половине ХIХ века это селение (правда, под названием Катеринино) принадлежало князю, тайному советнику Сергею Урусову. Может быть, название как-то связано с именем жены помещика, как бывало нередко?
В более поздних источниках говорится о Екатериновке, существующей "при колодцах": в конце ХIХ века находилась Екатериновка при Куйвозовской уездной земской дороге на родниках. И было тут 15 дворов и менее ста человек населения.
Нынешние жители деревни говорили мне, что славится она тем, что полвека назад украшал ее сохранившийся с дореволюционной поры красивейший барский дом: двухэтажный особняк, возможно, последней владелицы Екатериновки - дворянки Михайловой. Фундамент был из тесаного камня, отделка наружная - расписная. Весь дом, рассказывают, был покрыт узорами, словно сказочный теремок. С огромными комнатами, большой столовой и кухней. Рядом - чудесная липовая аллея, два чистых пруда в парке. Двор, конюшни...
При советской власти приспособили особняк под общежитие. Потом в нем располагалась школа, жили вольнопоселенцы. Наконец он сгорел. Помещения для прислуги снесли. На месте усадьбы построили дом на три семьи. Сегодня он поражает своей ветхостью и какой-то неприкаянностью. Только липы да вековые дубы напоминают о прежних временах. А до заросших прудов и вовсе не дойти...
От указателя "Екатериновка" видно едва ли не главные ныне "достопримечательности" деревни - три кирпичных совхозных дома, построенных в 60-е годы прошлого века. В деревне то тут, то там встречаются дома заколоченные, еле живые. Но и построенные заново есть - всего около десятка. Все они расположились недалеко от дороги, поросшей коварным, жгучим борщевиком, на единственной улице Забогонского - героя Советского Союза, который жил в Екатериновке после войны. А жителей сотни полторы, может быть, наберется.
Когда я только собиралась в поездку, в местной администрации сказали: убогая деревня, только и есть что небольшой бывший совхоз, который кормит народ потихоньку. Работники его живут в соседнем селе, где удобств побольше, чем здесь. Одна из важных проблем связана с водонапорной башней. А когда-то была деревня при родниках...
ХОЖДЕНИЯ ПО МУКАМ
Больше полувека живет в Екатериновке Людмила Васильевна Новикова, одна из старейших жительниц деревни. Судьбе ее не позавидуешь.
- Родилась я в Новгородской области, в сельской семье, где было шестеро детей: пять мальчишек и я, - рассказывает женщина. - Мама умерла до войны во время родов, отца на фронт не взяли... Мне было 17 лет, когда немцы всю семью погнали в Латвию. Оттуда одну меня отправили в Германию. Весной 44-го привезли нас в город Гизбург - и по лагерям.
...Помню, как строем с собаками выводили на завод. Работали по 12 часов с 6 утра. Я - на вальцах, в прокатном цехе, где раскатывали алюминий для обшивки самолетов. Жили, как в казарме, - на двойных нарах. Полы цементные, кругом камень. В одной комнате - 30 человек... Кормили баландой, батон с опилками - на неделю. Сваренная рожь с червями: их ложкой словишь - и поешь. В обед - шпинат или капуста на воде... И кофе черный, горький. Мы гущу черпали и ели. Так целый год.
Уже подходил фронт, и лагерь решили ликвидировать, а дешевую рабочую силу погнали в другое место. И тут мы с Валей из Таганрога убежали. Мы не понимали, куда гонят, и страха уже не было. Договорились с парнями, которые случайно встретились в пути. Они работали на какого-то хозяина-полицая. Ребята привели нас к нему, принесли белого хлеба и молока - такую настоящую еду! Я заплакала, проглотить не могла... Потом договорились устроить нас к одному старику, но дед начал приставать. А коли ничего не получилось - голодными оставил. Пришлось другого хозяина искать...
Позже я попала в лагерь, работала на железной дороге. И вскоре нас освободили американцы. Впервые в жизни я увидела чернокожих людей - все их тогда так испугались...
Мы собрались пешком идти в Россию. Но всех задержали, рассортировали в бараках по областям. И в конце сентября 45-го эшелоном отправили домой.
Приехала я на Новгородчину, в свою деревню Дорогони. А там дом сгорел, деревня снесена... Перезимовала - и в Ленинград к теткам.
БЕЗ ИЗОБИЛИЯ И УНЫНИЯ
- Мне было 22 года, когда приехала в Екатериновку, - продолжает свой рассказ Людмила Васильевна. - Здесь поблизости было подсобное хозяйство от ленинградского завода имени Марти. И меня взяли чернорабочей на поля и парники - копать, сажать. Потом перешла на ферму, ухаживала за коровами. И дояркой, и молочницей работала в разных хозяйствах.
А жила в общежитии - в барском доме, который был красивым, шикарным. Позже вчетвером - муж и двое детей. В 18-метровой комнате жили, потом уж квартиру получили. Как видите, печку топим дровами, газ привозной, водопровода нет. Туалета нормального нет - выгребные ямы, вместо унитаза - стульчак... Так дома эти кирпичные в 60-е годы и построили, без всяких удобств.
- Людмила Васильевна, а какое время было лучшим в вашей жизни?
- Самое хорошее время - начало 50-х годов. Мы были молоды. И общежитие людей сплачивало, хотя жилось в Екатериновке трудно. Одно платье пять-шесть девчонок носили - и все были довольны. Но я ни о чем не жалею. Наскитавшись, тут нашла свой угол.
Теперь все люди стали замкнутыми. А есть и такие, которые плачутся, что не хватает на жизнь, хотя пенсия больше моей...
- И можно сказать, что вы довольны своей жизнью?
- Очень. Живу как в раю. Во всех смыслах. Судите сами. В деньгах не нуждаюсь: сын зарабатывает (с ним живу) и все до копейки отдает. Пенсии хватает. Питание хорошее. Есть небольшой огород: картошка, огурцы, помидоры. Дочь живет в пяти минутах отсюда. Двое внуков и правнук рядом. Чем плохо? Вот здоровья только нет. Я сердечница. И ноги болят, никуда не хожу. По два-три раза в год в больнице.
- Как вы думаете, название вашей деревни - такое хорошее - влияет как-то на людей?
- Влияет, конечно. Правда сейчас Екатерины все уже поумирали... А когда я сюда приехала, все станции были с финскими названиями. Сосново называлось Раута. Местность-то считалась Ингерманландией финской. И здешние финны ездили в Ленинград продавать молоко... Хотя в совхозе жизнь была нелегкой - без выходных, все делалось вручную, дорога весной и осенью - по колено в грязи, автобусы вовсе не ходили... Но люди были добрее.
- Многому, наверное, жизнь вас научила?
- Закалившись во время войны, иначе ко всему относишься. Вот нет чего-то в магазине - и ладно, обойдусь. Только очень долго переживала, когда пропали деньги на сберкнижке, на мебель копила. Теперь не копим, сразу тратим. Но все равно с добротой к людям отношусь. Ни на кого не обижаюсь. Изобилия не было в моей жизни, но и уныния тоже. Песни пела в молодости, чаще "Когда б имел златые горы...". Муж-то был гармонистом. И все у меня хорошо. А златые горы ни к чему.
Р. S. В книге одного известного психолога говорится, что для большинства русских людей, знающих историю, Екатерина - царское имя. Даже в его звучании заключена величавость, помпезность и власть. Но характеры обычных женщин, названных Екатеринами, почти ничего общего с этим представлением не имеют. Чаще это скромные люди, хотя и с несколько завышенным самосознанием. Немного себе на уме. Работящие и... нерешительные. Хозяйки Екатерины, говорят, далеко не образцовые. Однако что тут правда - решать все равно не психологам.
Арина НИКИТИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.32
0.25 (0.27%)
Курс Евро
100.28
0.345 (0.34%)
Погода
Сегодня,
18 апреля
четверг
0
Облачно
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
-1