Культура

«Я – человек рисковый!»

19 май

Актриса и режиссер Наталья Бондарчук заложила квартиру, чтобы доснять фильм «Гоголь»

Мой коллега рассказывал, как однажды оказался на светском обеде, в компании арт-звезд разной величины. Официанты, вившиеся вокруг заслуженных, народных и просто популярных персон, упорно не замечали человека с вопиюще немедийным лицом, так что к тому моменту, когда остальные гости уже вставали из-за стола, журналист продолжал дожидаться горячего. Наталья Бондарчук, с которой он беседовал перед самым обедом, по чистой случайности оказалась за соседним столиком. Поняв, что происходит, Наталья Сергеевна резко поднялась, отправилась прямиком на кухню и через минуту появилась с горячим. Для журналиста. Удивительно? Наверняка да, когда речь идет о людях этого круга. Но абсолютно нормально, если иметь в виду удивительную женщину – Наталью Сергеевну Бондарчук…

– Может быть, Наталья Сергеевна, мой вопрос покажется грубоватым, но все же рискну спросить: как вам, родившейся, выросшей и всю жизнь прожившей среди звезд первой величины, удалось не «зазвездиться»?

– А что вы удивляетесь? Мне повезло родиться в семье не просто знаменитых, но по-настоящему образованных, культурных людей. Я очень благодарна судьбе за то, что еще совсем маленькой девочкой ходила в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, мы летом отдыхали в Переделкино на даче Зинаиды Сейфулиной, рядом жил Пастернак. Бабушка (сибирская писательница Анна Герман. – Прим. ред.) читала мне замечательные книги. А мама и папа (Инна Макарова и Сергей Бондарчук. – Прим. ред.) прививали понимание того, что душа человеческая обязательно должна быть поднята, должна иметь искру нравственности. Все это делалось не назойливо, но постоянно. Вы же понимаете, какое значение для воспитания такие вещи имеют? В общем, я горжусь тем, что принадлежу именно к этой семье. 

– И не просто принадлежите. Продолжаете, если можно так сказать, фамильные традиции. 

– Это нормальный ход вещей. У меня более полусотни актерских ролей, порядка двадцати пяти режиссерских работ и еще есть документальные фильмы. 

– Да, но я имел в виду несколько иное. Вы ведь не просто работаете в той же профессии, но сохраняете в ней стремление к вершине и никогда не идете на поводу у продюсеров, которых в первую очередь интересуют прибыли... 

– По-моему, так и должно быть. Это правильно. Что скрывать, в последнее время в мире культуры происходит серьезная деградация. У нас становится все меньше и меньше читающих и мыслящих, то есть фактически дееспособных людей, и предпринимателей, как правило, интересует кино, сами знаете какого характера. Некоторые фильмы вообще оскорбляют зрителя! А я уверена, что искусство не должно оскорблять людей.

– Совершенно с вами согласен. Сегодня многие говорят, что времена меняются, и молодые кинематографисты ищут новые формы. И хорошо, и пусть ищут! Только я при всем желании не могу понять и принять такие вещи, как недавний «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики. 

– По-моему, тоже сериал отвратительный. Это вообще не произведение искусства. И я, кстати, не считаю режиссера талантливым человеком. То, что она делает, – бред. Оголтелое самовыражение, не подкрепленное ни мастерством, ни внятной жизненной позицией. Но сейчас нам вообще чаще всего предлагают преимущественно то, что принято называть коммерческими проектами. Большинство из них пустые и бессмысленные, поэтому я за то, чтобы деньги на кино выделяло государство.

– Боюсь, это только мечта. Не стану говорить, что она несбыточна, но кому, если не вам, знать, как тяжело решаются финансовые проблемы… 

– Все так. Не буду вас пугать ужасами про современное кино, но, когда я снимала картину «Гоголь. Ближайший», государство мне выделило 29 миллионов рублей. Только это же очень мало для исторического фильма! К тому же грянул кризис… В общем, мне пришлось даже заложить собственную квартиру, и, если бы в последний момент не помог один человек, ее бы у меня отобрали. Ужас! Тем не менее я смотрю в будущее с оптимизмом. Ситуация еще может измениться. Однажды, когда появится достойная помощь государства, наше кино вновь обретет себя. Просто надо, чтобы мы все искренне этого захотели. 

– Ваши бы слова да Богу в уши! Но вы меня, честно говоря, буквально огорошили. Заложить квартиру, имея в перспективе одни долги и никаких доходов? Как вы на это решились? 

– Я человек рисковый. Но давайте не будем говорить о тяжелом.

– Хорошо. Тем более что я не могу не спросить вас о «Тайне Снежной королевы», которую вы сейчас снимаете. Что побудило вас взяться за кино в 3D? 

– Все просто. Посмотрела «Аватар» Джеймса Кэмерона, потом еще несколько таких картин, почувствовала, насколько технологии изменили кинематограф, и поняла: сказку для детей нужно делать обязательно в 3D. Конечно, для нас пока это все в новинку, однако по-другому сегодня нельзя. Картина для семейного просмотра должна быть зрелищной, и мы просто обязаны использовать все возможности, чтобы сделать ее как можно более яркой и увлекательной. 

– Да, но это же стоит огромных денег, а мы с вами только что говорили о том, насколько трудно достать нужную сумму для некоммерческого кино!

– Деньги действительно нужны безумные, одни только камеры чего стоят! Но у нас сегодня все-таки другая ситуация. На закупку техники государство выделило значительную сумму. Это очень важно при том, что основная доля расходов легла на плечи спонсоров. Так что я надеюсь, с Божьей помощью мы подарим зрителям настоящее семейное кино. Такое, которое сегодня с большим удовольствием смотрят во всем мире.

– И когда можно ждать премьеру?

– Она обязательно будет. Ждите. 

– Понятно. Вопрос снят. Но появился другой. О никудышном прокате в нашем кинематографе столько говорено-переговорено, что не хочется повторяться… 

– Вы правы. Но это, к сожалению, не единственная проблема. Меня смущает слишком многое из того, что происходит в отечественном кино.

– Да… Но в 1985 году только за первые две недели проката вашу ленту «Детство Бемби» посмотрели девять миллионов детей. Получится ли так с «Тайной Снежной королевы» – как, по-вашему?

– Поживем – увидим. Я же сказала, что у нашего кино есть перспективы, а я – оптимистка. 

– Могу только позавидовать! И еще напоследок спрошу: как вам удается, несмотря ни на что, сохранять оптимизм?

– Ну, во-первых, каждый день на съемочной площадке прибавляет мне новых позитивных ощущений. А во-вторых, мне помогает отец.

– Простите, не понял?..

– Мы с братом (Федором Бондарчуком. – Прим. ред.) не раз говорили о том, что он, хоть нас и покинул, все равно нам незримо помогает. Всегда и во всем…


досье «нв»

Наталья Сергеевна Бондарчук, заслуженная артистка РСФСР (1977), окончила актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). В кино дебютировала в 1970 году, в фильме «У озера», затем снялась в лентах «Пришел солдат с фронта», «Ты и я». Наибольший успех пришел к Наталье Бондарчук после исполнения роли Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис». В качестве режиссера и сценариста дебютировала в 1975 году новеллой «Бессчастная Матренка» в альманахе «Пошехонская старина». Создала свой собственный детский театр «Бемби», который выезжает на гастроли по России и по ближнему зарубежью.


Наиболее значимые актерские работы:

«Солярис» (1972),

«Звезда пленительного счастья» (1975), 

«Красное и черное» (1976), 

«Юность Петра» (1980), 

«В начале славных дел» (1980), 

 «Василий и Василиса» (1981),

«Лермонтов» (1986),

«Юность Бемби» (1986),

«Одна любовь души моей» (2007). 

 

Режиссерские работы:

«Живая радуга» (1982),

«Детство Бемби» (1985), 

«Юность Бемби» (1986), 

«Господи, услышь молитву мою» (1991), 

«Любовь и правда Федора Тютчева» (2003), 

«Пушкин. Последняя дуэль» (2006),

«Гоголь. Ближайший» (2009).

 

Сценарные работы:

«Пошехонская старина» (1977),

«Детство Бемби» (1985),

«Юность Бемби» (1986),

«Господи, услышь молитву мою» (1991),

«Мой дух к Юрзуфу прилетел...» (2000),

«Любовь и правда Федора Тютчева» (2003),

«Пушкин. Последняя дуэль» (2006),

«Одна любовь души моей» (2007),

«Гоголь. Ближайший» (2009),

«Тайна Снежной королевы» (2012). 

 

Беседовал Владимир Ермолаев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь