Культура

«Я был горд, увидев Шерлока со стороны»

13 май

Актёр Бенедикт Камбербэтч рассказал о своём самом успешном фильме и о том, что общего у персонажа Конан Дойля с Джулианом Ассанжем

Казалось, после блистательного исполнения роли Шерлока Холмса Василием Ливановым принять величайшего сыщика всех времён и народов каким-то другим мы не сможем. Но вот появился он – Шерлок в одноимённом сериале телеканала Би-би-си – и заставил кинематографический мир замереть в удивлении. Он оказался совсем другим, а оттого не напрашивался на сравнения. Исполнителю главной роли – Бенедикту Камбербэтчу – повезло проснуться не просто Шерлоком «из книги», но создателем принципиально нового образа в современном телевизионном кино. А разве не это мечта любого актёра?

– Бенедикт, если я не ошибаюсь, вы родом из актёрской семьи…

– Совершенно верно, мои родители имели самое прямое отношение к тому, чем я сейчас занимаюсь. Отсюда вытекает вполне резонный вопрос: неужто на актёрский путь меня настроили родители? Я сам пытаюсь на него ответить много-много лет и всякий раз отвечаю по-разному. Было время, когда мне казалось, что я стал актёром вопреки родителям, их воле: мол, ну да, вы актёры, но вот я... Шли годы, я мирился с тем, что не первым в семье пошёл по актёрской стезе, и никак не комментировал свою семейственность в профессии. А теперь... Поумнел, повзрослел, пришла пора «собирать камни», и вот сейчас самое время сказать, да, мои родители «родом из кино». И я «родом из кино». Правда, мы родом из разного кино, но сегодня уже не суть важно. Важно, что мы – люди одного дела.

– Почему же ваши отношения с родителями в этом плане оказались такими сложными?

– Как и все родители, которые заняты актёрским делом, мои не стали исключением и «порадовали» меня тем, что убрали из списка творческих наследников. Мол, тебе, мальчик, уготована иная роль в этой жизни. Но жизнь сама расставила акценты, сама выбрала мне ту роль, которую я играю до сих пор. Роль актёра – человека, который живёт тем, что меняет маски, характеры, проживает разные жизни. В общем, это то же, что делали мои родители.

– Кстати, ваша фамилия – Камбербэтч – с довольно сложным написанием и произношением, а ваш отец – человек с благозвучным и вполне себе запоминаемым именем...

– О да, Тимоти Карлтон – куда проще запомнить, нежели Бенедикт Камбербэтч! Однако тут всё просто: мой отец всего лишь не стал писать фамилию «Камбербэтч», остановившись только на своём имени, отсюда и столь звучный творческий псевдоним. Но мне эта идея не показалась привлекательной, хотя поначалу меня пытались сподвигнуть на выбор «имени попроще». Мол, «зачем продюсерам коверкать язык на твоём имени». Я лишь вежливо отнекивался: «Пусть будет так», проявлял настойчивость. Я вообще человек настойчивый. И, как видите, теперь мои имя и фамилия у зрителей буквально от зубов отлетают (смеётся).

– Да уж, каждый киноман планеты теперь с лёгкостью произнесёт вашу фамилию, выученную благодаря удивительной киноверсии похождений знаменитого британского сыщика. Кстати, взяли ли вы что-то от образов этого персонажа, созданных вашими предшественниками?

– Нет, я не «накачивал» себя фильмами о Шерлоке, от этого могла буквально лопнуть голова, а она у меня, простого актёра Бенедикта Камбербэтча, не такая уж и просветлённая, как у моего персонажа! (Смеётся.) Если серьёзно – хуже нет, когда ты готовишься к той или иной роли, находясь в плену уже отработанных штампов и стереотипов. С одной стороны, все существующие образы Шерлока в кино – сносное подспорье в поисках образа, с другой стороны – самая серьёзная помеха на пути создания своего собственного героя. Мой Шерлок ни на один другой образ не похож. Он современный, динамичный, он наглый и дерзкий. Это человек совершенно иной, нежели у Конан Дойля, эпохи. И я это учитывал. Оказалось непросто...

– Но ведь это же вымышленный персонаж в отличие от того образа, который вы воплотили в кинокартине «Пятая власть», сыграв реального Джулиана Ассанжа...

– Основательно «переболев» Шерлоком, я почувствовал, что смогу сыграть теперь кого угодно. Поэтому, когда меня позвали играть Джулиана Ассанжа, первая мысль проскочила: а кто он в нашем фильме? Насколько отстранённым будет мой взгляд на этого человека? Слишком уж много вокруг этой персоны разного рода возни – в прессе, в интернете. От реального Ассанжа почти ничего нет: есть миф, образ, легенда, которая создаётся каждый день всеми, кому не лень. Прямо-таки мой Шерлок, только из плоти и крови. Ассанж – это же не просто человек, который сумел скомпрометировать отдельно взятых политиков. Если бы вся наша история крутилась исключительно вокруг, пускай, одиозной личности Ассанжа, проект мог бы и не состояться. Тут важно было уловить веяние времени, актуальность самой темы интернет-разоблачения сильных мира сего. Когда-то именно такое разоблачение – причём безо всяких крутых современных гаджетов – спровоцировало пресловутый Уотергейтский скандал, который вынудил президента Никсона уйти с политической арены. Времена меняются, власть становится жёстче, власть становится менее чувствительной к такого рода уколам. И теперь даже громогласное интернет-разоблачение не способно вывести из игры того или иного политика. А что способно? И что есть нынешняя система разоблачения хитросплетений, интриг сильных мира сего?

Думаю, фильм «Пятая власть» именно об этом, а не только и не столько о личности Ассанжа. И я сам не хотел быть кинематографическим двойником этого человека, хотя старался даже ходить как он – мы долго и тщательно выписывали, вылавливали в Сети всякие ролики, новостные моменты с его участием, наблюдали за его повадками, походкой, посадкой головы. Я его старательно копировал, правда слегка переиначивая на свой лад: всё же это игровое кино, а не реконструкция исторических событий – модная тема современной телевизионной документалистики. Получился ли он, этот гений разоблачений, или же это была пустая трата времени, – решит зритель. Мне же не хочется судить этого человека, равно с тем и себя «в его шкуре»...

– Критики утверждают, ваш Шерлок куда раскрепощённее вашего же Ассанжа...

– Всё верно, этого не могло не случиться! Одно дело – сыграть самый экранизируемый персонаж в истории кинематографа, и совершенно другое – обыграть историю человека, который живёт в двух шагах от студии, где мы репетировали и снимали. Каждый твой экранный шаг – под пристальным контролем живого и самого что ни на есть реального прототипа. Лучше сыграть злодея из футуристической сказки о «Звёздном пути», где можно намешать краски, идеи, мысли! А тут что намешаешь? Реальность хуже любого вымысла, от неё никуда не скрыться.

– Коль зашла речь о фильме «Звёздный путь», вопрос: неужели вам все грани кинематографа подвластны? И почти документальная повседневность, и парафраз исторического гения сыска, и фантастическая тема...

– А я не вижу в этих своих образах уж слишком глобальной разницы, помимо отдельных знаковых деталей. Изображая Шерлока, мне не нужно было проваливаться в викторианскую Англию, а изображая Ассанжа, предаваться ненужной документалистике. Тот же мой главный отрицательный персонаж из фильма «Звёздный путь» – это не какая-то фантасмагория, это человек из плоти и крови. Кстати, Джей Джей Абрамс взял меня в свой фильм, насмотревшись Шерлока. И я его хорошо понимаю. Шерлок – наш новый Шерлок, наш современный дерзновенный Шерлок – чрезвычайно удачный продукт современного телевидения, где в удачный замес попали и вразумительные, остроумные сценарные идеи, и невероятно качественная, продуманная до мелочей, взвешенная режиссура, от которой по просмотру смонтированного материала просто в дрожь бросает. Я был горд, честно скажу, когда впервые увидел себя, то есть Шерлока, со стороны. Да, классная режиссура, удачный монтаж – почти половина всего предприятия, имя которому «кино». И я прекрасно понимаю Абрамса, который сделал на меня ставку именно после Шерлока.

– Да, сильный вышел образ, этот ваш Шерлок. Не боитесь стать рабом одной роли?

– Чего нет, того нет. И это не позёрство. Просто за время работы над Шерлоком было создано столько всего параллельно, где мой образ Шерлока не нужен был вовсе, что я не боюсь застыть в кинематографическом гипсе. Наверное, всё потому, что Шерлок у нас вышел какой-то гуттаперчевый, ломкий, сложный, и повторить такое вне контекста сериала невозможно. Любая другая драматургия будет форсировать иного героя. Он может быть похож на Шерлока, может быть не похож. Есть мнение, будто Ассанж в моём исполнении – некий Шерлок из мира интернета и айфонов, но это всего лишь мнение, и не более того. Дело тут даже не в копировании образа Шерлока из популярного нынче сериала, а в том, что современная телевизионная драматургия соскучилась по сильным образам, волевым, цельным, способным на бескомпромиссные поступки и решения. Ведь кто такой наш Шерлок? Маска. Но маска решительная, способная стать реальным воплощением героического начала в мире, который давно перестал жить аллюзиями на тему героев, гражданского подвига. Поэтому все, кто так или иначе захочет копировать образ Шерлока или же меня в этом образе, всего лишь встанут в очередь за настоящим, реальным и сильным воплощением героики наших дней.

 

Беседовал Дмитрий Московский
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь