Мнения и комментарии

Выпил, сел за руль – в тюрьму!

01 июля

Сегодня, 1 июля 2015 года, вступает в силу ряд поправок в автомобильный раздел Административного кодекса России. Самым жёстким нововведением стало радикальное ужесточение ответственности водителей за езду в нетрезвом состоянии. Для виновников пьяных аварий со смертельным исходом впервые вводится минимальный нижний предел наказания. Раньше его не было, поэтому виновники аварий нередко отделывались условными сроками. До сих пор колонии удавалось избежать десяткам убийц на колёсах, в числе которых были и пьяные силовики, прокуроры, чиновники. К 70-летию Победы, кстати, из колоний-поселений освобождены по амнистии несколько тысяч человек – виновников ДТП со смертельным исходом. Среди них есть и совершившие летальные ДТП в нетрезвом виде.

До сегодняшнего дня в случае аварии с одним погибшим нетрезвому водителю по статье 264 (пункт 4) УК РФ светило лишение свободы на срок от … (в пункте 4 не прописано) до семи лет. Теперь статья чётко прописывает вилку: от двух до семи лет лишения свободы. А предельный срок по статье 264 (пункт 6) УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими) увеличивается с семи до девяти лет.

Согласно новой редакции статьи 264 УК впервые смогут привлекаться к уголовной ответственности пьяные автолюбители или водители, отказавшиеся от медицинского освидетельствования. Но уголовная ответственность наступит только в случае, если нарушитель пойман за рулём в нетрезвом состоянии в течение первых 12 месяцев после возврата водительских прав за аналогичное нарушение ПДД. Впрочем, решётка в колонии-поселении грозит нетрезвым водителям-рецидивистам не всегда. В качестве альтернативы для них предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей или принудительные работы.

Автор законопроекта об ужесточении ответственности для пьяных водителей, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков полагает, что положительный эффект от драконовских мер наступит мгновенно. На мой же взгляд, чудовищная диспропорция в наказании – штраф или реальный срок – приведёт только к обогащению гаишников. Не исключено, что самые алчные служители полосатого жезла начнут вымогать у пьяного водителя те самые 300 тысяч, которые и прописаны в законе в качестве альтернативы уголовному наказанию.

Идея уголовного наказания за пьяную езду, пусть и без аварий с жертвами, не нова. Ещё в 2013 году депутат Госдумы Ирина Яровая потребовала переквалифицировать из Административного в Уголовный кодекс статью о наказании для водителей за повторное нахождение за рулём в нетрезвом виде на реальный срок заключения до двух лет. Однако члены Верховного суда РФ не согласились с переквалификацией. Они отметили, что в России попросту не хватит тюрем, чтобы разместить на нарах нетрезвых водителей-рецидивистов. В 2014 году, например, за пьяную езду без прав или повторное употребление за рулём административную ответственность понесли почти 550 тысяч человек!

 

Два года назад Верховный суд забраковал законопроект, назвав его «узконаправленным». Авторы отзыва подчёркивали, что «снижению количества ДТП с участием пьяных водителей может способствовать только системный подход в области безопасности дорожного движения, а также усиление мер, позволяющих сделать наказание неотвратимым». Но депутаты всё-таки продавили переквалификацию. Пусть не в кровожадном варианте Ирины Яровой, а в более мягкой версии её коллеги Вячеслава Лысакова. Но любителей выпить перед тем, как провернуть ключ в замке зажигания, жёсткая поправка наверняка отрезвит.

 

Сергей Тачаев, спецкор «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1