Культура

Выборг дал прогноз на завтра нашего кино

15 августа

В Ленинградской области завершается 21-й кинофестиваль «Окно в Европу»

Отечественное кино ежегодно оценивают два фестиваля: сочинский «Кинотавр» и выборгский – «Окно в Европу». То есть фестивалей-то в нашей стране несколько десятков, но эти два дают наиболее полное представление о состоянии дел в нашем кинематографе. И если «Кинотавр» диагностирует «настоящее российского кино», то девиз выборгского фестиваля – «прогноз на завтра».

Это условное «завтра» в конкурсе «Окно в Европу» представляют 13 фильмов, пять из которых сняты дебютантами. Только у одной дебютной картины – романтической комедии «Московские сумерки» – есть шансы появиться в более-менее широком прокате. Режиссёр Алёна Званцова вообще-то уже достаточно известна как кинодраматург, её первый фильм сделан по её же крепкому профессиональному сценарию в любимом публикой жанре ромкома – он забавный и симпатичный.

Похожих мелодрам и комедий в мировом кино немало, но для наших кинематографистов соблюдение жанрового формата большая редкость, так что под музыку группы «Ундервуд», да ещё, как говорится, с шутками и прибаутками, «Московские сумерки» станут приятным развлечением для зрителей.

Собственно к фестивальному кино – изысканному по форме, радикальному по замыслу – ближе всего оказался дебют режиссёра и сценариста Сергея Кузнецова «Деливеранс». Аннотация, прямо скажем, слегка отпугивала: «Голый мужчина просыпается в морге с биркой на ноге, он не понимает, кто он и откуда…» Но фильм увлекает. История спутанного сознания оказалась метафоричной и реалистичной одновременно. Один пласт картины – многолетняя и безответная любовь героя к девушке, о которой он беспрестанно думает. Второй – история о том, как его же, случайно ставшего свидетелем ментовского беспредела, избивают до потери памяти и отправляют в морг, решив, что он скончался.

Сергей Кузнецов, безусловно, обладает режиссёрским даром, способностью талантливо визуализировать не только и не столько внешние события, но прежде всего внутренний мир, не впадая при этом в претенциозность и ложную многозначительность. Минималистская сдержанность его кино не кажется скудной и бедной – напротив, придаёт фильму своеобразную красоту. Бюджет фильма способен потрясти воображение: это всего лишь 60 тысяч долларов, потраченных режиссёром из своего кармана, и только потому, что он точно знал, о чём и зачем хочет делать фильм. Именно такие люди и добиваются успеха.

Но среди дебютантов, которых собирает и обогревает своим вниманием фестиваль «Окно в Европу», немало, увы, и тех, кто, не обладая дарованием, вкусом и не владея профессией, тем не менее рвётся в кино. В результате на фестивальном экране возникают опусы типа пафосного и насквозь фальшивого «Прозрения» Александра Мелентьева, аляповатой и бестолковой мелодрамы «Вот это любовь!» Станислава Назирова, снятой в формате туристического буклета (герои путешествуют по Белоруссии в поисках любви, наслаждаясь одновременно красивыми видами) и псевдофилософской так называемой притчи Александра И. Строева под названием «ЖЖ». Как правильно заметил один из журналистов после просмотра: «В диалогах персонажей постоянно проявляются авторские потуги на юмор, на афористичность. Но к себе любимому режиссёр относится на сто процентов всерьёз, и вот это в картине самое смешное».

К этим унылым фильмам, способным лишь испытывать на прочность далеко не бесконечное терпение публики и критиков и наводящим на них смертную тоску, относится и «Метель» неведомого Глеба Глебова. Под этим именем скрылся (говорят, из-за конфликта с продюсерами, а скорее всего, от гнева зрителей) Александр Гордон, непримиримый оппонент практически всех кинорежиссёров в «Закрытом показе». Его сюрреалистическая «Метель» по мотивам рассказа Льва Толстого превосходит непрофессионализмом, апломбом и полнейшей бессмысленностью самый скверный фильм, который только можно вообразить.

Особняком в конкурсе стоит социальная драма Ларисы Садиловой «Она». Фильм о судьбе таджикских гастарбайтеров в России сделан лаконично, просто, без спекулятивного нажима и без перекоса в ту или иную сторону. Режиссёр никого не осуждает и никого не превозносит, её рассказ об обычных людях, в чём-то хороших, иногда – не очень, и непростых ситуациях, в которые они попадают.

Сенсацией конкурса стал фильм Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь», отвергнутый отборочной комиссией «Кинотавра», а в Выборге ставший очевидным фаворитом.

Сергей Тарамаев – известный театральный артист, ученик Петра Фоменко – рассказал, что импульсом для написания сценария стал вокальный цикл Шуберта «Зимний путь», одно из самых трагичных его произведений. 

Фильм Тарамаева – Львовой нарушает запреты, «выходит за флажки». Тут есть мат, алкоголь, наркотики, гомосексуальная тема, но не для того, чтобы шокировать и обратить на себя внимание. Это яркое, сильное кино о барьерах, стоящих между людьми, которые порой невозможно преодолеть. 

Это мастерски снятая и сыгранная история с печальным финалом, которая оставляет, несмотря ни на что, светлое чувство. Как всё, что сделано бескомпромиссно, с душой и подлинным талантом. 

Ольга Галицкая, киновед, Выборг, специально для «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь