Культура

Вот такие рокировочки

17 февраля

Удивительные вещи, согласитесь, происходят на питерской оперной поляне: два театра, Мариинский и Михайловский, изо всех сил делают вид, что им дела нет друг до друга. Однако же, если дать себе труд сравнить афиши, даты премьер, гастрольные графики двух театров, один из которых, заметим, федерального подчинения, а другой – городского, картина вырисовывается прелюбопытная. Пожалуй, стоит всмотреться в нее пристальнее, так сказать, вооруженным глазом, используя методы сравнительного анализа.
Судите сами: объявляют в Мариинском, к примеру, цикл из опер Пуччини «Турандот» с участием Владимира Галузина или «Тоску». Глянь – а в Михайловском почти в те же дни «Тоску» дают. Или, скажем, поставили на излете сезона, аж в июле, «Русалку» Дворжака в Мариинке (опера эта у нас вообще нигде не шла) – вдруг осенью та же «Русалка» уже украшает афишу Михайловского. Решил Мариинский обратиться к Яначеку, поставил «Средство Макропулоса». Спустя месяц проходит премьера «Кати Кабановой» того же автора уже в Михайловском. Ну не странно ли?

Переманивание солистов из театра в театр вообще особая история. Уж сколько было гордости и торжества в Михайловском, когда ведущий солист балета Денис Матвиенко завоевывал призы на международных конкурсах и получал благожелательную прессу на зарубежных гастролях! Пригласили в Мариинский – и ускользнул Денис Матвиенко, уж больше года прошло с тех пор.

Но Михайловский театр обиду не стерпел и внакладе не остался. Нынешний год начался с удачного приобретения: Леонид Сарафанов, в недавнем прошлом ведущий солист Мариинского театра, потрясающий Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и незаменимый Иван-дурак в балете Щедрина «Конек-Горбунок» (Алексей Ратманский ставил партию фактически на него, ориентируясь на психофизику актера), подписал контракт с руководством Михайловского театра. Причем в официальных сообщениях подчеркивается, что в новый коллектив Сарафанов приходит в качестве премьера – дух захватывает, до чего почетно!

Сам Леонид объясняет свой переход с Театральной площади на площадь Искусств тем, что он очень интересуется современной хореографией и всегда мечтал поработать с Начо Дуато. А Начо Дуато, много лет возглавлявший Национальный театр танца Испании в Мадриде, с осени занимает пост художественного руководителя балета в означенном заведении, сменив Фаруха Рузиматова. Впрочем, беспрецедентная текучесть кадров в Михайловском театре такова, что никто уже не обращает особого внимания на отставки и назначения, которые мелькают с калейдоскопической быстротой с момента воцарения господина Кехмана. Была Елена Образцова руководителем оперы – и нет Образцовой. Был в дирижерах шустрый итальянец Даниэле Рустиони – и где теперь Даниэле Рустиони? Недолгий роман Александра Сокурова с театром окончился ничем. Уж не говоря о дирижере Андрее Аниханове, нашедшем себе после отставки из Михайловского театра гораздо лучшее применение, – он теперь делит свое время между московским оркестром и Римской оперой.

Что примечательно – почти все уходят сами, по собственному, так сказать, желанию. Последняя новость – уход из театра Марка де Мони, известного в городе арт-деятеля. Британец, вполне освоившийся в городе на Неве, 10 лет был гендиректором одного из самых успешных и продвинутых музыкальных фестивалей города, Early Music, именно на эти годы пришелся расцвет фестиваля.

В октябре прошлого года Марк по настоятельному приглашению господина Кехмана принял на себя обязанности директора по развитию. Я тогда предрекала, что он не продержится в театре более полугода. Ошиблась: Марк продержался всего пять месяцев. И теперь отбывает в Пермский оперный, где на днях произошла торжественная инаугурация Теодора Курендзиса, нового худрука. Марк будет исполнять там обязанности генерального менеджера ансамбля старинной музыки Musica Aeterna, а также менеджера по зарубежным связям театра.

В свете описываемых событий (за несколько дней до Марка театр покинула пресс-секретарь Анастасия Гриб) остается лишь догадываться, какая атмосфера царит в кулуарах, какие страсти кипят в начальственных кабинетах и какой стиль деловых отношений принят во вверенном господину Кехману учреждении. На этом фоне состоялся триумфальный приход в балетную труппу Леонида Сарафанова. В январе он уже танцевал в Михайловском в «Жизели», в феврале выступил в партии Принца в «Лебедином озере». Впрочем, еще раньше, осенью, он вместе с Денисом Матвиенко принял участие в продюсерском проекте, станцевав на арендованной сцене Михайловского театра в балете Quatro. Кстати, балет попал в список номинантов на «Золотую маску».

Оказалось, Леонид и Денис учились в Киевском хореографическом училище с разрывом лишь в два-три года, так что знают друг друга давно и хорошо. Вот такая рокировочка получилась: интересно, правда?

В марте Михайловский театр повезет в Москву показывать номинированные на «Маску» спектакли: «Лебединое озеро» в редакции и постановке Михаила Мессерера, главного балетмейстера театра. Именно Мессерер привел в порядок спектакли классического репертуара, так что они выглядят теперь вполне цивильно: тщательно отделаны, аккуратны, да и кордебалет явно улучшил показатели. Еще на «Маску» выдвинута «Иудейка» Галеви – спектакль приглашенного режиссера Арно Бернара. Подводя итоги года, канал «Культура» объявил постановку главным событием прошлого оперного сезона. Учитывая методы работы господина Кехмана со столичной прессой, надо полагать, гастроли в Москве пройдут успешно.

 

Гюляра Садых-Заде
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1