Мнения и комментарии

«Ворон» предложил версию гибели своего автора

25 апреля

На экране – триллер, посвященный финалу жизни писателя Эдгара Аллана По.

Он жил давно. Иногда кажется, что очень давно. Он прожил мало по сравнению с иными патриархами словесности. Всего-то сорок лет. Но его творчество оставило настолько заметный след в мировой, и прежде всего американской литературе и культуре, что отголоски сюжетов и мотивов загадочного автора «страшных» новелл и по сию пору вдохновляют тех, кто любит пугать публику искусством визуальных и мистических загадок или словесной эквилибристики. Сейчас даже трудно себе представить, что По был всего-то на десять лет моложе Пушкина. А были еще в его бурной творческой жизни и гневные критические статьи в адрес своих поэтических конкурентов (Генри Уодсворт Лонгфелло), и научно-фантастические повести, и философские трактаты, и, конечно, стихи. Одно из самых известных стихотворений Эдгара Аллана и дало название фильму, описывающему последние дни жизни будущего классика. «Ворон» – так называлось стихотворение, точно так же называется и сама картина.

Ее поставил режиссер Джеймс Мактиг, который до этого был замечен в постановке фильмов исключительно «боевого» и «зубодробительного» кинонаправления («Ниндзя-убийца», «Вторжение»). Хотя мастер остросюжетного кино и не чурался криминальных сюжетов («V значит вендетта»). На первый взгляд может показаться, что и «Ворон» должен был продемонстрировать умение Мактига осваивать сопредельные массовым киножанрам территории. Тем более с учетом того, что главным героем нового фильма как раз и стал тот человек, которые придумывал новеллы, от которых и почти два века спустя стынет кровь в жилах. Мастера проката, не долго думая, сразу определили ленту в весьма странный разряд «готических триллеров». Хотя спросите меня сейчас, что это значит, и я потеряюсь в догадках.

После просмотра фильма предварительные догадки обрели характер убеждения. Постановщик «Ворона» выбрал в качестве жанрового канона… рассказы самого Эдгара Аллана По. На этом и построен сюжет, описывающий те экстремальные обстоятельства, которые сопровождали последние дни жизни писателя, считавшего самого себя непризнанным гением. Доказательством его гениальности и является интрига фильма. Некто в Бостоне совершает ряд страшных и кровавых злодеяний. Каждое из этих преступлений было описано ранее По в его рассказах. Очевидно, что подозрение следователей в той или иной степени падает на самого автора. Но и на этом закручивание интриги не прекращается. 

Злоумышленник похищает возлюбленную писателя Эмили. И здесь начинается настоящая игра со смертью. Похититель требует от писателя новых новелл, описывающих новые преступления. При этом превращаясь в некую «злую музу» гения остросюжетного повествования, он подталкивает По к разгадке тайны местонахождения похищенной невесты. И… вдохновение приходит к мрачному и смятенному гению американского романтизма. Он один за другим сочиняет рассказы, которые вызывают бурный восторг в той газете, куда вынужден их отдавать загнанный в тиски вдохновения и угроз Эдгар Аллан По. И это состояние смятения, пожалуй, лучшая иллюстрация привычного тезиса о том, что лучше читателям не знать о тех подробностях, которые сопровождали появление на свет того или иного шедевра. Это даже не тот «сор», из которого вырастали стихи Анны Андреевны. Это более ужасная и трагически неразрешимая ситуация, в коей оказывается порою творец: невозможность не творить, не пользуясь какими-либо креативными афродизиаками. По пишет, выдумывает, сочиняет, публикует, прекрасно понимая, что тем самым поощряет Зло и злодея-маньяка. Он не может отрываться от реальности и условий задачи по воле коварного вдохновителя его творчества, но на то он и гений, чтобы вырваться за пределы действительности…

Здесь пора вспомнить об актере Джоне Кьюсаке, который до сих пор не относился к числу голливудских звезд первого ряда. Но после «Ворона» у него есть все шансы таковым стать. Нервный темперамент его героя в фильме кажется поначалу очень необычным и чрезмерным, но постепенно происходит осознание того, что, быть может, это уже и не Джон Кьюсак, а оживший и загадочный Эдгар Аллан По, попавшийся на месте собственного преступления, когда вздумал шутить с жизнью в стиле собственных новелл, но не заметивший расставленных реальностью капканов. Навалившаяся на героя всей своей тяжестью необратимость трагической развязки превращает его в полусумасшедшего и одержимого человека, этакого маньяка наоборот. Ему уже никогда не вернуться в прежнее состояние, ибо приближение к разгадке усиливает желание и стремление отыскать похищенную Эмили и покарать убийцу….

Развязка столь напряженной интриги в «Вороне» абсолютно не голливудская и очень далека от привычных кинодетективных финалов с обязательным торжеством тех, кто противостоит злодеям. Ведь в героях нынче сам Эдгар Аллан По, у которого с миром пороков и низменных страстей были очень запутанные отношения. А посему зрителей увлекательной и леденящей в иных эпизодах душу и нервы картины ждет весьма необычная развязка, которую они никак не ожидают, если….

...Если они не читали до этого биографию Эдгара Аллана По. После просмотра «Ворона» мне очень захотелось узнать ее подробности, особенности те, которые связаны с кончиной писателя. И они оказались именно такими, которые и позволили в «Вороне» сочинить двусмысленный финал всей интриги с похищением и убийствами. В киноверсии достоверны только два факта: По не стало осенью 1849 года и перед смертью в полузабытьи он повторял только одну фамилию, которая в нынешней картине и является разгадкой всех тайн. Все остальное, показанное на экране, не более чем вымысел авторов фильма. Но вымысел впечатляющий и завораживающий роскошным обаянием неведомого Зла, творящего повсюду за собою кровавый след. Недаром в фильме возникает название и мотивы одного из самых «страшных» сочинений американца – «Красная маска смерти». Да устрашится тот, кто увидит ее на лике человеческом. Ибо под этой маской может оказаться лик кого (или чего) угодно.

Историкам литературы так и не удалось точно установить окончательные обстоятельства и причины смерти Эдгара Аллана По. Фильм «Ворон» свою оригинальную версию предложил. И по-своему заставил в нее поверить. Но самое главное, что после просмотра картины очень захотелось узнать иные подробности биографии писателя и перечесть заново его сочинения, несмотря на то, что в них описаны и рассказаны истории, которые не с самой лучшей стороны представляют человеческого индивидуума и его отношения с реальностью.

Сергей Ильченко, искусствовед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.59
0.147 (0.16%)
Курс Евро
99.79
0.067 (0.07%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0