Общество

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

22 апреля
Форум мыслился как посвященный 100-летию императорского указа от 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости" и обязан был выяснить, что случилось за прошедший век с веротерпимостью в нашей стране. В соответствии с замыслом организаторы пригласили к участию представителей основных конфессий, существующих в нашем городе.
В общем, идея неплохая для ученых, занимающихся религиоведением. То есть, видимо, имелся в виду некий эксперимент, в ходе которого "лидеры религиозных организаций" должны быть собраны в одно помещение, где бы они свободно общались между собой. В конце, очевидно, предполагался некий консенсус.
Все бы это сработало, будь эти самые "религиозные организации" действительно только социальными группами. Но они есть нечто большее: каждая из них олицетворяет отдельный духовный принцип, непререкаемый для ее последователей. Поэтому бесполезны призывы, которые предельно четко озвучил ведущий научный сотрудник ГМИР Николай Гордиенко:
- Все религиозные организации сидят на разных ветвях одного дерева. И когда считают, что пилят другую ветку, на самом деле они пилят ствол.
Если отвлечься от сюрреалистической картины мистического древа, на ветвях которого сидят "представители религиозных организаций", это можно перевести так: "люди, верящие во всякую ерунду, почерпнули ее из одного источника, а потом расцветили ее всякими несущественными различиями. Потому им следует соблюдать корпоративную этику и не ссориться между собой, а то общество нормальных, ни во что не верящих людей сочтет для себя обременительным терпеть в своей среде такое количество маргинальных безумцев".
Сущность таких умонастроений - в вере, которую исповедуют часть ученых-религиоведов, и заключается она в том, что Бога нет. Для такого верующего неверующего эта идея является единственно верной. Отсюда и совсем уж смелое высказывание Николая Семеновича:
- Религиозные лидеры не должны употреблять слова "истинная вера" в применении к своей конфессии.
С его точки зрения, это вполне логично: истинная вера только та, которая не признает существования Бога. Но дело в том, что есть множество людей, верящих в иное. И их вера для них не менее истинна. А столкновение нескольких вер никогда ни к чему хорошему не приводило, ибо нет ничего более непродуктивного, чем диспут: все его участники расходятся с убеждением, что победила именно их сторона, а на деле "побеждает" тот, за кем реальная сила.
Однако, слава Богу, форум в ГМИРе задумывался не как диспут, иначе был бы нарушен провозглашенный директором этого научного учреждения Станиславом Кучинским принцип: "ГМИР - место, где религии живут мирно". Разумеется, энная часть докладов выступавших ученых была посвящена попыткам спровоцировать острый разговор, что признал и ведущий круглый стол ученый секретарь музея Владимир Иванов. Однако "религиозные лидеры" вели себя, на удивление, спокойно. Прежде всего это касалось нескольких священников РПЦ - преподавателей Духовной академии.
От возмущения тем, что "конфессионально ангажированный" российский президент не посетил похороны римского папы, до прямых обвинений в том, что РПЦ негативно относится к самому понятию свободы совести, "провокации" были направлены именно против основной российской конфессии.
Доказывать, что православие уже тысячелетие является главной религией в этой стране, что ее исповедует большинство российских верующих, что только поэтому неизбежно ее взаимодействие с любыми властями (таковое имело место даже при советской власти) и что свобода совести не предполагает уравнивания всех "религиозных групп", невзирая на их место в истории и степень влияния на народ, бессмысленно. Все равно оппоненты останутся при своем мнении. Так что и здесь дискуссии не получилось.
Члены различных конфессий слишком хорошо знают, что их разъединяет, и это разделение фатально. Сажать вперемешку католика, иудея, старовера, лютеранина, буддиста, конечно, можно. Но это никак не приблизит их слияние в некую надрелигиозную общественную структуру.
Тем не менее никто из истинно верующих не собирается, как то предположил Николай Гордиенко, "бороться" меж собой. Нормальные люди, не фанатики, способны разделять свой статус членов единого общества и принадлежность к истинной для них вере. Благожелательно общаться между собой вполне возможно, и такое общение происходило на круглом столе.
Форум был полезен в основном именно поэтому. Нечасто представителям разных религий удается собраться в одном месте, посмотреть друг на друга и вспомнить, что все остальные не только заблудшие иноверцы, но еще и живые люди. Вот это, наверно, и есть вожделенная веротерпимость, которой так озабочены либерально настроенные сограждане.
Проблемы, разумеется, есть, их много. Но разрешаются они отнюдь не на таких собраниях. Многие, например, пришли сюда в основном для того, чтобы пообщаться с представителями власти в лице заведующей отделом по связям с религиозными объединениями при городском правительстве Любови Мусиенко и решить какие-то свои насущные вопросы. Это попытался сделать, например, диакон Русской древлеправославной церкви Козьма Морозов - его единоверцы уже давно ждут выделения участка под строительство храма, который был в дореволюционном Петербурге, да, конечно, теперь разрушен. Но все эти попытки имели мало успеха: отец диакон, например, был послан со своими проблемами на тендер КУГИ. И это, видимо, правильно: такие мероприятия, какое устроил ГМИР, все-таки предназначены для более глобальных вещей.
Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веротерпимости" был подписан императором Николаем II в пасхальное воскресенье 17 апреля 1905 года.
В период, последовавший за изданием указа, Комитетом министров (впоследствии Советом министров) был издан целый ряд нормативно-правовых, правовых актов, снимавших частные законодательные ограничения и "стеснения" для неправославных подданных империи.
Павел ВИНОГРАДОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2