Взгляд

Вечный маятник Минобра

28 февраля

 

Маятник Фуко – блистательный эксперимент, доказывающий очевидное «а всё-таки она вертится». Прелесть эксперимента в том, что повторить его может кто угодно в любой точке земного шара. Иное дело – эксперименты в сфере образования. Очевидное – в одной школе, невероятное – в школе через дорогу. Тем не менее на очереди очередной  эксперимент. Теперь в сфере домашних заданий.

Чиновники Министерства образования и науки вняли стонам родителей о перегруженности школьников. И задумали ввести общероссийский школьный норматив – полтора часа в день на домашние занятия для младшеклассников, а выпускникам – не более трёх с половиной часов. Вроде всё обоснованно. Даже подкреплено авторитетными международными исследованиями. Российские дети тратят на выполнение домашних заданий около 10 часов в неделю, чуть ли не больше всех в мире.

Соответствующий циркуляр будут обсуждать с общественностью до 4 марта, а потом, как водится, примут и вздохнут свободно: глас народа услышан, проблема решена. Так уже было и со стандартами для школы, и с Законом об образовании. Чиновники от образования, оснащённые научными степенями по педагогике, никак не могут уразуметь: педагогика, конечно, наука, но она почти неотличима от искусства, а значит, универсальных экспериментов и общих решений быть не может. Как не бывает общего на все времена образа
Джульетты или идеального изображения Мадонны для всех времён и народов.

Два года назад моя дочь написала ЕГЭ по математике лучше всех в школе. Лучше всех в школе, которая входит в тройку лучших в Центральном районе Петербурга. Тот самый ЕГЭ по математике, сложный и ужасный, проходной балл по которому снизили в этом году, потому что, если бы не снизили, пятая часть выпускников осталась бы без аттестатов. На самом деле ЕГЭ по математике – сложный, только если  претендуешь на высокий балл. Для зачётной тройки достаточно знать математику на уровне пятиклассника. Без всяких репетиторов. Репетиторов для высокого балла у нас тоже не было. Учитель математики в старших классах был прекрасный. Дети, даже те, кто в математике не очень и кого он называл «глупые гуманитары», его обожали и с горящими глазами рассказывали, что им сегодня Михалыч «отжёг». Вот такой у них приключился «роман с царицей наук» под конец школы. Поскольку главное – учитель.

До девятого класса дочкины отметки по математике были школьным воплощением сюрреализма: два, два, два, пять, два, два, пять – и так из недели в неделю. Я даже пошла к учительнице, чтобы выяснить, откуда такие американские горки. Оказалось, пятёрки – за контрольные, а двойки за несделанные домашние задания.

– Нет, в классе она решает больше остальных и всё понимает, но домашние задания надо выполнять, – назидательно сказала математичка.

Мои робкие аргументы насчёт того, что механическое переписывание задачек, которые ты и так умеешь решать, труд скорее физический, чем умственный, успеха не имели. В старших классах дочь увлечённо билась часами над сложными задачками, которыми снабжал их «Михалыч». Вот и весь сказ про домашние задания, которыми так «перегружены» дети и которые так тревожат Минобрнауки.

Новое чисто бюрократическое начинание, предписывающее предельное время на «домашку» в сутки, ни о чём и ни для кого. Дети разные, и задания разные. Читают по-разному, рисуют по-разному, слушают по-разному. Кто-то запоминает историю с лёту, но его контурные карты далеки от совершенства. Кому-то нужны задачки попроще, кому-то интереснее головоломки. Кто-то легко выдаёт многостраничные тексты, а для кого-то полстранички тезисов – большой успех. Хороший учитель найдёт подход к каждому, и даже «глупые гуманитары» у него набирают на ЕГЭ куда больше проходных 25 баллов.

Можно отменить домашние задания вовсе (такими экспериментами баловались учёные-педагоги), можно задавать на дом очень много или очень мало. Главное, чтобы  заданное было интересным и чтобы сам школьник без помощи семейной гвардии хотел и мог с ним справиться.

А новое начинание бюрократов обернётся очередной бумажкой. Учитель будет отчитываться, сколько часов потратили на дому вверенные ему ученики, вместо того чтобы искать ключик к каждому школьнику. А ученики будут механически переписывать упражнения, зубрить Пушкина и заставлять бабушку собирать гербарий. Так будет, пока бюрократы будут верить, что бумажка важнее человека, а самый продуктивный труд – мартышкин, поскольку он превратил обезьяну в человека.

 

Марианна Баконина, обозреватель канала 100 ТВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно